Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Без субсидий не выжить». Как организовать выездную торговлю в селах и не прогореть

Более чем в 100 малонаселенных селах и деревнях Свердловской области работают автолавки. Бизнес социально значимый, но, как правило, убыточный. История предпринимателей, которые рискнули.

В то время как Екатеринбург ежегодно прирастает новыми магазинами, желающих торговать в селах и деревнях становится все меньше. И это серьезная проблема для власти на местах — обеспечить жителей товарами первой необходимости становится не так-то просто. На помощь приходит выездная малоформатная торговля — автолавки.

Как правило, работают они в селах и деревнях, где проживает до 200 человек и нет стационарных магазинов. Но и автолавки охватывают совсем небольшое количество населения. По данным министерства АПК и потребительского рынка Свердловской области, сейчас таких населенных пунктов более 100. По данным Центра агропродовольственной политики Института экономики УрО РАН — около 190. Всего в Свердловской области — около 1,8 тыс. сельских населенных пунктов, где проживает около 630 тыс. человек.

Точное количество автолавок, которые обслуживают деревни и села, неизвестно. Работают в таком формате в основном представители потребкооперации. Но есть и частные предприниматели. Среди них — Светлана Казанцева.

Шесть лет назад ее семья начала возить продукты в четыре небольшие деревни в нескольких десятках километров от Серова, сейчас они дважды в неделю объезжают уже шесть населенных пунктов. Предприниматель рассказала DK.RU, что подтолкнуло ее к такому решению, и почему они не планируют сворачивать свой семейный бизнес.

Светлана Казанцева, владелица автолавки:

— Шесть лет назад в районе перестала работать предпринимательница, которая возила продукты в деревни в окрестностях Серова. Появилась возможность занять освободившуюся нишу. Безусловно, решение это не было спонтанным. Всегда, когда открывается торговая точка, необходимо посчитать, какая в этом районе проходимость, есть ли конкуренция. Если это выездная торговля — объехать территории, поговорить с местными жителями, спросить про их предпочтения, посмотреть, есть ли в этих деревнях и поселках магазины. Конечно, мы такой анализ провели.  В итоге приняли решение попробовать.

После первых выездов обнаружилась проблема: половина продуктов возвращалась. И не беда, если бы это были продукты длительного хранения. Но у нас-то все свежее — молоко, хлеб, мясо, колбасы, также возим замороженную рыбу и пельмени, летом — мороженое. Если сразу не продадим — все это испортится.

Сначала с автолавкой ездила продавец, которая работала на нашу предшественницу. Потом она ушла на пенсию, и мы начали возить товары сами. Первое время этим занималась моя мама, и вот уже три года продаю я. Это наше семейное дело. Мама в три часа ночи встает, чтобы собрать машину — расфасовать продукты, подготовить ценники. Папа к пяти утра едет на местный хлебозавод, грузит хлеб. Утром молоко привозят к нам в магазин. До 8 утра мы должны собраться, чтобы выехать к покупателям.

Помимо автолавки у семьи Светланы три стационарных магазина в Серове. Поэтому проблем с поставщиками не возникает. Сейчас по договорам работают с серовским хлебокомбинатом, кушвинским молокозаводом, мясокомбинатом в Краснотурьинске. Так что  значительная часть ассортимента автолавки — хлеб, кондитерские изделия, молоко, сметана, замороженные и охлажденные продукты — местные, с севера Свердловской области.

Закупка ведется на тех же условиях, что и для стационарных торговых точек. Но ценники незначительно выше, чем в магазинах Серова. Например, если пакет молока в городе продается за 63 рубля, в автолавке он стоит 65.

— Это не такая большая разница. Если бабушки из наших деревень поедут в райцентр на автобусе, чтобы все это закупить, они больше потратят на дорогу. А еще и тяжелые пакеты везти, — объясняет Светлана. — Не могу сказать, что у нас от этой деятельности прибыль большая, но, как говорится, на хлеб с маслом хватает. Иногда, чтобы продукты не портились, соглашаемся продавать в долг, но потом деньги нам всегда возвращают.

Говорить о конкретных суммах заработка в этом случае я считаю некорректным. Намного важнее, что жители не брошены и у них всегда есть возможность купить необходимые продукты.

С жителями деревни Морозково
Светлана Казанцева (в центре) с жителями деревни Морозково, фото из личного архива

Автолавка  объезжает шесть населенных пунктов: деревни Поспелково, Морозково, Семенова, Копылова, Маслова и поселок Пасынок. В каждом живет несколько десятков человек. Например, в Пасынке осталось 78 жителей. Самая маленькая из списка — Копылова. Сейчас там живет восемь человек, летом, когда приезжают дачники, — 13. Только в трех из этих населенных пунктов есть штатные магазины.

— В Пасынке и Масловой точки открыл предприниматель из Сосьвы. Жители говорят, что он привозит только хлеб и уже успел скопить серьезные долги за коммуналку. Мы думали о том, чтобы выкупить эти помещения и открыть там штатные магазины, но посчитали, что лучше будем работать в формате автолавки. Тем более что хорошего продавца туда не найти — в деревнях почти не осталось молодежи, — объясняет Светлана.

Обычно автолавка делает в деревне две-три остановки, чтобы люди с соседних улиц могли спокойно прийти и закупиться. Но есть исключения.

— В одной из деревень живет бабушка, которая осталась совсем одна. Мы каждую пятницу заезжаем к ней персонально. Всех местных жителей, которые к нам приходят, я знаю лично. Если им нужно что-то, чего обычно нет в ассортименте автолавки — они звонят и заказывают. Если у людей праздник какой-то планируется или внучат привозят, звонят: «Света, привези яблок,  мандаринов и тортик». И я без проблем привожу.

Вижу, как с каждым годом жителей становится меньше. Очень переживаю, когда умирает кто-то из них. Принимаю все близко к сердцу. Мы с ними в хороших отношениях. По сложившейся традиции поздравляем местных жителей с праздниками, выделяем в качестве материальной помощи сладости на детские елки. Иногда жители просят привезти какие-то лекарства из города — тоже помогаем.

Конечно, в каждой деревне люди разные: кому-то наша работа нравится, кому-то нет. Но многие реально боятся, что мы перестанем к ним ездить. Успокаиваю, что бросать мы их не собираемся. Мы чувствуем большую ответственность. Я даже в отпуске все это время не была. Потому что знаю, что каждый вторник и пятницу меня ждут.

Автолавка Светланы Казанцевой работает без мер господдержки. Хотя, как отмечает предприниматель, потребность в них есть. У семьи — большие расходы на бензин, обслуживание автолавки и ее оборудования. Сейчас все делается самостоятельно.

Доктор экономических наук Валентина Неганова пояснила DK.RU, что это не единственная проблема, с которой сталкиваются предприниматели, ведущие выездную торговлю в сельской местности.

Валентина Неганова
Валентина Неганова
руководитель Центра агропродовольственной политики Института экономики УрО РАН
Автолавки в селах — это очень рисковый бизнес, в разных регионах он приносит от 44 до 90% убытков. При небольшом заработке предприниматель вынужден серьезно тратиться на бензин, обслуживание автомобиля, прогнозировать риски повышения цен на товары. Сложности в их работе также возникают из-за плохих дорог и мобильной связи, работающей с перебоями. Читала о предпринимателях в Красноуфимском районе, которые пробовали работать в этом сегменте, но получили значительные убытки до 500 тыс. руб. Очевидно, поэтому большая часть автолавок, работающих в селах, принадлежит не частникам, а потребительской кооперации, которую в тех или иных формах поддерживает государство.

— Безусловно, выездную малоформатную торговлю нужно развивать: пока в небольших и отдаленных селах и деревнях остаются люди — это актуально, — подчеркивает Валентина Неганова. — Тем более что стационарные магазины там тоже постепенно закрываются. Около года назад, в контексте программы развития сельских территорий, премьер-министр России ставил задачу развивать малоформатную торговлю в селах. Тогда все оживились, начали появляться ассоциации малоформатной торговли в разных регионах, в том числе в Свердловской области. Но больше никаких существенных подвижек в решении этого вопроса не было — ни в законодательном, ни в финансовом, ни в организационном  аспектах. А они требуются. Все понимают, что бюджет Свердловской области ограничен, но без субсидий и налоговых льгот таким предпринимателям не выжить. А как в таком случае выжить селам, где численность населения менее 200 человек?

Подготовила Елизавета Порошина

Читайте также на DK.RU: «Приезжают с обрезом и давай стрелять!» Легко ли построить бизнес в маленьком городе

«Без субсидий не выжить». Как организовать выездную торговлю в селах и не прогореть 1

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.