Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Поставщики в панике». Как уральские рестораторы борются с новым вызовом и что ждет рынок

«В первой половине года открытия ресторанов еще будут, потом — пауза. Безотносительно того, какой будет курс рубля и продуктовая реальность, ситуация поменяется — это точно».

Новая экономическая и социально-политическая реальность, наступившая после начала военной спецоперации на Украине, уже начинает сказываться на ресторанном рынке и в будущем изменит его, вероятно, еще сильнее. Как уральский общепит реагирует на повышение цен от поставщиков, когда это приведет к пересмотру меню и цен и что будет с действующими заведениями и открытием новых? На пресс-конференции «Интерфакса» об этом рассказали ресторатор Кирилл Шлаен («Большой грузинский», «Агонь», Carbonara и др.), гендиректор сети «Сушкоф и Дель Песто» Михаил Кольцов и основатель кофейни «Папа Карло» Александр Некрасов.

«Утром 24 февраля поставщики написали, что повышают цены на 30%»

Кирилл Шлаен: Не слышал, чтобы кто-то из ресторанов существенно изменил свой режим. Конечно, сейчас происходит пересмотр цен, пока между поставщиками и ресторанами, — в меню это отражается минимально, мы пока вообще ничего не делали с ценой. У наших поставщиков, особенно тех, кто поставляет продукты из Европы, ситуация очень сложная: они не знают, какой будет завтра курс валют, что делать с теми остатками, которые они успели ввезти. Некоторые приостанавливали отгрузки, некоторые существенно поднимали цены, кто-то потом отыгрывал их назад. Некая биржевая ситуация, и для них это нормально. Сами рестораторы имеют возможность некоторого лавирования с ценами, а поставщики импортной продукции — нет. Основная проблематика пока там.

Михаил Кольцов: Поставщики в панике: они не понимают, по какой цене им отгрузят завтра, когда им привезут сырье и не могут давать нам своевременную информацию.

Были поставщики, которые уже 24 февраля утром написали письма, что повышают цены на 30%.

Мы для себя решили, что не будем принимать повышение без обоснования расходной части. Хотите поднять нам цены на 20%? Покажите, что ваша закупка или логистика подорожала на эту сумму. В половине случаев поставщики отказываются писать такие письма, мало того, мы сказали, что будем открыто их публиковать. Несколько поставщиков были пойманы на том, что хотели на этой истории заработать.

Александр Некрасов: Основной наш продукт — кофе, он привязан к курсу валюты, потому что все поставки идут из-за рубежа. Цены выросли, но не так критично. Может, будет меньше интересного кофе — сейчас проблемы с логистикой. Но в целом настрой положительный, сильного спада нет. Сопутствующие товары, молоко, очень сильно подорожало, особенно овсяное и кокосовое — очень многие предприятия получали сырье из-за границы.

Будут ли пересматриваться цены?

Кирилл Шлаен: Если новая цена на импорт станет абсолютной реальностью, из меню ресторанов могут временно уйти блюда, которые сформированы супердорогими ингредиентами. Ресторан — это не магазин, люди приходят туда не за конкретным продуктом, а за вкусом, атмосферой и настроением. Если что-то дорогое станет недоступным, мы временно это уберем, чтобы не шокировать гостей — пока оно снова не станет доступным. Мы проживали такие моменты уже несколько раз: в 1998-м, в 2008-2009, в 2014 г. Это не новости, это вполне нормально.

Я не фанат разговоров об импортозамещении, но правда в том, что с каждым подобным кризисом все больше ингредиентов для ресторанов имеют «рублевое» происхождение. Наверно, поэтому такие явления каждый раз происходят все более гладко.

Есть целая ресторанная концепция, которая минимально зависит от импорта и чувствует себя достаточно уверенно в отношении цен. Например, для грузинских ресторанов все делается в России: мука, сыры, мясо. Импорт — это в основном специи, и там изменения несущественные. И потом, нас ждет лето — время тактического снижения цен на овощи и фрукты, это позволит компенсировать тенденцию к росту цен. Понятно, что мы живем в период ускорившейся инфляции и наша задача как участников рынка — максимально затормаживать рост цен, чтобы они не опережали рост доходов.

Михаил Кольцов: У нас японская концепция и все крутится вокруг рыбы — а это в основном импорт. Ключевой продукт, по которому все оценивают доставку, — ролл «Филадельфия» с лососем. В Россию лосось поставляется из Чили, с Фарерских островов (основные поставщики) и Мурманска. Сейчас Чили и Фареры закрыты, а Мурманск разрывают: рыба не успевает вырастать на фермах. За этим тянется дефицит.

Подорожали все три наших основных ингредиента: лосось, тунец и угорь. Угорь с января подорожал в два раза, тунец — на 70%, и его практически не найти. Лосось дорожает от недели к неделе. Я согласен, что меню надо пересматривать, какие-то позиции временно выводить. Но мы не можем вывести ролл «Филадельфия» и отказаться от лосося. Так или иначе нам придется повышать цены, но не зеркально от поставщиков.

Мы все-таки рассчитываем, что Мурманск быстро «оседлает» ситуацию и сможет делать нам поставки. Но при этом очень хочется верить, что ситуация с закрытием импорта временная. Думаю, до лета тех объемом, которыми располагает Мурманск, нам должно хватить, а к лету, надеюсь, что-то начнет открываться. Если это не произойдет, то станет большой проблемой для всех игроков на рынке, поэтому будем собираться и решать, что делать. 

Могут ли местные заведения занять нишу Макдональдса?

Кирилл Шлаен: Думаю, Макдональдс — это великая компания, и не думаю, что есть другая компания, которая может ее заменить, даже из тех, кто работает с ней на одном рынке и на одних технологиях. Женя Урюпин что-то писал, но он пошутил. Макдональдс — это совершенно особая экосистема, она ни на что не может быть заменена. Надеюсь, они временно приостановили свою деятельность и возобновят ее потом. Не могу сказать, что я частый гость, но эта компания многое дает всем рынкам своего присутствия с т.з. понимания того, как может строиться технология, как могут оптимизироваться процессы, как можно до мелочей думать о всей цепочке, которая приводит к вкусу и удовольствию гостя.

Михаил Кольцов: Макдональдс в какой-то момент стал осуществлять доставку с помощью агрегаторов, и сейчас доля «Мака» в их общей выручке достаточно существенна. И с приостановкой деятельности «Макдональдса» могут возникнуть проблемы у агрегаторов с точки зрения экономики. Услугами Яндекс.Еды и Delivery Сlub пользуются довольно много сетей и точечных ресторанов, и тут может измениться экономика их взаимоотношений.

Расходы так или иначе надо покрывать, и никто не планировал и не бюджетировал такое развитие событий, как приостановка деятельности Макдональдса. Поэтому косты агрегаторов могут перераспределиться на оставшиеся с ними рестораны.

Александр Некрасов: Многие гости, которые сейчас ходят к нам, начинали с Макдональдса. Сначала они приходили за кофе, с которого начинали день, потом — начинали углубляться: есть разные сорта, разные вкусы… Не будет Макдональдса — не все захотят углубиться в культуру кофе.

Что ждет персонал? 

Кирилл Шлаен: В мае мы открываем летние веранды и удваиваем число посадочных мест и сотрудников. Поэтому в феврале открываем набор — прежде чем выйти к гостям, официант должен постажироваться в ресторане, выучить меню — это требует подготовки в течение пары месяцев. Да, в ближайшие недели мы ожидаем падения числа гостей в ресторанах: люди сделали крупные покупки, пока им не хочется демонстрировать легкомысленное поведение, и думаю, будет определенный спад. Но мы уверены, что через месяц будет рост, поэтому никого не сокращаем и не останавливаем местами набор. Постараемся сделать специальные предложения для гостей в ближайшие недели, чтобы визит был выгоднее, чем обычно — чтобы занять сотрудников, потому что мы не можем потерять персонал перед началом летнего сезона.

Михаил Кольцов: У нас более 3000 сотрудников в сети, в том числе в ресторанах наших франчайзи. Когда ситуация начала развиваться, мы провели онлайн-звонок, успокоили людей, что никого не планируем сокращать. У нас по-прежнему растет товарооборот к прошлому году, примерно на 25%. Пусть даже рост замедлился, но предпосылок к оптимизации персонала и таких планов пока нет. 

Будут ли открываться новые заведения?

Михаил Кольцов: Сейчас у нас идет три стройки ресторанов: в Екатеринбурге, Верхней Салде и Оренбурге. Пока не понимаем остальные: до конца года запланировано еще 15 открытий, и мы не решили, что с ними делать. Ждем финальные цены на оборудование — большой вопрос, что будет с ценами на него и с поставками. Холодильное и вентиляционное оборудование, для производства пиццы — это все импорт. Пока нам озвучили повышение цен на 20-30%. 

Кирилл Шлаен: Стройки — длительная история. Мы тоже планируем открытие трех ресторанов в центре Екатеринбурга, все заранее было подготовлено, куплено и привезено, сейчас происходят последние приготовления. В последние полтора года в России был бум открытия ресторанов, отрасль бурно росла, открывалось очень много проектов, успешных и не очень. Будет некая коррекция: они все должны начать правильно работать в новых условиях.

Думаю, в первой половине года открытия ресторанов еще будут, потом — пауза. Зато будут реконцепции, видимо, необходимые. Безотносительно того, какой будет курс рубля и продуктовая реальность, ситуация поменяется — это точно. 

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.