Подписаться
Курс ЦБ на 20.04
93,44
99,57

«К осени мы можем увидеть критическую ситуацию — такую, с которой ТЦ еще не сталкивались»

«К осени мы можем увидеть критическую ситуацию — такую, с которой ТЦ еще не сталкивались»
Иллюстрация: pixabay.com

Уже сейчас в торговых центрах Екатеринбурга простаивает до 30% площадей, а работающие арендаторы испытывают проблемы с закупками осенней коллекции. Что поможет отрасли пережить очередной кризис?

С началом военной спецоперации на Украине в торговых центрах Екатеринбурга приостановили свою работу магазины некоторых зарубежных брендов. Произошло это не только по политическим причинам, но также из-за сложностей с логистикой. Как отметили представители отрасли, принимавшие участие в круглом столе издательского дома «Коммерсант-Урал», сейчас в торговых центрах города простаивает до 30% площадей. В региональном министерстве АПК и потребительского рынка предполагают, что количество таких площадей в ближайшее время может увеличиться.

Дальнейшее развитие ситуации во многом будет зависеть от внешнеполитической обстановки. Однако эксперты не исключают, что из-за проблем во взаимодействии с западными компаниями осенью в торговых центрах сложится критическая ситуация — продавать в магазинах будет нечего.

Управляющий директор Российского совета торговых центров Олег Войцеховский отметил, что с российскими ТЦ согласны сотрудничать производители из Китая, Турции, Индии и Ирана. И если на турецких операторов представители отрасли возлагают надежду, то эффективность сотрудничества с иранскими производителями вызывает сомнение, поскольку собственных торговых сетей и брендов у них нет.

DK.RU приводит комментарии руководителей торговых центров Екатеринбурга о том, как они планируют вести бизнес в сложившихся условиях и с какими сложностями могут столкнутся.

Справка DK.RU

 
По данным министерства АПК и потребительского рынка Свердловской области, в регионе работает 555 торговых центров и торговых комплексов (пять лет назад их было 481). В Екатеринбурге сейчас работает 105 ТЦ и ТК. Общая площадь торговых центров в Свердловской области — около 3,7 млн кв. м. (за пять лет увеличилось на 16%). В ТЦ 60% площадей сейчас занимают магазины.
 
Марина Крупина
Марина Крупина
гендиректор ТЦ «Европа», регпредставитель РСТЦ
Пандемийный 2020 г. нас многому научил. Мы стали сильнее, мудрее, научились по-новому общаться с нашими операторами. И казалось, что ничего страшного уже не произойдет. Но мы ошибались. У всех у нас разные концепции, разный процент простаивающих площадей (в среднем по Екатеринбургу — это 20-30%). Но есть типичные сложности, с которыми столкнулись наши арендаторы.  
  • Во-первых, нарушились цепочки взаимодействия с брендами. Сейчас у многих сетей подорвана логистика: для одних она стала очень дорогой, для других — невозможной. Есть такие случаи, когда на таможне происходят грабежи, и товар просто не доходит до России.
  • Во-вторых, это нарушение финансовых цепочек. У наших операторов появились сложности по расчету с брендами — как из-за проблем с поставками, так и из-за изменения курса доллара и евро. В отдельных случаях цены на продукцию выросли в 2-3 раза.  

На фоне этого в марте мы столкнулись с ажиотажным спросом покупателей, зафиксировали серьезное увеличение трафика. По сравнению с прошлым годом это был невероятный рост продаж. Но сейчас в апреле трафик и продажи стали снижаться. Так как большую часть доходов ТЦ направляют на выплату налогов и погашение кредитов, у всех встал вопрос об оптимизации расходов.

На работе нашего ТЦ «Европа» эта ситуация тоже отразилась. Принято считать, что для нашей целевой аудитории — состоятельных людей — в кризис ничего не меняется, но это не так. Кто-то перешел на более низкое потребление, кто-то отложил покупки до стабилизации ситуации. Есть несколько новых проектов, запуск которых пришлось отложить на неопределенное время.

Сейчас как управленцы мы делаем все возможное, чтобы минимизировать негативные последствия. Но мы не понимаем, когда все происходящее закончится.

Мы обратились к губернатору с просьбой о поддержке. Хотелось бы, чтобы распределение проблемы убытков пошло по цепочке. Сейчас арендаторы массово обращаются к нам с просьбой о поддержке. Мы сможем сделать это, если для нас снизят платежи по налогу на имущество и земельному налогу.

 

Павел Изотов
Павел Изотов
руководитель проектов Veer Mall
Я думаю, текущая ситуация станет дополнительным ударом к тому, что арендаторы и девелоперы пережили в 2020-2021 гг.. Наш торговый центр она не обошла стороной: мы начали работать во время пандемии коронавируса, и сейчас фактически перетекаем из кризиса в кризис. Такова российская действительность: если боишься кризисов — и открывать ничего не нужно.

Мы действительно наблюдаем, что арендаторы вынужденно закрываются не только по политическим причинам, но и из-за проблем с логистикой. Наглядный пример — отказ компании Maersk осуществлять перевозки по морю в Россию. С ними работали многие арендаторы.

Кто-то оказался менее зависит от глобальных игроков, но все равно столкнулся с финансовыми сложностями или задержкой доставки грузов. Кто-то не смог оперативно перестроить логистику и сейчас продает остатки, которые были сформированы в конце прошлого — начале текущего года. Поэтому говорить, что у магазинов, которые не закрылись, в ближайшие месяцы не будет проблем с ассортиментом, не приходится. И мы, и арендаторы находимся в состоянии неопределенности. Большинство сетей заморозили развитие.

В сложившейся ситуации сложно формулировать рецепты, как пережить кризис. Мы пытаемся придумать какие-то вещи, которые помогут сгладить его последствия. Организовали совместную работу со Свердловским областным фондом поддержки предпринимательства. Проводим тематические мероприятия, прорабатываем возможность сотрудничества с нестандартными для торговых центров арендаторами. Сокращать маркетинговые и рекламные издержки мы пока тоже не планируем.

 

Дмитрий Сарапульцев
Дмитрий Сарапульцев
директор ТРЦ «Гринвич» и «Пассаж»
Действительно, ситуация сегодня крайне неопределенная. Большинство магазинов, приостановивших работу — это fashion-бренды, у них ярко выражена сезонность. Если они не откроются в мае, это будет возможно только в августе. Те коллекции, которые остались у них в магазинах, с их точки зрения уже безнадежно устарели. В глобальных международных корпорациях принято обновлять ассортимент раз в две-три недели.

К осени проблемы начнутся и у российских франчайзи западных марок. Например, Michael Kors, Barbour. Их дистрибуторы по России не смогут закупить осеннюю коллекцию. То есть осенью там будет нечего продавать. Не выставлять же им иранские сандалии?

К осени мы можем увидеть критическую ситуацию — такую, с которой мы еще не сталкивались. Я говорю сейчас обо всех ТЦ. Если все риски реализуются, у нас начнутся проблемы с уплатой налогов. Да, у нас есть оборотные налоги, а есть фиксированные налоги, которые мы должны платить вне зависимости от заработка. Здесь хотелось бы понимать, поможет ли нам при неблагоприятном развитии событий правительство области.

Есть мнение, что простаивающие площади могут заполнить турецкие производители. А что им мешало развивать бизнес в России раньше? Хорошо, сейчас у них не будет высокой конкуренции с группой Inditex (представляет бренды Zara, Oysho, Stradivarius, Pull & Bear, Massimo Dutti, — прим.ред.). Но мне сложно привести примеры компаний, которые готовы оперативно зайти на большие площади. Российским брендам их тоже не освоить. Иранских брендов фактически не существует. Индийских — тоже. Чтобы они смогли продавать свои вещи, им нужно найти оператора.

В марте трафик в Гринвиче был сопоставим с эталонным показателем в 2019 г., с погрешностью в пару процентов. С учетом того, что 23% площадей закрыты, могу сказать, что у тех, кто не закрылся, трафик вырос. Кроме этого, мы фиксируем падение трафика в кинотеатрах и его рост в общепите.

Если реализуется самый неблагоприятный сценарий — возможно, мы придем к ярмаркам-развалам. Подобные предложения уже есть, и они не очень целесообразны. Нам говорят: у нас есть подборка российских брендов, давайте мы зайдем с ней на площадку с хорошим ремонтом и светом. А зачем, если они у нас уже представлены в формате мономагазинов? Поэтому при реализации худшего сценария многие торговые центры без поддержки не выживут.

Алексей Караваев
Алексей Караваев
директор мебельного центра «Гулливер», полномочный представитель РГУД в Екатеринбурге и Свердловской области:
Ситуация в специализированных торговых центрах немного отличается от той, с которой столкнулись классические торговые центры. Хотя у нас в мебельном центре март тоже был ажиотажным с точки зрения выручки арендаторов. У нас нет проблемы, кому и чем торговать. Она не обострилась в связи с последними событиями. А уход IKEA даже сыграл нам на руку. Большинство наших арендаторов — с локализованным производством. Из 457 фабрик только 32 компании — иностранные. Конечно, в товарах местных производителей тоже есть долларовая составляющая — импортная фурнитура, ткани. Но это небольшая доля продукта, которая влияет на его удорожание.

Сейчас нас больше беспокоят не проблемы с логистикой, а падение платежеспособного спроса. Причем, речь идет не о возможности граждан покупать мебель в принципе, а о возможности покупать квартиры, которые необходимо обставить мебелью. Как только снижается доступность ипотеки, падает спрос на квартиры. Падает спрос на квартиры — падает спрос на мебель.

Мы уже как сообщество мебельщиков и Гильдия управляющих девелоперов обратились к губернатору и мэру города с просьбой урегулировать ситуацию с налогами на имущество и землю. Мы считаем, что нужно временно наложить мораторий на переоценку кадастровой стоимости недвижимости. Кроме этого, у нас в области работает неплохой закон о налоге на имущество организаций: срок действия льгот, которые в нем указаны, заканчивается в 2022-2023 гг., мы попросили рассмотреть возможность их продления.

Читайте также на DK.RU: «Для российских предпринимателей освободилась ниша. Но им будет не так-то просто»

Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Инфляция в Свердловской области оказалась выше, чем по России. Что происходит?Инфляция в Свердловской области оказалась выше, чем по России. Что происходит?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.