Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Это не удача и ошибка выжившего: как экс-строитель набил шишек и строит музыкальный бизнес

«Тогда мы задумались — а может, и другие направления не такие успешные». Как строитель попробовал разные бизнесы, а сейчас открывает студии вокала по всей России: история совладельца сети «Фа Соль».

У каждого успешного предпринимателя за спиной целое портфолио из неудач. Бизнес без рисков невозможен, более того, многие уверены: ошибки и провалы необходимы для масштабного успеха. История Сергея Колосова, совладельца сети вокальных студий «Фа Соль», подтверждает эту теорию. Он рассказывает, как учиться на своих ошибках, в каком случае нужно покупать собственную франшизу и почему масштабирование без навыков удаленного управления — это шаг в никуда. 

Первый бизнес: школа фотографии

До создания своего дела Сергей был строителем: работал на заводе и даже устанавливал колесо обозрения в центре Челябинска. Он давно задумывался о своем бизнесе, но толчком послужила очередная задержка зарплаты — и он решил, что хочет работать на своих условиях.

Тогда же Сергей увидел рекламу франшизы школы фотографии, где обещали, что их методика поможет получить максимальные продажи с одного пробного урока. Он связался с другом Сергеем Мигулиным, вместе они накопили 300 тыс. руб. и вложили их во франшизу. Так в апреле 2015 г. появилась их первая школа.

По бизнес-модели франчайзера они собирали пробные уроки на 300 человек и получали большое количество студентов. Совладельцы думали, что на этом их работа окончена — дальше процессом занимаются преподаватели. Однако цифры показывали, что методика недостаточно эффективна: многие оставались недовольны качеством уроков и бросали обучение в школе. 

В тот момент на помощь пришла компания-франчайзер — она предложила своим филиалам работать по новой модели. Сергей изучил ее и обнаружил, что поменяли не только методику, но и подход к продажам — курсы стали длиннее, а значит дороже, и клиентам предлагали оформить рассрочку. Так решалась проблема не только нестабильных продаж, но и мотивации студентов. 

Это не удача и ошибка выжившего: как экс-строитель набил шишек и строит музыкальный бизнес 1

Эти нововведения помогли увеличить количество заявок и школа заработала на полную мощь — оборот вырос до 600 тыс. руб., а бизнес-партнеры наконец начали получать ощутимую прибыль.

Второй бизнес: кукуруза в жидком азоте

Первые успехи вскружили голову молодым предпринимателям. Они решили, что бизнес им понятен и теперь можно продвигать любой продукт. Когда Сергей увидел необычный десерт — кукурузные палочки с жидким азотом, которые выделяют густой пар изо рта, он подумал: «Такого в Челябинске еще нет, надо открывать». 

Партнеры закупили баллон с жидким азотом, арендовали точку в торговом центре и наняли продавцов. Однако продукт оказался совершенно неинтересен посетителям ТЦ. В один момент затраты сильно увеличились — предприниматели ушли в минус на 150 тыс. руб. Тогда они поняли, что дошли до точки невозврата и закрыли бизнес. 

Это был непонятный продукт с неясной ценностью — поэтому клиентов было крайне мало. Мы поняли, что за каждым бизнесом, даже самым простым, кроются сложные процессы, и даже для такой точки необходимо оценивать бизнес-риски, — признается Сергей.

Тогда предприниматели решили не размениваться на стартапы в рознице, когда у них уже есть положительный опыт в сфере дополнительного образования. Поэтому продолжили развивать свою сеть школ и искать новые направления.

Третий бизнес: центр допобразования в Челябинске

Идея расширить бизнес за счет других направлений жила в голове Сергея давно, но как ее реализовать, было непонятно. Однажды он попал в школу барабанов и ему так понравился формат занятий, что он решил и в Челябинске открыть нечто подобное. Тем более, для этого направления подходила их привычная модель продаж. Он взял в аренду инструменты, снял недорогое помещение, запустил таргетированную рекламу и школа начала работать. Сразу пошли звонки, пробные уроки и продажи.

«Мы поняли, что такая модель дает результаты в разных сферах, и решили расширить направления — добавить школы вокала, игры на гитаре и рисования. Так в 2018 г. начали работать наши студии под названием «Rocknrolla». А вскоре мы решили открыть подобный центр в Тюмени», — рассказывает Сергей.

Поначалу казалось, что мультизадачный стиль работы успешен, ведь все лето продажи росли — выручка со всех направлений достигала 2 млн руб. Однако студии неожиданно просели — школа чуть было не дошла до кассового разрыва. Причин этому было несколько:

  • нехватка навыков управления большой командой — предприниматели сами отвечали за контроль продаж, качество занятий и персонал;
  • неумение мотивировать сотрудников — партнеры директивно обращались с подчиненными, поэтому менеджеры постоянно выгорали и увольнялись;
  • неадекватная оценка финансового состояния — несмотря на высокую выручку, школа была убыточной.

Тогда Сергей нанял отдельного финансиста, который показал реальную доходность каждого предприятия. Оказалось, что художественное направление совершенно не приносило прибыли, и бизнес-партнеры решили его закрыть. 

Тогда мы задумались — а может, и другие направления не такие успешные? Проанализировав показатели, мы поняли, что школа вокала — это самое прибыльное дело во всем центре. Да и на рынке качественных сетевых вокальных студий тогда не было. Так мы приняли судьбоносное решение — закрыть «Rocknrolla» и сконцентрироваться на одном направлении, — вспоминает Сергей. 

В итоге предприниматели продали бизнес в рассрочку и вложились в самостоятельную вокальную школу. Сумма первоначальных инвестиций в нее составляла около 700 тыс. руб.

Четвертый бизнес: школа вокала «Фа Соль»

Летом 2019 г. открылся первый филиал школы вокала. Предприниматели ориентировались на женскую аудиторию — даже название было более элегантным — «Di Canto». Однако вскоре поняли, что вокал также популярен и среди мужчин, поэтому решили сменить позиционирование. 

Мы не хотели уходить в пафос и остановились на названии «Фа Соль» — весело и легко запомнить. Также мы сформировали миссию — быть яркой частью жизни наших студентов, — говорит предприниматель.

Тогда бизнес-партнеры решили пересмотреть взгляды на свою школу — сместить фокус с продаж и администрирования на обучение:

  • установили камеры видеонаблюдения на уроках, чтобы понять, как можно улучшить методику;
  • разработали новые курсы с отчетными концертами и квартирниками для студентов;
  • добавили в программу мастер-классы по актерскому мастерству и вебинары с саунд-продюсером.

Перестройка модели привела к позитивному росту — осенью «Фа Соль» пришла к максимальной на тот момент выручке 1,4 млн руб. 

«Мы вышли на стабильную прибыль благодаря тому, что постоянно работали. Даже во время карантина мы разрабатывали новые курсы, писали скрипты продаж и составляли франчайзинговые пакеты», — рассказывает Сергей.

Когда появился первый франчайзи, желающий открыть «Фа Соль» в Краснодаре, Сергей сразу поехал к нему запускать школу. Первые две недели продаж не было совсем. Тогда предприниматель заново проанализировал пробный урок и подстроил его под новичков. Также он самостоятельно набрал полный состав преподавателей. И вскоре школа начала приносить результат — уже в первый месяц выручка составила более 600 тыс. руб.

Пятый бизнес: школы по своей франшизе

Опыт краснодарского филиала дал Сергею понять, что открывать свои школы довольно просто. И решил самостоятельно запускать студии в других городах — стать франчайзи самому себе.

Он продал свою квартиру в Челябинске и вложил все в новую школу в Екатеринбурге, которая быстро стала лидером среди всех студий. Стабильно 9 месяцев она держала высокие показатели — месячная выручка в среднем составляла 1,5 млн руб. Тогда Сергей понял, что его управление дает результаты, и решил самостоятельно запускать другие филиалы — в Новосибирске, Ростове-на-Дону и Москве.

«Теперь у меня две роли. С одной стороны, я совладелец всей франшизы и занимаюсь стратегическими решениями в управляющей компании. С другой — я франчайзи, ежемесячно плачу роялти и вижу все недостатки в методике или процессах изнутри. Например, я понимал, что школе нужна единая система аналитики и начал вести специальную таблицу, которую мы внедрили во все филиалы», — говорит предприниматель.

Развивать федеральную сеть вокальных школ, четыре из которых собственные, можно только с помощью грамотного удаленного управления. Сергей выделяет несколько элементов такого менеджмента:

  • спринты — все руководители выставляют себе цель на месяц и еженедельно движутся к этим показателям;
  • четкая аналитика и опора на цифры — важно не то, насколько высоких продаж достигла школа, а работает ли она согласно поставленному плану;
  • ежедневные отчеты — руководители филиалов отправляют список дел на день, а вечером отчитываются по ним;
  • офлайн-встречи — раз в год компания собирает всех франчайзи, чтобы отпраздновать показатели продаж и поделиться полезными знаниями. 

Однако самый важный элемент — это сами партнеры. Нужно выбирать людей с внутренней мотивацией, тогда они сами захотят развиваться в своем деле. При этом руководитель должен давать им зону роста и показывать, чего они могут достигнуть. Поэтому я сам постоянно учусь и двигаюсь вперед, ведь если остановлюсь я — остановятся и они, — отмечает предприниматель.

Сергей подчеркивает, что успех его бизнеса — это не удача и не «ошибка выжившего». Только методом проб и ошибок бизнес-партнеры выстроили свой способ развития, который приносит результаты. Сейчас школы «Фа Соль» работают в 25 городах России, а еще 10 студий находятся на стадии открытия. Сергей продолжает открывать филиалы — скоро запустятся новые студии в Нижнем Новгороде и в Минске.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.