Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

«Не обезвредишь вовремя ошибки в ТЗ — заказчик сольет бюджет»

Сервисы заказа различных услуг, голосовые и чат-боты, сложные ERP-системы — бизнес активно внедряет цифровые решения. С какими проблемами может столкнуться заказчик?

Сооснователи web-студии «Ананас» из Екатеринбурга Евгений Гавриляк и Егор Таланцев в беседе с DK.RU рассказали, как правильно поставить ТЗ стороннему разработчику и избежать больших дополнительных затрат.

На каком этапе разработки чаще всего возникают ошибки, которые могут привести к превышению изначального бюджета проекта?

Е.Г.: Web или мобильное приложение (и вообще любая программа) пишутся на основе технического задания заказчика. Именно в этом документе скрывается большинство ошибок, которые срабатывают как мина замедленного действия — проявляются в процессе разработки или даже после его окончания и требуют дополнительного бюджета на устранение. Чем серьезнее ошибка, тем больше времени нужно на внесение изменений в проект, а работа программистов студии обычно оплачивается по часам. Отсюда увеличение срока разработки и лишние затраты. И хорошо еще, когда ошибки поддаются исправлению. Они могут быть настолько глобальными, что проект приходится переделывать с нуля и с новым бюджетом. В таком случае заказчик может вообще отказаться от приложения.

То есть ответственность за слив бюджета в этом случае полностью лежит на заказчике?

Е.Г.: Если у студии чисто формальный подход к работе, она действительно переложит ответственность на клиента. Ведь в чем суть формального подхода?

Разработчик просто берет техническое задание, как есть, и делает ровно то, что в нем указано. Он, конечно, доведет проект до конца (мы здесь не говорим о мошенниках), однако приложение может работать или выглядеть совсем не так, как представлял себе заказчик. На претензии студия ответит, что работа выполнена согласно техзаданию и возьмет плату сверху за доведение приложения до ума. Либо клиенту придется искать другого подрядчика, но все равно это будут дополнительные затраты.

У нас противоположный подход. Мы анализируем полученное ТЗ и отслеживаем большинство проблемных моментов, обращая на них внимание клиента. Обычно после этого, уже с нашей помощью, создается новый, рабочий вариант технического задания.

А как выглядит недостаточно проработанное ТЗ?

Е.Г.: Чаще всего это либо слишком общее, либо излишне подробное описание будущего приложения. И то, и другое одинаково плохо.

В первом случае задание не будет учитывать критически важные моменты, которые обязательно напомнят о себе впоследствии. Например, одному из наших заказчиков нужен был сервис онлайн-заказа большегрузного транспорта, аналогичный Uber или «Яндекс.Такси». В ТЗ компания описала, какой функционал должен быть для клиентов и для водителей, то есть основных пользователей приложения. Но ведь есть еще несколько групп пользователей: администраторы, специалисты технической поддержки и другой персонал, но о них заказчик просто не подумал.

Если бы мы этого не увидели и просто сделали работу по ТЗ, получился бы неработающий сервис, требующий глобального исправления.

Во втором случае заказчик старается впихнуть в техническое задание вообще весь возможный функционал приложения, прописать все сценарии для каждого пользователя и т.п. Как правило, у него получается путаный документ на пару сотен страниц, где могут встречаться взаимоисключающие вещи.

Например, непонятно, делать регистрацию в приложении ручной или автоматической, потому что в ТЗ отражены сразу оба варианта. Если этого не увидеть или не уточнить все детали, обязательно будут ошибки в процессе разработки. Хотя мы, когда получаем подобное громадное техзадание, просто предлагаем клиенту сократить его, оставив только самое основное, что должно быть в приложении. Тогда риск ошибок будет сведен к минимуму и в итоге получится базовая рабочая версия программы, которую затем можно будет дополнять новыми функциями.

Как правильно написать техзадание, если нужно сложное программное решение для автоматизации одного или нескольких внутренних бизнес-процессов в компании?

Е.Т.: Это ситуация, когда заказчику вообще не стоит самому готовить первичный вариант ТЗ. Конечно, он отлично разбирается в каждом своем бизнес-процессе, но как их оцифровать, не представляет.

Лучше начать сразу со встречи: прийти к разработчику и просто рассказать, что именно нужно сделать. Мы в таких случаях инициируем не одну встречу, а несколько, с руководителем компании-клиента и ключевыми сотрудниками, отвечающими за бизнес-процесс. Подробно опрашиваем их, фиксируем полученную информацию в специальном документе и согласовываем его с заказчиком. Мы просто обязаны убедиться, что все верно услышали и поняли. И только после этого помогаем клиенту составить четкое техзадание.

Более того, у нас в штате есть специалист, который является одновременно разработчиком и бизнес-аналитиком. Он может приехать к клиенту, изучить процесс, требующий автоматизации, сформулировать задачи и правильно донести их до программистов.

Разработка приложения — длительный процесс. А если за это время у заказчика что-то изменится и он захочет поменять изначальную концепцию или задачи программы?

Е.Т.: Срок разработки сложного приложения может составлять год и даже более, а бизнес очень динамичен, особенно в сегменте b2c. Он развивается, какие-то процессы меняются, открываются новые ниши на рынке, трансформируются потребности аудитории. Этот момент заказчику нужно просто учитывать и, опять же, ограничиться разработкой самой простой версии приложения, а затем просто обеспечивать его развитие и поддержку, в том числе с помощью разработчика. В предыдущем интервью мы много рассказывали про созданный нами голосовой помощник TWIN, который наша студия сейчас поддерживает на аутсорсинге — улучшает, обучает, приспосабливает под разные задачи и специфику конкретного бизнеса.  

Может ли заказчик как-то отслеживать работу над приложением?

Е.Г.: Да. У нас есть практика предоставления клиенту промежуточных отчетов и постоянно обновляемых версий приложения. Это позволяет вовремя заметить, что разработка движется не в ту сторону, и скорректировать процесс до того, как мы потратим десятки оплачиваемых заказчиком нормо-часов на то, что делать было не нужно, или на исправление недостатков.

Если техническое задание было составлено правильно и процесс разработки контролировался заказчиком, то на выходе получается на 100% качественный продукт? 

Е.Т.: Конечно, учет всех вышеописанных ошибок позволяет получить достаточно качественное приложение без превышения бюджета на разработку. При условии, что внутри самой web-студии грамотно выстроены бизнес-процессы и все сделано в срок. Однако финальную версию продукта заказчик все равно должен тщательно проверить. Убедиться, что все элементы UI/UX– интерфейса работают, пользовательские сценарии нормально выполняются, приложение одинаково хорошо запускается на всех платформах и во всех браузерах, не тормозит и не зависает. 

Проверку заказчик может выполнить самостоятельно или попросить разработчика провести презентацию, причем как можно более подробную. Это важно. Встречаются, к сожалению, недобросовестные студии, которые сдают заказчику недоработанное приложение, показывая только готовые части и убеждая его, что все остальное в порядке. Затем он подписывает акт… После чего тратит время на поиск новой команды и дополнительный бюджет на завершение проекта.

Стоит упомянуть еще об одном способе проверки, особенно эффективном для b2c-приложений вроде интернет-магазина. Заказчик может сформировать тестовые группы пользователей из представителей целевой аудитории его бизнеса, которые пробуют работать с приложением, оценивают его дизайн, удобство интерфейса  и прочее. Если обнаруживаются недочеты, разработчик их устраняет. Это может повлиять на конечную стоимость проекта, но альтернативой является приложение, невостребованное клиентами заказчика, а это уже прямой слив бюджета.

Самое читаемое
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.