Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Неудачная торговля: в России резко выросла доля компаний-зомби

Понятие «компания-зомби» появилось в Японии в 1990-е. Это компании, прибыли которых хватает только на обслуживание долгов. Их число начало расти еще в пандемию.

Эксперты рейтингового агентства НКР совместно с Rescore впервые подсчитали, сколько в России компаний-зомби, сообщает РБК. Этим словосочетанием агентство называет бизнесы, которым прибыли едва хватает на обслуживание долгов. Их число начало расти еще в пандемию. В выборку исследования вошли почти 77 тыс. предприятий с отчетностью по российским стандартам (РСБУ) за 2016–2020 гг. Для вхождения в выборку выручка компании должна была составлять не менее 100 млн руб. за 2020 г. и быть ненулевой каждый год с 2015-го. 

В рамках исследования НКР и Rescore к категории «зомби» были отнесены российские компании, которые на протяжении хотя бы двух лет подряд показывают коэффициент покрытия процентов не больше единицы. Иными словами, их годовая прибыль до уплаты процентов и налогов (EBIT) меньше или равна процентным расходам по долговым обязательствам. Так, по итогам 2020 г. 7,7% российских компаний функционировали в режиме «зомби», это намного больше, чем в 2016–2019 гг., когда доля таких компаний составляла около 3%, следует из исследования. Общая выручка компаний-зомби по итогам 2020 г. составила 6,7 трлн руб., подсчитали авторы исследования.

Понятие «компания-зомби» давно вошло в обиход экономистов. В эпоху «потерянного десятилетия» в Японии 1990-х гг. так называли местные корпорации, генерировавшие денежные средства, которых хватало только на обслуживание долгов. Тогда доля компаний-зомби в Японии колебалась от 5 до 15%, а затем подскочила до 25%. Каждый новый кризис, включая мировой финансово-экономический 2008 г. и еще не завершившийся пандемический спад, возвращали актуальность проблеме компаний-зомби. Так, в США в 2019 г. примерно 7% публичных компаний и 4,5% частных компаний относились к категории «зомби».

В России количество компаний-зомби из выборки за пять лет увеличилось почти втрое — с 2,11 тыс. в 2016 г. до 5,92 тыс. по итогам 2020 г. Основную массу составляют малые предприятия с выручкой 100–300 млн руб: в 2020 г. их доля достигла рекордных 64% от общего числа. Малые компании в России, как правило, менее рентабельны, и к тому же ставки кредитования для них обычно выше, чем для крупных компаний, объясняют авторы исследования.

«Существенный рост доли таких компаний — с 2,9% в 2019-м до 7,7% в 2020-м — обусловлен прежде всего влиянием пандемии COVID-19», — комментирует генеральный директор Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев:

В 2020 г. бизнес, особенно малый, не смотрел в будущее и использовал стратегию выживания, то есть в условиях сжатия спроса и снижения прибыли брал кредиты на пополнение оборотных средств и выплату зарплат. Но закрыть такие компании в большинстве своем было невозможно, потому что они дают хоть какие-то возможности для жизни.

Существенных различий доли компаний-зомби в региональном разрезе нет, следует из данных НКР. Зато весьма существенные различия наблюдаются в отраслевом разрезе. Наибольшее количество компаний-зомби насчитывается в сфере торговли — 42%. В строительстве и в управлении недвижимостью к зомби, соответственно, относятся 8 и 7% юрлиц. 

Методологическим недостатком (не зависящим от НКР и Rescore) является то, что исследование проводилось на базе неконсолидированной отчетности по РСБУ, то есть некоторые компании могут быть частью какой-либо корпоративной группы и формально классифицироваться как зомби, но это является просто следствием внутреннего устройства и распределения финансовых потоков. Например, одна компания может быть центром привлечения заемных средств, тогда как основная прибыль холдинга может концентрироваться на других предприятиях. В ряде случаев за этим может скрываться нелегальная схема ухода от налогов, когда одно из предприятий используется как «центр убытков».

Как сообщал DK.RU, в августе прошлого года доля экономически убыточных производственных предприятий в России достигла 15%. Заводы производят никому не нужную продукцию, но закрывать их все равно невыгодно.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.