Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

Никита Адамов, КПМГ: «Налоговый мониторинг — новая реальность взаимодействия с ФНС»

«ESG — это не про красивые отчеты, а про то, как обеспечить устойчивое развитие компании в постоянно меняющемся мире». Тренд на ответственность бизнеса и новые требования налоговой — большое интервью.

Как переживает пандемию компания из «Большой четверки» аудиторско-консалтинговых фирм на Урале, что изменилось в работе ее сотрудников, которые раньше практически все время проводили в офисе, почему ESG-тренд набирает обороты и как внедрить ответственное отношение к экологии и обществу? Об этом, а также о развитии налогового мониторинга и влиянии бума на рынках капитала на уральский бизнес, рассказывает Никита Адамов, партнер, руководитель Уральского регионального центра КПМГ.

В последнее время и в мире, и в России популярна тема ESG (принципы управления, основанные на ответственном отношении к окружающей среде, социальной ответственности и высоком качестве корпоративного управления). В чем причины такого внимания со стороны бизнеса, ведь еще пару лет назад мало кто реально задумывался об этом? 

— На самом деле на протяжении последних лет в профессиональных кругах мы отмечали нарастающий интерес к данной тематике. Но вы правы, что сегодня об этом говорят везде. Мы видим несколько причин для этого: 

  • Во-первых, возможности привлечения капитала. Инвесторы все чаще предъявляют дополнительные требования к компаниям в части ESG, чтобы рассматривать возможности предоставления финансирования.
  • Во-вторых, возможности реализации продукции на мировых рынках, например, трансграничное углеродное регулирование в ЕС, которое затрагивает импорт определенных категорий товаров в ЕС.
  • В-третьих, увеличение регуляторного внимания к этой теме как со стороны международных, так и со стороны российских регуляторов.
  • В-четвертых, изменения в ожиданиях потребителей и гражданского общества. 

На рынках капитала наблюдается тенденция к тому, что компании с низким ESG-профилем могут испытывать сложности с финансированием, как с точки зрения его доступности, так и с точки зрения его стоимости. 

По оценке КПМГ, трансграничный углеродный налог затрагивает поставки в ЕС на 7 млрд евро в год, а дополнительная фискальная нагрузка на российский бизнес в период с 2026 по 2035 гг. может составить 15,5-37,7 млрд евро. 

Пока соблюдение ESG-принципов остается добровольным, но становится общемировой тенденцией. Ожидается, что с 2023 г. все крупные и публичные европейские компании будут обязаны публиковать аудированную нефинансовую отчетность. Это, скорее всего, также затронет и российские компании, которые котируются на европейских биржах. 

Все больше потребителей обращают внимание на ESG-профиль компаний и готовы менять свои привычки в пользу более ответственных участников рынка. 

Со своей стороны мы оказываем поддержку компаниям, которые находятся в начале своего ESG-пути. Мы помогаем сделать так, чтобы принципы ESG не оставались на бумаге ради красивого отчета, а реально помогали компаниям развиваться в соответствии с лучшими практиками и достигать заявленных целей по всем направлениям. 

В любом случае, принципы ESG могут стать реальным драйвером развития и роста только тогда, когда сотрудники компаний на всех уровнях, включая высшее руководство и акционеров, будут понимать, разделять и руководствоваться этими принципами. Зачастую требуется вносить ощутимые изменения в текущие бизнес-процессы, чтобы обеспечить достижение заявленных целей. 

Также еще до пандемии много говорили про цифровую трансформацию бизнеса. Как обстоит ситуация с этим сейчас? 

— Все зависит от специфики деятельности компании. Мы видим, что сейчас эта повестка в регионе осталась, при этом многие перешли к реализации проектов на практике. Люди понимают, что автоматизация бизнес-процессов позволяет улучшить качество принимаемых решений и повыcить производительность труда.

Небольшие локальные компании в этом смысле отстают от федеральных лидеров?

— Все зависит от специфики бизнеса, необходимости и видения руководства и собственников. Местные компании в сфере фуд-ритейла за два года совершили феноменальный скачок с точки зрения удобства заказа и доставки еды, продуктов и других товаров. Нужно ли было делать это три года назад? Вопрос дискуссионный, поскольку не было потребительской привычки. Но как только возникла потребность на рынке — компании сделали это. Мы видим много примеров, когда ИТ-составляющая в бизнесе играет очень важную роль в достижении успеха.

Любая цифровая трансформация, внедрение сложных информационных систем — это довольно дорого. Особенно сейчас, когда рынок зарплат ИТ-специалистов разогрет очень сильно. Окупаемость таких проектов, на первый взгляд, неочевидна. С другой стороны, есть компании, которые работают на опережение и стремятся внедрить автоматизацию во все важные бизнес-процессы. Как мне кажется, это результат того, что в таких компаниях развита культура инноваций и постоянного поиска совершенства во всем: в продукте, в коммуникациях, во внутренних процессах. 

На примере многих компаний, которые являются нашими клиентами, мы видим, что значимые изменения начинаются и вдохновляются собственниками. Они достаточно глубоко погружаются в свой бизнес, поэтому у них есть возможность запускать в компаниях процессы значительных изменений. 

Налоговая всматривается в глубины бизнеса

Режим налогового мониторинга предполагает постоянное взаимодействие налогового органа и налогоплательщика за счет того, что организации предоставляют налоговым органам доступ к данным налогового учета в режиме онлайн. Взамен компании освобождаются от камеральных и выездных налоговых проверок, налоговый период «закрывается» для проверок уже через девять месяцев вместо текущих трех лет, предоставляется освобождение от штрафов. 

В 2021 г. были снижены критерии для вступления компаний в режим налогового мониторинга. Тем не менее руководители многих компаний пока настороженно относятся к идее предоставления ФНС доступа в бухгалтерские системы. 

Количество организаций, вступивших в проект, ежегодно увеличивается примерно вдвое. Что движет теми, кто вступает в налоговый мониторинг? Какие сомнения у тех, кто пока не готов к такому уровню общения с налоговыми органами?

— Мы видим, что в последние годы государство стремится повысить эффективность мер налогового контроля, снижая затраты и повышая собираемость налогов. Налоговый мониторинг — один из инструментов, который выводит общение налогоплательщика с налоговым органом на новый уровень. Опять же важную роль в этом процессе играет ИТ-составляющая, о которой мы говорили ранее. 

К очевидным плюсам вступления в налоговый мониторинг можно отнести сокращение срока существования неопределенности в налоговых рисках компаний. В нашей практике есть примеры, когда налоговые проверки и последующие судебные разбирательства длились более пяти лет. Все это время собственники, руководство компаний и бухгалтерские службы живут в режиме повышенной боевой готовности. 

В рамках налогового мониторинга все вопросы по платежам прошлого налогового периода закрываются в конце третьего квартала следующего года — заметная разница, особенно учитывая возможную персональную ответственность генеральных директоров и собственников организаций за налоговые правонарушения. Также важным преимуществом является отмена выездных и камеральных проверок, а это довольно заметное снижение нагрузки на бухгалтерию и другие службы компаний.

В дополнение к этому в рамках налогового мониторинга организация рассматривается в качестве добросовестного налогоплательщика, поэтому в случае выявления нарушений к ним не применяются штрафы. В случае сомнений по учету тех или иных операций для целей налогообложения, компании могут запросить мотивированное мнение налоговых органов, чтобы избежать споров в будущем. 

Никита Адамов, КПМГ: «Налоговый мониторинг — новая реальность взаимодействия с ФНС» 1

Также важным положительным эффектом налогового мониторинга является то, что компании на свои процессы, методологию, систему внутренних контролей и уровень автоматизации начинают смотреть немного под другим углом, сравнивать свои подходы с лучшими практиками на рынке и с требованиями налоговых органов по данным аспектам. Такая ситуация позволяет пересмотреть подходы не только в области налогообложения, но зачастую и выявить идеи и мысли по смежным направлениям (РСБУ, управленческий учет, организации процессов в целом и т.п.).

Вступление в налоговый мониторинг — это возможность заново взглянуть на систему внутренних контролей в области налогового учета, повод задуматься о необходимости совершенствования учетных систем, а также способ повышения ответственности сотрудников. 

Однако одним из главных барьеров на пути более масштабного применения режима налогового мониторинга является неготовность компаний предоставлять доступ в свои учетные системы налоговым инспекторам в режиме онлайн. Многих останавливает необходимость инвестировать в автоматизацию налогового учета и внедрение системы внутреннего контроля для целей налогового мониторинга. 

Мы стараемся доносить до собственников и руководства компаний все плюсы и риски вступления в налоговый мониторинг, помогаем формализовать текущую систему внутренних контролей, идентифицировать недостатки системы внутренних контролей, которые нужно устранить, определить оптимальный вариант информационного взаимодействия с налоговыми органами, выбрать из многих доступных на рынке вариантов программных решений самый рациональный и сопровождаем его внедрение. 

В последнее время много изменений в налоговом законодательстве в части международного налогообложения. В то же время страны «Большой двадцатки» договорились ввести единый налог в 15% на прибыль корпораций. Как это отражается на уральских компаниях?

— Действительно, в последние годы мы увидели много изменений в сфере международного законодательства, как в России, так и в мире. Эти изменения продолжатся и в 2022 г., и в последующих периодах. 

Исторически бизнес на Урале, как и в России в целом, довольно часто структурировал операции с использованием компаний в иностранных юрисдикциях, таких как Кипр, Швейцария, Нидерланды. Российские налоговые органы уже давно начали предпринимать действия, направленные на предотвращение случаев необоснованной экономии на налогах с использованием иностранных структур. Были введены правила трансфертного ценообразования («ТЦО»), развивается концепция фактического получателя доходов, требуется раскрытие информации в отношении контролируемых иностранных компаний («КИК»). Все чаще налоговые органы получают информацию от зарубежных коллег в рамках взаимного обмена налоговой информацией, продолжается процесс пересмотра соглашений об избежании двойного налогообложения. 

Мы всегда говорили нашим клиентам, что создание и функционирование любой компании в иностранной юрисдикции должно быть прежде всего обусловлено бизнес-причинами, которые организация должна быть способна обосновать. Если суть операций совпадает с формой, то проблем быть не должно. Если нет, то риски рано или поздно кристаллизуются в конкретных претензиях налоговых органов. Может, не сегодня-завтра, а через год или, что еще хуже, через пять.

Обратите внимание, что за последние годы нет ни одного выигранного в суде дела против налоговых органов в области ТЦО. Налоговые проверки по ТЦО практически всегда заканчиваются доначислением налогов. При этом готовность налогоплательщика подтвердить свою позицию с методологической точки зрения помогает компаниям значительно снизить суммы доначислений налогов. 

Нужно понимать, что Россия — не единственная страна, которая стремится к тому, чтобы налоги уплачивались там, где возникает соответствующий доход. Мы видим колоссальные социальные расходы по всему миру, их нужно финансировать, а налоговые поступления — это основной источник доходов в бюджетах многих стран. Поэтому страны ОЭСР и договорились о введении единого налога на доходы цифровых корпораций. Но пока это декларация, как это фактически будет работать, как будет администрироваться и когда это начнется, пока понятно только в общих чертах.

Продолжится ли бум сделок на рынках капитала

Вопреки негативным прогнозам в начале пандемии, многие компании показали отличные финансовые результаты. В 2020-2021 гг. завершилось несколько успешных размещений акций российских компаний на международных биржах, а также активно проходили сделки слияний и поглощений. 

За последний год на Урале произошло немало сделок M&A. Ряд российских компаний провели очень успешные IPO за последний год. Сохранится ли эта тенденция в 2022 г.?

— Действительно, в регионе эта тема оживилась, что является отражением общероссийских и общемировых трендов. Я бы связывал это с общей активизацией на рынках капитала, которая, в свою очередь, обусловлена стимулирующей монетарной политикой, отложенным спросом, накопленным за прошлый год, и позитивными ожиданиями относительно роста экономики. К тому же в последнее время не было серьезных внешнеполитических изменений, поэтому Россия постепенно возвращается на радары международных инвесторов. Мы наблюдаем, что в регионе остается интерес к этой тематике. Но как мы с вами видели в прошлом, все это может очень быстро закончиться. Будем надеяться, что позитивные экономические тренды сохранятся, а политические факторы не будут оказывать значительного влияния на возможности российских компаний на рынках капитала, и мы увидим еще ряд успешных размещений в 2022 г. 

С какими сложностями сталкиваются компании в процессе подготовки к IPO и M&A сделкам?

— Правильным было бы поговорить про IPO и сделки M&A отдельно. Если начать с M&A, то основные сложности — это идентифицировать цели возможного приобретения, провести качественный due diligence и закрыть найденные риски через условия сделки в процессе переговоров с собственниками, привлечь финансирование. 

Мы можем сопровождать компании на всех этапах процесса: использовать международную сеть КПМГ для поиска целей для приобретения или потенциальных покупателей, провести оценку, due diligence (финансовый, налоговый, юридический), обеспечить юридическое сопровождение сделки и помочь с переговорами. Для успеха очень важно, чтобы все участники процесса были нацелены на результат и демонстрировали взаимное уважение, готовность к переговорам и поиску компромиссов. 

Процесс выхода на IPO, особенно на международные биржи, значительно сложнее и может занять гораздо больше времени Он очень часто требует значительных изменений внутри организации, чтобы компания могла соответствовать статусу публичной и быть привлекательной для инвесторов. 

Подготовка к IPO — процесс небыстрый, а ситуация на рынках меняется очень быстро. Чтобы успешно выйти на IPO, в среднем, нужно готовиться минимум 1-2 года. Все должно быть готово к моменту, когда на рынке будет благоприятная ситуация. 

Чтобы компания была готова к IPO, у нее должна быть четкая и прозрачная структура собственности, корпоративного управления, отчетность по МСФО за два-три последних года, налаженный процесс подготовки этой отчетности, финансовая модель, интегрированная с текущими форматами бюджетирования и сбором фактических результатов, надежная система внутренних контролей и управления рисками и прочее. Важно уже на этапе подготовки к IPО начинать общение с потенциальными инвесторами, показывать им планы и перспективы развития компании, чтобы потом в рамках IPO продемонстрировать, что организация может достигать поставленные ранее цели. Как мы говорили ранее, тематика ESG приобретает все большую важность и в этой области. 

В сухом остатке для успешного выхода на IPO требуется кропотливая подготовительная работа, надежные партнеры и стабильная рыночная ситуация. Бизнес-модель компании должна обеспечивать инвесторам уверенность в долгосрочном устойчивом развитии бизнеса.

Вы помогаете компаниям по множеству направлений, а какую трансформацию претерпел ваш собственный бизнес за последние полтора года, как устроена работа в новых реалиях?

— Главный вывод — мы смогли очень быстро научиться удаленной работе. Раньше у нас было много командировок, постоянная работа из офиса с девяти утра и дресс-код, но оказалось, что это не так уж важно, — 80% задач можно выполнять дистанционно, работая из дома. Пандемия показала, что наша ИТ-инфраструктура позволяет организовать эффективное и безопасное взаимодействие с клиентами и командами, находящимися в разных уголках нашей страны. Мы быстро адаптировались к методам удаленной работы, взаимодействию через видео звонки, удаленному обмену информацией. 

Конечно, есть и свои особенности. Каждый год мы нанимаем достаточно много новых сотрудников. Сейчас мы понимаем, что первое время им лучше работать из офиса. У нас уже практически два поколения новых сотрудников, которые начали свою карьеру в режиме удаленной работы. Мы видим, что, если человек все время работает удаленно, то ему сложнее прочувствовать ценности компании, сложнее найти мотивацию и понять, как конкретно его работа влияет на общие результаты. 

Проанализировав наш опыт удаленной работы за последние полтора года, в сентябре мы перешли к гибридному формату работы: ожидается, что в среднем сотрудники будут работать в офисе два-три дня в неделю. Понятно, что у каждого могут быть свои обстоятельства, кто-то хочет работать все время в офисе, кому-то наоборот — лучше из дома 95% времени. Мы проявляем гибкость в этом плане и стараемся ставить во главу угла комфорт и результативность работы наших сотрудников. При этом для новых коллег мы стараемся проводить вводные курсы в офисе, лично. Нерабочие дни в начале ноября лишь подтвердили правильность нашего подхода, мы снова на 90% перешли в удаленный формат, для обеспечения безопасности наших сотрудников, при этом мы продолжаем выполнять все обязательства перед нашими клиентами. 

В октябре у нас была встреча всего офиса и одним из вопросов был: «Почему мне нужно работать в КПМГ?». Помимо традиционных аргументов в виде зарплаты, карьерной лестницы и комфортного офиса в центре города, для наших сотрудников на первый план выходят новые ценности. Им нужен равноправный комфорт в общении, поэтому у нас все на «ты», нужно, чтобы люди могли прийти и предложить поменять то, что оставалось неизменным много лет, открыто обсудить свою зарплату, нужно, чтобы были постоянные изменения, возможности для самореализации и интересные нестандартные задачи.

Испытываете ли вы дефицит кадров? Как удается привлекать лучших сотрудников? 

— Я думаю, что, как и мы, большинство компаний на рынке столкнулись с растущей конкуренцией за таланты. До пандемии региональный рынок труда был менее подвержен конкуренции с московским, но теперь, в режиме удаленной работы это уже не так. Поэтому чтобы оставаться привлекательным для сотрудников, нам нужно быть более гибкими, предлагать разнообразные интересные задачи, комфортные условия; давать возможность сотрудникам развиваться в разных направлениях. 

Мы признаем важность заботы о здоровье наших сотрудников, поэтому предлагаем качественную программу добровольного медицинского страхования. Когда летом в городе были большие очереди за прививками, мы организовали для наших сотрудников возможность вакцинации в рамках ДМС, что позволило уменьшить риск заражения в очередях. Сейчас, когда мы видим, что многие компании возвращаются к работе в офисах, мы сохраняем гибридный формат работы. Мы говорим: «Ребята, мы вам доверяем, вы можете работать эффективно из дома и мы рядом, чтобы ответить на ваши вопросы».

Важно отметить, что мы открыто признаем: специфика нашей работы часто требует больше чем восемь часов в день. Мы стремимся повышать эффективность нашей работы путем внедрения новых ИТ-инструментов и постоянного пересмотра текущих подходов к работе. При этом мы компенсируем нашим сотрудникам вынужденные переработки.

Как изменяются ваши подходы к работе под воздействием трансформационных процессов, которые происходят в окружающей бизнес-среде? 

— Мы постоянно ищем новые форматы работы. Так, последние два года у нас в Екатеринбурге работает две agile-команды. Мы доверили командам самостоятельный поиск новых сотрудников, решение о приеме на работу принимается максимум за две недели, когда раньше процесс мог занимать больше месяца. Мы обеспечили регулярное вовлечение в работу команды менеджеров и партнеров и смогли добиться более ответственного отношения сотрудников к выполнению поставленных задач. Например, на одном из проектов применение agile-методов позволило повысить результативность команды на 15-20%. 

В дополнение к этому, сейчас у нас широкая продуктовая диверсификация. Более 40% сотрудников в нашем офисе — это не аудиторы, а специалисты по налоговому консультированию, информационной безопасности, оценке, услугам в области повышения операционной эффективности и бухгалтерского учета. У нас есть возможности развития во многих областях, а не только в аудите, как это было 10 лет назад.

Сейчас КПМГ в Екатеринбурге — это динамично развивающийся, самодостаточный офис с амбициозными планами на будущее. Мы знаем, что у нас сильная команда, которая умеет и готова работать в постоянно меняющихся условиях. 

Какие у вас ожидания от результатов 2021 г.?

— В целом есть общий позитивный настрой, план работы до конца года очень насыщенный. Очень хочется, чтобы перед Новым годом пандемия отступила, люди смогли бы провести новогодние праздники в привычном допандемийном формате. 

Да, у нас был отличный год, но в прошлом октябре я не ожидал таких результатов от 2021 г. В любой момент все может измениться и нужно будет принимать экстренные решения. С одной стороны, хорошо, что аудит — стабильная отрасль: на следующий год у нас уже подписаны все контракты, и сейчас мы начинаем процесс заключения договоров на 2023 финансовый год. Мы живем в горизонте одгого-двух лет, понимаем, где хотим быть через пять лет, и понимаем, что в любой момент наши планы могут быть скорректированы внешними обстоятельствами. 

С другой стороны, за годы работы в КПМГ мы пережили многие кризисы, и из каждого мы выходили сильнее, чем были до. Мы никогда за все годы работы в Екатеринбурге не проводили сокращений персонала. Я на 100% уверен в нашей команде. И наши сотрудники могут быть уверены, что завтра они не окажутся без средств к существованию. Мы всегда стремимся выстраивать долгосрочные отношения с нашими клиентами, сотрудниками и поставщиками. Это позволяет нам уверенно смотреть в будущее.

Самое читаемое
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.