Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Коммунальные сети изношены на 70%. Решить проблему можно за пять лет в рамках нацпроекта

«Но чиновники хотят содрать деньги с людей, а не взять их из бюджета. Сырьевая бюрократия привыкла считать народ нахлебниками и делиться с ним рентными доходами не хочет» — Иван Грачев.

Российские власти заявили о намерении модернизировать изношенную коммунальную инфраструктуру. Вице-премьер РФ Марат Хуснуллин предложил два способа решения этой проблемы. Первый: ввести некое тарифное регулирование. Второй: довести тарифы на услуги коммунальщиков до «экономически обоснованных» и субсидировать возросшую плату тем, у кого расходы на услуги ЖКХ превысят 15% от доходов.

О том, почему новая идея правительства не даст эффекта и какой путь тут наиболее рационален, в интервью DK.RU рассказал известный экономист, бывший депутат Госдумы РФ Иван Грачев.

«С граждан средств вы не соберете»

По мнению Ивана Грачева, правительство, желая покончить с давней проблемой износа сетей, в то же время не предложило эффективной модели ее решения.

Иван, почему проблема изношенных коммунальных сетей в России не решается? Эксперты в области ЖКХ говорят, что темпы замены коммуникаций должны быть выше нынешних раз в десять, чтобы страна не столкнулась с коммунальной катастрофой. Что мешает увеличить эти темпы?

— Тут есть две причины. Первая заключается в том, что наверху не хотят однозначно оценить, сколько денег необходимо на замену всех изношенных коммуникаций. По грубой оценке, на это требуется 30% от сметной стоимости всего строительства в стране — по моим расчетам, 10 трлн руб. как минимум.

Далее чиновник должен решить, откуда возьмутся эти средства. То, что это могут быть деньги, которые в платежках идут под кодом «капитальный ремонт», — глупости: 10 триллионов таким способом собрать с простых людей нельзя.

Значит, необходимо другое решение — к примеру, одну часть взять из Фонда реформирования ЖКХ, а другую — из свободных государственных средств. Недавно же премьер Мишустин говорил о превышении доходов государства в 2021 году над плановыми на 3 трлн — бери их и решай проблему.

А правительство собирается идти иным путем — повышать тарифы, выдумывать очередные субсидии, то есть только сдирать с людей деньги. Но 10 трлн руб. у граждан сейчас нет, и, чтобы решить проблему в обозримые сроки, пришлось бы удвоить квартплату.

Есть и вторая причина, почему проблема не решается. Марат Хуснуллин говорит, что тарифы на услуги коммунальщиков должны стать, наконец, экономически обоснованными. Но как понять эту обоснованность? Я в свое время как председатель комитета Думы по энергетике изучал этот вопрос и выяснил, что тарифы на горячую воду и тепло отличаются в некоторых городах аж в 10 раз! Считалось, что они обоснованны, но износ сетей почему-то везде был одинаковый. Поэтому вся эта «экономическая обоснованность» — чепуха.

На мой взгляд, проблему с сетями могут решить только государственные средства. Только так можно ликвидировать в стране аварийное жилье и навести порядок с инфраструктурой ЖКХ.

Но почему правительство не определит сумму затрат и не начнет модернизацию сетей?

— Мне кажется, просто не хочет. Возможно, чиновники и подсчитали, что нужно хотя бы по 3 триллиона в год тратить на коммунальную инфраструктуру, и даже, возможно, доложили об этом Путину, а он, возможно, и согласился брать их из госбюджета и различных фондов. Но, понимаете, деньги бюджета и фондов — это всегда чьи-то деньги, из них те или иные структуры привыкли что-то получать. А здесь нужно в основном давать — в данном случае давать народу, а сырьевая бюрократия привыкла считать народ нахлебниками и делиться с ним доходами от нефти и газа не хочет. Были бы это доходы от малого и среднего бизнеса — картина, возможно, была бы другой.

Вот Путин недавно сказал, что в 2022 году пора, наконец, решить в стране проблему аварийного жилья. Формулировка отличная, но вообще-то нужно еще и уточнить, сколько все это стоит в рублях, а ему, видимо, не сказали. По моим же подсчетам, на это должно уйти $100 млрд или 7 трлн руб. В бюджете таких средств на аварийное жилье не заложено — потому что даже оценку никто не делал. Поэтому в 2022 году проблема с аварийным жильем не решится.

Кстати, какова реальная цифра изношенности коммунальных сетей России? Где-то пишут о 45%, где-то едва ли не про 90%.

— Изношенность сетей примерно 70%. Чтобы коммуникации работали эффективно, нужно, чтобы этот показатель был 40%. Для этого нужно потратить за три года примерно 10 трлн руб. Могу успокоить — никакие не 100 трлн, о которых иногда пишут в СМИ.

Представим, что деньги выделены и работы можно начинать. Хватит ли в стране рабочих рук, чтобы быстро модернизировать сети от Калининграда до Чукотки?

— Тех, которые готов заняться заменой коммуникаций, в стране вполне достаточно, они способны привести инженерные сети в порядок в короткие сроки. И с аварийными домами тоже, кстати, все не сложно. Честно говоря, я не понимаю, зачем нашему государству копить деньги — пусть и в американских долларах. Да, накоплено сейчас $600-700 млрд, но если случится серьезный кризис, эти деньги могут попросту пропасть, и почему бы $100 млрд не потратить сейчас на замену сетей? Кто мешает?

Может ли крупный бизнес как-то помочь в модернизации коммунальной инфраструктуры?

— Конечно, когда бизнесу нужны большие площадки для развития, он может в обмен профинансировать замену сетей. Бизнес также может владеть долями коммунальных компаний, но опять же это бывает далеко не везде, да и доли эти отнюдь не главные. Без федеральных денег все это крохи: скажем, бизнес может дать 1 млрд руб. на замену сетей мегаполиса, но на полную модернизацию нужны все 30 млрд. Ну и опять же — бизнес ведь тоже средства берет либо с населения, либо с бюджета, ничего другого не придумали.

Есть ли в России примеры, где модернизация сетей идет разумными темпами?

— В относительно неплохом состоянии сети только в Москве, и деньги за такое состояние коммуникаций власти взяли отнюдь не с населения, а из московского бюджета.

Что будет, если взять за основу предложение Хуснуллина поднять тарифы чуть больше инфляции и одновременно платить субсидии более широкому кругу граждан?

— Принципиально ничего не изменится, просто деньги сдерут с людей и потратят на то, чтобы частично отойти от 70-процентного износа сетей, скажем, к 60-процентному. Да, бедным чуть-чуть добавят субсидий, чтобы не было социального взрыва, но это ничего не решит. Считаю так — если ты как куратор отрасли берешь для замены сетей всю сумму из бюджета, то все эти прокрутки с адресной защитой людей вообще не будут иметь никакого значения — лучше бери прямо из бюджета и используй.

Возможно, с повышением тарифов усилится и рост неплатежей за услуги ЖКХ. По сравнению с 2019 годом он уже вырос на 21%, едва ли не до 500 млрд руб., к тому же мы не знаем, на сколько вырастут тарифы — на 8-9%, или на все 20%.

— Разумеется, неплатежи увеличатся — треть населения России сейчас живет на пределе, не хватает даже на элементарные вещи, а если еще повысить плату за ЖКХ, то у них меньше средств останется на питание, а это очень серьезно.

«Если будет нацпроект в области ЖКХ, проблемы уйдут быстро»

По мнению Ивана Грачева, пока все обещания заняться изношенным коммунальным хозяйством — это декларации. И изменится ли картина в ближайшие пару лет в лучшую сторону, сказать пока нельзя.

Вам не кажется, что вопрос с заменой коммуникаций пора уже сделать нацпроектом, придать ему высокий государственный статус, как в свое время сделали с российской армией?

— Без сомнения. Если ты не знаешь, за счет каких проектов обеспечить стране 10-процентный экономический рост, как в Китае, то нужно вкладываться в образование, науку и, конечно, инфраструктуру — дороги, инженерные сети. Это вещи бесспорные, и их действительно можно называть национальным проектом и вкладывать в них, допустим, по $100 млрд в год. Если сейчас начать реализацию такого нацпроекта, то, если придет черный день, то затрат на устранение последствий этого черного дня будет гораздо меньше.

В течение какого времени можно было бы реализовать такой нацпроект?

— В рамках тех средств, какими сейчас располагает страна, в течение пяти лет. Как я уже говорил, есть люди, которые справятся с этой проблемой, если будут средства и политическая воля. А уже дальше текущее содержание сетей вполне может обеспечить население — если сейчас оно более-менее обеспечивает поддержание 70-процентного износа, то при полной замене проблем вообще не будет — население справится.

Вы как человек, изучивший поведение чиновников, можете сказать: заявление Марата Хуснуллина — это просто декларация или начало серьезных действий по замене изношенных сетей ЖКХ?

— Хуснуллин пока многое делает правильно — к примеру, чтобы строить автодороги, он дополнительные деньги взял не с людей, а из федерального бюджета, потому что понимает, что в бюджете деньги на это есть. Значит, и в случае замены коммуникаций вице-премьеру нужно поступать так же — подсчитать, сколько денег можно взять с населения, какую часть — из федерального бюджета, и принять решение.

Может, у него в данный момент руки связаны?

— Не берусь судить. Когда человек курирует определенную отрасль, он, понятно, выражает ее интересы. Если бы я был на месте Хуснуллина, у меня тоже, наверное, было бы желание не ущемлять «своих», — не вводить для предприятий ЖКХ нормативы по тратам на решение своих «задач». Но при этом я бы четко говорил на всех совещаниях, что в непростой экономической обстановке денег с населения на ремонт сетей не собрать — ни с адресной защитой, ни как-то по-другому. И пошел бы искать союзников в правительстве среди министров, вице-премьеров (к примеру, искал бы поддержки своего коллеги Юрия Борисова, курирующего ТЭК). Сказал бы им: «Ребята, давайте четко поймем, что и коммунальная инфраструктура должна быть нацпроектом, а не только высокоскоростной Интернет». Пока же средства на замену сетей не заложены, а значит, ничего в этой области решено не будет.

Беседовал Сергей Кочнев / специально для DK.RU

Читайте другие интервью федеральных спикеров на DK.RU:

Сергей Хестанов: Молодежь так и будет стремиться в Москву, а региональные центры зачахнут. Кроме некоторых

Сергей Маркелов*: «Усиление президентской власти пойдет во все стороны, и двигателем процесса будет страх»

Борис Фрумкин: Картофель и морковь по росту цен обогнали гречку и сахар. Что происходит в российском АПК?

Владимир Сухой: «Нельзя дальше жить под санкциями — Россия все больше превращается в банановую республику»

Игорь Липсиц*: «Не в политике нашей власти договариваться с людьми. Для них такой подход безумно труден»

Обсудить

* - выполняет функции иностранного агента
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.