Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Через несколько лет мы увидим инвестиционный бум на рынке контейнерных перевозок»

В 2021 г. мировой рынок контейнерных перевозок в ударе. По данным международного сервиса GetTransport.com, за первое полугодие оборот грузоперевозок вырос на 22,3% на всех видах транспорта.

В России за январь-июль 2021 г. контейнерооборот портов увеличился на 7% — до 2,6 млн TEU (двадцатифутовый эквивалент — условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств), при этом наибольший рост показал сегмент импортных перевозок — 1,19 млн TEU. Объемы железнодорожных перевозок также кратно выросли. По данным исследования Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), только за октябрь 2021 г. железной дорогой было перевезено на 7,6% больше контейнеров, чем в октябре прошлого года. Значительно увеличились объемы перевозки контейнеров с химикатами и содой (+8,5% к январю-октябрю 2020 г.), с лесными грузами (+10,4% к январю-октябрю 2020 г.), черных металлов (+22,6% к январю-октябрю 2020 г.).

Озвученные показатели нельзя назвать пиковыми. По словам экспертов, это лишь начало. Объемы контейнерных перевозок будут расти и дальше. Чтобы обеспечить своевременную отгрузку и увеличить пропускную способность, контейнерным терминалам и портам необходимо трансформироваться: расширять площади и внедрять новые цифровые продукты.

О настоящем и будущем рынка контейнерных перевозок DK.RU поговорил с несколькими экспертами: Владиславом Усановым, собственником АО «СиАйТи Терминал»Валерием Денисовым, управляющим АО «СиАйТи Терминал», Сергеем Ошарским, генеральным директором группы компаний «Новик», Германом Масловым, вице-президентом по линейно-логистическому дивизиону Транспортной группы FESCO, и Алексеем Безбородовым, генеральным директором исследовательского агентства Infranews.

Герман Маслов:

«Через несколько лет мы увидим инвестиционный бум на рынке контейнерных перевозок» 1— Разбалансировка логистических цепочек по всему миру произошла не месяц и даже не полгода назад, она длится уже второй год и связано это прежде всего с ковидом и ограничениями, которые регулярно вводятся в разных странах мира. А любой сбой порождает следующий сбой и так по цепочке. Прогнозы в такой ситуации делать очень сложно, но мы ожидаем нормализации мировой логистики в период китайского нового года, то есть во втором  квартале 2022 г., однако о полной стабилизации говорить пока преждевременно.

Нагрузка на российские порты возросла. Так, порты Дальнего Востока столкнулись со взрывным ростом импортного потока. Их суммарная загрузка составляет более 85%, что в целом сказывается на скорости обработки грузов. Транспортная группа FESCO продолжает активно развивать свою маршрутную сеть и создавать новые альтернативные транспортные коридоры. Так, в ближайшее время мы запустим транзитный интермодальный сервис из стран Азии в Европу через наш порт во Владивостоке и порт в Калининградской области. Мы также предлагаем нашим клиентам альтернативные маршруты перевозок, так как сейчас, с учетом действующих ограничений, необходимо диверсифицировать варианты доставки грузов.

Важную роль в вопросах компенсации возросших нагрузок на железнодорожные и морские порты играет Уральский регион. Екатеринбург входит в топ-3 регионов России по объему качественных складских помещений и является крупнейшим распределительным центром страны восточнее Московского региона. Импортные отправки по железной дороге из портов Дальнего Востока в этот регион России составляют 11% от общего объема отгрузок. А по итогам 10 месяцев 2021 года импорт контейнеров на Урал через Дальний Восток РФ вырос на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Поэтому, безусловно, этот регион — очень важное звено в интермодальной цепочке поставок.

Справка 

 
FESCO — одна из крупнейших частных транспортно-логистических компаний в России с активами в сфере портового, железнодорожного и интегрированного логистического бизнеса. Диверсифицированный портфель активов FESCO позволяет осуществлять доставку грузов «от двери до двери» и контролировать все этапы интермодальной транспортной цепочки. Большая часть операций Группы сосредоточена на Дальнем Востоке России, что позволяет FESCO получать дополнительные преимущества от участия в динамично растущих объемах торговых операций между Россией и странами Азии.
FESCO является лидером контейнерных перевозок через Дальний Восток РФ по внешнеторговым морским линиям в/из стран Азии, по каботажным морским линиям и по железной дороге, а также крупнейшим портовым контейнерным оператором Дальневосточного региона.
Группе FESCO принадлежит ПАО «Владивостокский морской торговый порт».
FESCO входит в TOP-10 крупнейших российских частных железнодорожных операторов.
 

Владислав Усанов:

«Через несколько лет мы увидим инвестиционный бум на рынке контейнерных перевозок» 2— Уверен, что будущее за терминалами, нацеленными на цифровизацию всех клиентских и партнерских коммуникаций и цифровизацию самих технологических процессов. Что такое технологии? Это же не просто погрузка и разгрузка контейнеров. Это целый комплекс мероприятий: внешний и внутренний документооборот, выстраивание связей и обмен постоянно меняющейся информацией со всеми участниками логистической цепи (железная дорога, грузовладельцы, грузоотправители, грузополучатели, брокеры, таможня, фитоконтроль и т.д.). Мы, как и многие компании, много сил и ресурсов вкладываем в цифровизацию. Глобальная задача АО «СиАйТи Терминал» — перевести в цифру 100% коммуникаций. Для этого группа наших специалистов разрабатывает специализированный программный продукт. Верим, что эта разработка, которая соединит в одну цепь всех участников контейнерных перевозок, станет не только нашей, но и региональной гордостью, новым решением в логистике и значительно сократит время и издержки логистики.

Справка

 
АО «СиАйТи Терминал» зашел на рынок контейнерных перевозок Екатеринбурга 10 лет назад и стал первым коммерческим терминалом нового типа в Уральском регионе.
Основная задача терминала — предоставление самого полного спектра услуг по терминальной обработке, хранению, комплектованию и организации приема, отправки всех видов крупнотоннажных контейнеров и контейнерных грузов.
Применение уникального строительного решения, такого как бесшпальная железная дорога, позволило увеличить технологичность площадки, а близость терминала к главному ходу Транссибирской магистрали и станции обслуживания обеспечили скорость приема и выбытия контейнерных поездов. Руководство компанией осуществляет собственник Владислав Усанов и управляющий Валерий Денисов.
 

Не цифровизацией единой будет жить рынок контейнерных перевозок в ближайшее время. Большая ответственность за перевозку грузов лежит и на российский инфраструктуре в целом. Об этом говорит Сергей Ошарский.

Сергей Ошарский:

«Через несколько лет мы увидим инвестиционный бум на рынке контейнерных перевозок» 3— Чтобы увеличить пропускную способность приграничных и внутренних контейнерных терминалов, прежде всего необходимы инфраструктурные и организационные изменения сопутствующих служб (пограничных, таможенных), нужно работать с путевым развитием и наращиванием погрузочно-разгрузочной техники. Один из вариантов — круглосуточный режим работы таможенных служб на пограничных переходах. Очень важны и связи между терминалами внутри страны. Отличным примером такой связи является сотрудничество ТЛЦ «Восток-Запад» с терминально-логистическим центром «Белый Раст», благодаря которому мы смогли предложить калининградским потребителям логистическую схему железнодорожной доставки грузов в контейнерах из Китая в Калининград с состыковкой поездов на «Белом Расте». Уральские контейнерные терминалы — тоже важные участники логистической цепи — они могут связываться с нашим благодаря все тому же «Белому Расту». А это значит, что мы можем предложить альтернативный способ доставки грузов с Уральского региона в страны Европы и Америки.

Справка

 
ТЛЦ «Восток – Запад» (входит в группу компаний «Новик») создан в соответствии с соглашением, которое было заключено в 2020 году между Минтрансом России, ОАО «РЖД» и правительством Калининградской области по реализации в регионе федерального проекта «Транспортно-логистические центры». Центр ориентирован на экспортные и импортные перевозки, а также на обработку транзитных контейнеров, следующих в сообщении между Азией и Европой. В перспективе он может стать одним из ключевых транспортно-логистических хабов на Новом шелковом пути.
 

Особое внимание необходимо уделять  взаимодействию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и контейнерных терминалов, говорит Валерий Денисов.

Валерий Денисов:

«Через несколько лет мы увидим инвестиционный бум на рынке контейнерных перевозок» 4— Надо сказать спасибо Свердловской железной дороге, у нас выстроилось плотное взаимовыгодное сотрудничество. На сегодня сеть РЖД, как и морские контейнерные порты, перегружены, это накладывает свой отпечаток на внутреннее перемещение грузов. Оперативное подключение дирекций СвЖД к решению проблемных вопросов позволяет поддерживать динамику грузовых потоков. Благо, и нам, и железной дороге необходим реальный результат, так что интерес в увеличении пропускной способности инфраструктуры региона у нас взаимный. Кроме того, нельзя не отметить плотную работу с другими контейнерными терминалами. Речь идет о совместных терминальных проектах по развитию европейского направления с использованием континентальных маршрутов через сухопутные погранпереходы. Я говорю о взаимодействии с новым ТЛЦ «Восток-Запад» в Калининградской области и московским терминалом «Белый Раст». Конечно же, современный контейнерный терминал не может работать как без «умного» цифрового продукта, так и без достаточных площадей.

До конца 2021 г. мы построим новую контейнерную площадку и проведем эксперимент по разделению терминала на отдельные площадки под стоки для груженых и порожних контейнеров, что позволит нам за счет разгрузки фронта обработки поездного состава увеличить скорость приема и отправления контейнерных поездов и технологично встретить возросший контейнерный оборот.

Все, что происходит сейчас на рынке контейнерных перевозок, — это еще не «бум». В будущем мы увидим всю мощь этой отрасли, уверен Алексей Безбородов.

Алексей Безбородов:

«Через несколько лет мы увидим инвестиционный бум на рынке контейнерных перевозок» 5— До 2019 года большинство участников рынка контейнерных перевозок развивалось тяжело и долго искало инвестресурсы. Потом случилась пандемия. Сначала казалось, что отрасль умрет, но нет, время показало, что люди продолжают покупать одежду, мебель и т.д. Оказалось даже, что морская мировая логистика не готова к такому наплыву грузов. Цены на перевозки моментально выросли (сначала на морские, а потом и на железнодорожные) в 2-2,5 раза, и контейнерная отрасль наконец-то начала, что называется, грести деньги лопатой.

В настоящее время идет накопление активного капитала и перетекание средств из кошельков грузовладельцев, которые раньше диктовали условия контейнерщикам, в кошельки контейнерщиков. И именно они будут решать, куда эти деньги потратить. Вот тогда-то и начнется настоящий инвестиционный бум в контейнерной отрасли. Случится это, по нашим прогнозам, примерно в 2023-2024 г.г. По итогам 2022 г. игроки рынка контейнерных перевозок поймут, что у них есть возможность потратить несколько десятков миллионов долларов на реконструкцию существующих терминалов. И вот тогда точно начнется бум.

Справка

 
InfraNews — информационный портал исследовательского агентства. Предназначен для профессионалов транспортной отрасли и представляет собой коммерческий проект, целью которого является обмен информацией и расширение читательской аудитории.
 

В своих оценках эксперты сходятся во мнении, что потенциал регионов позволит справиться с контейнерным бумом, готовность логистов в сфере контейнерных перевозок является тому подтверждением.

Валерий Денисов:

— Обслуживание возросшего грузопотока с его резкими пиковыми нагрузками проверяет региональные терминалы на готовность к нестандартным ситуациям, и выигрывает тот, кто наиболее технологичен и гибок.

Так вот, чтобы на терминале не росли пирамиды из контейнеров, мы организуем разгрузку поезда таким образом, чтобы первому клиенту ушел последний из разгруженных контейнеров, второму — предпоследний, т.е. чтобы выдача была по порядку, в соответствии с теми тайм-слотами (тайм-слот — временной интервал прибытия на терминал), которые в открытом доступе выбирают грузополучатели или перевозчики контейнеров. Благодаря этой системе ни в 2020 г., ни в текущем 2021-м, мы единственные ни на один день не останавливали выдачу и прием грузов в дни самых пиковых нагрузок.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.