Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Пандемия создала «ступеньку»: управляющий директор «Яндекса» — о новых веяниях

«Есть два направления — это b2c и b2b; b2c делится на пять фундаментальных ветвей — это три бизнеса и два «клея». Что планирует техногигант в ближайшие годы?

Тигран Худаверян, управляющий директор и член совета директоров группы компаний «Яндекс», рассказал в интервью РБК о том, почему государства боятся техногигантов и чем человечеству угрожает e-commerce. Главное — в материале DK.RU.

Про кризис и пандемию

— Всем государствам мира в некотором смысле становится страшно от влияния, которое возникает у техногигантов. И если никаким образом не пытаться ответить на этот запрос, то возникают дергания, которые мы видим в разных частях света. Имеется в виду, со стороны государства — они могут быть как правильными, так и нет.

Мы, как мне кажется, нашли суперсбалансированное решение, которое основывается на самоконтроле и саморегулировании, а операционная и экономическая деятельность компании никаким образом не ограничена. Но при этом есть инструмент, который позволяет снять риск перехода в руки, например, каких-нибудь иных сил и когда новые владельцы могут завладеть технологиями «Яндекса». В этом случае данный инструмент нас может остановить: «Нет, поисковая технология «Яндекса» или какая-то другая интеллектуальная собственность не может покинуть территорию страны». То есть мы сами создали независимый фонд, который сами же наделили такими правами.

— Глобальные риски есть всегда и у всех, и я бы вообще на них не фокусировался. Бизнесовые риски наши всегда одни и те же. Поэтому основной риск «Яндекса», который был с нами всегда, он остается — это сможем ли мы решить те задачи, которые перед собой ставим. Почти все задачи, за которые мы беремся, иногда даже нам по вечерам кажутся нерешаемыми.

— Пандемия явилась этаким бустером для всего ИТ-рынка в мире, а не только в России. Но сейчас мир видит обратное течение: добежали все те отрицательные эффекты, которые предсказывались из-за бума в ИТ-секторе. Полупроводниковый кризис, закрытые границы, отсутствие миграции. Но к этому невозможно относиться ни хорошо, ни плохо. Понятно, что пандемия научила многому и сделала весь бизнес в целом и наш в частности более устойчивым к разным кризисам.

Самое важное, что поменялось за пандемию, — существенно ускорились процессы конвертации разных индустрий в новую цифровую модель. И существенно ускорилась усвояемость людьми таких сервисов: все развивающиеся индустрии, онлайн-торговля, беспилотные технологии, облачные сервисы — темп их роста существенно ускорился.

Были естественные процессы по развитию разных технологий и применению их в реальной жизни. Пандемия создала «ступеньку» и то, что мы должны были пройти за три-четыре года, прошли за несколько месяцев. И теперь происходит развитие с нового уровня, с новой «ступеньки». Может быть, траектория чуть-чуть поменялась, но произошла эта «ступенька», и с нее мы уже почти не откатились.

Про мир курьеров

— Пока основным инструментом, который мы используем для строительства сервисов, являются технологии — мы будем оставаться ИТ-компанией. Даже в самом онлайн-сегменте, таком как e-commerce, если посмотреть в будущее, следующая эпоха будет связана с роботизацией и автоматизацией всех процессов. Сейчас для организации процессов онлайн-торговли используется непозволительно много ручного труда.

Как сделать так, чтобы половина человечества не превратилась в курьеров? Онлайн-торговля очень эффективна как бизнес, очень удобна для людей, и спрос будет расти. Хотим ли мы, чтобы половина планеты доставляла товары? Наверное, не хотим. Проблема не в том, не лишатся ли нынешние курьеры работы, проблема стоит — где найти в 50, в 100 раз больше курьеров, чтобы они смогли доставить все то, что люди закажут через десять или 20 лет.

Про экосистемы

— Сейчас в мире нет ни одного цельного конечного решения, каким образом правильно регулировать экосистему. Я считаю, что на ближайшее время подход должен быть иной, чем сейчас предлагается. Экосистемы, как и любое изменение или любая деформация в теле, создают напряжение. И возможно, пока надо разруливать эти напряжения либо точечным регулированием, либо саморегулированием. Кроме того, все меняется очень быстро. Сошлюсь на спор, состоявшийся на последнем ПМЭФе, о том, кто в России будет строить экосистемы. И буквально на сцене мы обсуждали — будет ли один из наших основных конкурентов тоже заводить онлайн-кинотеатр в список своих сервисов. Тогда они говорили, что скорее нет. При этом буквально не прошло и полугода, как эта компания ведет переговоры с несколькими ведущими онлайн-кинотеатрами в стране о включении в подписку. Это значит, что даже мнение бизнеса очень быстро меняется. И контекст. То есть формальное регулирование может оказаться устаревшим и просто затормозит развитие крупнейших платформ.

Два месяца назад было экспертное заседание ФАС, где служба объявила о принципах будущего регулирования экосистем, и один из пунктов там — саморегулирование. Мне кажется, что такой подход вызывает симпатию, по-моему, и у правительства тоже.

Если говорить про стимулирующее регулирование, то это тема беспилотников. Сейчас уже создана очень благоприятная регуляторная среда, имеется в виду экспериментально-правовой режим, который разрешает тестирование беспилотников. Но важно не останавливаться. Беспилотники — это то, что будет. Эти машины поедут, и они будут ездить лучше и более безопасно, чем человек. Это означает, что регуляторам нужно тоже спешить и уже начать разрабатывать следующую регуляторную базу, чтобы страна, мир были бы готовы к технологии беспилотного вождения. Это про позитивное регулирование.

Про Яндекс и финансы

— Финансовые сервисы в отличие от почти всех остальных, в которых мы сейчас присутствуем, уже и без нас очень были развиты в России. Поэтому мы, во всяком случае пока, не собираемся здесь быть суперинноваторами. Наша основная задача — это предоставить финансовый сервис, который скругляет углы и делает более доступными в использовании транзакционные сервисы «Яндекса» для наших партнеров и ядерной аудитории. Мы также хотим сделать более удобными процессы оплаты и предоставить сервисы той когорте населения, которая сейчас в некотором смысле ограничена в получении финансовых услуг.

Давайте я расскажу про проблему в некотором смысле морально-этическую. К кредитам можно относиться по-разному. И когда мы внутри обсуждаем то, как будет развиваться это направление, то основной аргумент у нас такой. Есть люди, которые приходят по разным причинам в банк, но банк о них ничего не знает и поэтому отказывает или дает невыгодные условия. Единственная информация, которая доступна сегодня банку про любого случайного человека с улицы, — это его информация из БКИ. Хотя там тоже может ничего и не быть.

У нас благодаря разным сервисам «Яндекса» есть много различных данных, и мы можем использовать их для оценки. Например, мы знаем, что человек работает водителем такси — уже три года или полгода — и совершает 15 поездок в день. Или это пользователь, который имеет хорошую историю в использовании разных транзакционных сервисов: вовремя оплачивает покупки в рассрочку и т.д. И мы можем принять решение, что можно выдать кредит под процентную ставку, которая доступна вам, получающей зарплату в РБК и предоставляющей справки в банк. Это выравнивает условия для всех этих людей.

На позицию председателя правления банка мы наняли Михаила Громова, который имеет хороший опыт как в ИТ, так и в банковской сфере. Но в целом «Яндекс» славен тем, что не решает задачи наймом топовых людей. В компании скорее культура «домовыращенности». Всем блоком финтеха будет руководить Антон Забанных, который до этого развивал «Почту», «Диск», сервис Auto.ru и уже 15 лет работает в «Яндексе».

Про стратегию

— Давайте я в целом расскажу про нашу стратегию. Есть два направления — это b2c и b2b; b2c делится на пять фундаментальных ветвей — это три бизнеса и два «клея». Первый бизнес — это рекламный информационный: он строится вокруг поиска и рекламной бизнес-модели. Второй — про транспорт, передвижение людей. И третий — передвижение товаров: онлайн-торговля, логистика. Аркадий шутит, что поиск — это про передвижение электронов, а такси, логистика и интернет-торговля — про передвижение атомов. Первые два относительно сформировавшиеся, третий — интернет-торговлю — мы сейчас отстраиваем. И есть два «клея», из которых первый уже существует, а второго еще нет. Первый — это подписки «Яндекс.Плюс», основанные на потреблении контента — музыка, «Кинопоиск» и т.д. Это является «клеем» для первых трех направлений. И второй «клей», который мы отстраиваем, — финансовые сервисы. В b2b есть два направления — это беспилотники и облака.

Они соотносятся друг с другом по тому потенциалу, который могут иметь для компании через пять лет развития этих направлений. И мы видим потенциал как развития онлайн-торговли в России — это одна из основных таких новых точек роста, которые у нас есть, так и международного развития нашего b2b-бизнеса.

Это отражение того, что «Яндекс» продолжает развиваться, и я бы не пытался считывать здесь какие-то подтексты про то, что специально мы это делаем или не специально. Поисковый бизнес «Яндекса» существует уже 25 лет, почти 20 лет является лидером в стране и до сих пор развивается и продуктово, и с точки зрения финансовых показателей с очень хорошими темпами роста. Плюс к этому у нас еще более высокими темпами развиваются новые части «Яндекса».

Читайте также: Тиньков* о срыве сделки с «Яндексом»: «Менеджмент испугался моего прихода, а Волож жалеет»

* - выполняет функции иностранного агента
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.