Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

Как бизнес справляется с ситуацией, которую непросто обсуждать

Не только экономические последствия санкций вносят деструктивный момент в работу компаний, но и психологические сложности, связанные с принятием сотрудниками новых установок и ценностей.

HR-специалисты рассказали, как компании переживают «стадию шока и осознание новой реальности», и как они с ними справляются или не справляются. В связи с последними событиями во внешней политике, бизнес остро ощутил хрупкость стабильности: то, что прогнозируется сейчас, завтра может стать неактуальным.

Возник общий для всех пул психологических проблем, с которыми в коллективе приходится сталкиваться ежедневно. Люди обсуждают политику на работе, их мнения расходятся, возникают конфликты. Сотрудники болезненно воспринимают удешевление денег, испытывают постоянное состояние тревоги. Что с этим делать? Фундаментальный вопрос, на который постарались ответить ведущие HR-специалисты на встрече клуба VQ:

  • Юлия Токарева, доктор психологических наук, зав. кафедры «Управления персоналом и психологии» УрФУ, бизнес-тренер, психолог, консультант;
  • Анна Захарова, HR бизнес-партнер, консультант по процессам управления персоналом и бизнес процессу «управление человеческим капиталом»;
  • Ольга Чебыкина, управляющий партнёр HR-Лидер.

С какими проблемами в связи с новой экономической ситуацией приходится сталкиваться ежедневно?

HR-специалисты рассказали, что сотрудники недовольны зарплатой. Денег стало не хватать. Некоторые увольняются, ищут новую работу, потом снова возвращаются. Под сильным психологическим давлением находятся те, кто работает непосредственно с клиентами: им приходится ежедневно успокаивать людей с повышенной тревожностью.

Чаще это люди пожилого возраста, их беспокоят вопросы, которые в глобальном смысле сводятся к «а все ли у нас будет хорошо?». Молодые сотрудники, которые еще не нюхали пороха, легче воспринимают ситуации такого рода, а для более взрослых постоянно требуется эмоциональная подпитка и психологическая поддержка со стороны руководства, которое «обречено на душеспасительные беседы».

Анна Захарова: «Деньги дешевеют. Эта ситуация требует прояснения и честных разговоров с сотрудниками»

Как бизнес справляется с ситуацией, которую непросто обсуждать 1

— С позиции работника происходит удешевление денег. Зарплата не растет, при этом мы прекрасно понимаем, что работодатели не имеют возможности сейчас ее повышать. Часто приходится сталкиваться с вопросом: «Раньше, еще год назад, меня зарплата устраивала, а сейчас не устраивает, потому что деньги подешевели». Эта ситуация требует прояснения и честных разговоров.

Большинство работодателей недавно испытали стресс, связанный с неопределенностью и стали ужесточать требования относительно результата здесь и сейчас. Теперь сотрудники не понимают, что от них требуется. Они хорошо осознавали, что от них было нужно в начале года, у них были определенные планы на карьеру и развитие, а сейчас требования меняются: нужно снова больше продавать, больше производить, оптимизировать затраты, пересмотреть бизнес-модели, бизнес-процессы. Это должно происходить очень быстро в ситуации, когда отсутствуют вводные.

Все, что мы сегодня делаем и прогнозируем, уже завтра может стать неактуальным. Это означает высокий уровень хрупкости стабильности. Самое главное, что сейчас требуется от управленцев и от сотрудников — быть гибкими, уметь перестраиваться в моменте, искать разные варианты решения задач. Не каждый к этому готов, некоторые в принципе не готовы.

Ольга Чебыкина: «Мы все проходим через пять стадий переживания потерь, главное, не «залипнуть» в одной из них»

Как бизнес справляется с ситуацией, которую непросто обсуждать 2

— В классике жанра это называется цикл Кюблер-Росса — это пять закономерных стадий выхода из стресса потери, в нашем случае, потери «прежнего мира». После того, как произошел шок, мы начинаем погружаться в сопротивление, потом договариваемся с внешней ситуацией, потом теряем терпение, входим в агрессию, потом устаем от агрессии, погружаемся в апатию, смиряемся и, в конце концов, обретаем энергию для чего-то нового и выходим из стресса.  

Этот цикл основан на базовых реакциях переживания утраты близких, но наш внешний мир в последнее время превратился в постоянную цепочку потерь стабильности. Каждый из вас и каждый из ваших сотрудников проходит все эти стадии, их невозможно не пройти с определенным уровнем успешности или не успешности.

Среди наших клиентов было несколько случаев, когда сотрудники сгоряча приняли решение уволится после начала спецоперации на Украине. Это нормальная реакция на перемены: когда что-то случается, возникает порыв убежать — «спрятаться». Практически все эти люди вернулись обратно, и наши клиенты приняли их, потому что понимают такие психологические нюансы.

Когда вы эти процессы понимаете, вы можете отслеживать, что происходит с вами, вашими родными, коллегами, не позволяя им «залипнуть» в какой-то из стадий. Главная трудность сейчас в том, что мы только успели оправиться от пандемийного перехода, но большинство из нас пока не успело накопить энергию для новых изменений. 

Как можно помочь сотрудникам пережить сложившуюся ситуацию? 

 «Сейчас в российском обществе глобальная ценностная перестройка. Мы имеем то, что мы имеем: большая часть наших сотрудников живет в осознании того, что наша страна не может быть агрессором, как ее называют где-то на Западе. Следует ли формировать отношение к этой ситуации — неизвестно. Следует ли навязывать или не навязывать свою точку зрения — неизвестно. Это больные темы, касающиеся глубинной ценностной составляющей, которая сложилась в историческом контексте русского народа», — поделился своим видением проблемы один из гостей на встрече клуба.

HR-специалисты рассказали, как стабилизировать эмоциональное состояние сотрудников, сглаживать острые углы, на каких принципах поддерживать рабочие взаимоотношения внутри компании.

Юлия Токарева: «Нужно переживать всем вместе, объединившись»

Как бизнес справляется с ситуацией, которую непросто обсуждать 3

— Все, что сейчас мы можем наблюдать, давно прописано и просчитано наукой. Закономерности развития обществ, цикличность кризисов и проблем давно изучены как отечественными, так и зарубежными учеными. Нас к этому подготовили. Но мы странные люди, мы не хотим готового знания, нам нужна личная практика, опыт.

Переживать нужно всем вместе, объединившись и оказывая друг другу необходимую поддержку. Вне зависимости от сферы деятельности действенным путем является наличие хоть какой-то стабильности, позитива, которые исходят как от самой компании, так и от людей, в нее входящих. Когда нам плохо, мы идем прежде всего к тем, кто умеет снять наши переживания, увидеть позитив и настроиться на будущее, в котором обязательно все будет хорошо.

Анна Захарова: «Давайте сформулируем результаты и скалибруемся»

— Я не использую без крайней необходимости психологические подходы в работе с персоналом. Это мой принцип последних трех лет. Мне больше нравится говорить не о том, что сейчас происходит, а что мы хотим с этим делать. Очень часто от меня слышат фразу «давайте сформулируем результаты и давайте скалибруемся», то есть поймем, что мы говорим об одном и том же.

За счет прояснения тех вещей, о которых мы раньше не говорили и не задумывались, у человека наступает внутреннее понимание, что от него требуется, и спокойствие. Вообще в ситуации стресса, особенно в ситуации высокой неопределенности, рекомендуется акцентировать внимание на выполнении той задачи, которая для тебя максимально полезна. В условиях изменений важно добиться максимального понимания, что сейчас от меня требуется в моменте.

Мне очень нравится позиция руководителей многих компаний, которые озвучили ее в конце февраля, когда они сказали, что каждый из нас имеет право на собственное мнение относительно происходящего. Но озвучивать его в компании, на работе, наверное, нет смысла. Мы пытаемся «приземлять» тех, кто это делает, задавая вопрос: «а как это обсуждение поможет сейчас нашему бизнесу?».

Только через поколение мы приблизимся к пониманию обоснованности или необоснованности происходящего. Повлиять на ситуацию в моменте отдельно взятый человек не может. Мы «приземляли» эти моменты в компании на конкретно здесь и сейчас, принимая решение, что делать — обсуждать или не обсуждать, и как это скажется на наших целях и задачах в рамках нашего бизнеса.

Есть ли какой-то готовый комплекс мероприятий для решения озвученных проблем?

Юлия Токарева: «Нам пришлось показывать студентам, ориентированным на работу за границей, как увидеть другой путь в сложившейся ситуации».

— Сложившаяся в мире обстановка сказалась на студентах РТФ. 70% выпускников раньше выезжало из России, успешно трудоустраивалось, для них это был один из приоритетных путей организации себя в профессии. Когда этого пути не стало, первая мысль была, надо уходить вообще с этого поля, с этой профессии, с этой деятельности, не рассматривая варианты остаться на российском рынке и создать нечто подобное здесь. Но опыт тех, кто сейчас работает за рубежом, позволяет воспользоваться им, и вернуть их в качестве экспертов, модераторов, руководителей.

На встречах со студентами мы говорим о том, как найти различные пути для самореализации, профессионального самоопределения, опираясь на самого себя и свои сильные стороны, как развивать себя. Обращение к себе, знание себя студентам гораздо интересней, чем читать теорию и учить чей-то опыт.

Анна Захарова: «Надо искать источники энергии через не хочу и через не могу, просто поставить себе цель»

— Я долгое время искала, где есть потери и пыталась их минимизировать. Но в ситуации неопределенности это не приводит к результату. Я пошла по другому пути — я ищу источники энергии.

Я поняла, что меньше рисков не будет и меньше препятствий не будет, поэтому надо искать источники силы, чтобы им противостоять. Самое главное в самолете в первую очередь позаботиться о себе, потом о других. Возвращаться в офис каждое утро нужно с желанием.

Как поддерживать интерес, если ты сейчас выживаешь? Очень простой способ всегда нужно для себя сформулировать, о чем я мечтаю, что моя мечта, как, приходя на работу, я приближаюсь к своей мечте.

Иногда в этом процессе люди придумывают такую взаимосвязь невзаимосвязанных вещей, что удивляет, но они придумывают, они себе об этом говорят, и это наполняет их, возвращает к желанию и к интересу идти на работу. Надо искать источники энергии, формировать в себе их искусственно через не хочу и через не могу, просто поставить себе цель.

Ольга Чебыкина: «Важно — генерить возможности»

— Если долго вариться в переживаниях о прошлом и утерянном — можно заболеть, вплоть до депрессии. В такие моменты, как сейчас, важно думать о будущем, прогнозировать, каким оно может быть для себя и для компании, то есть генерить возможности. Мы убедились в том, что эта практика воодушевляет людей. Мечтать и думать о будущем приятно, это возвращает нас в беззаботное детство, когда нам было все по плечу. Все, что нами было намечено в 2020 году, сбылось на 80%. Это не бесплотные мечтания, это реальное программирование себя на будущее.

Мир можно по-разному воспринимать, но картинки мира, которые мы рисуем в нашей голове, потом в общем-то сбываются. Это хорошая практика, она работает в компаниях, команду можно и нужно переключать. Сегодня мы не думаем про то, что было вчера: что было в Вегасе, остается в Вегасе, не думаем о том, что происходит сегодня, думаем о том, что будет происходить завтра, послезавтра, после послезавтра…и наше благополучие вернется, потому, что мы осознанно выбираем пути, чтобы к нему приблизиться. А история человечества давно доказала, что выживает и процветает не просто сильнейший, а тот, кто живет в мире возможностей и системно работает над ограничениями.

Post scriptum от Ольги Чебыкиной:

— Беда в том, что силы на исходе — люди еще не успели восстановиться после «ковидных» изменений, поэтому каждый справляется в силу своих возможностей и накопленного ресурса. По нашим данным, 38% сотрудников положительно относятся к появлению в компаниях корпоративных психологов. Процент достаточно большой, но использовать этот инструмент необходимо целенаправленно и внимательно.

В психологической среде слишком много инфоцыган и тех, кто на своих клиентах пока только учится. Ученые работают над моделями сертификации такой деятельности, а пока готовых ответов на вопрос «Как правильно привлечь к себе в компанию корпоративного психолога?» — нет. 

В общем, что бы ни происходило у вас в компаниях сейчас, помните, что людям нужна возможность поговорить: разделить мысли с кем-то, получить вербальную поддержку и обратную связь, что они все делают правильно. И, конечно, уверенность в том, что процветание не только возможно, оно в их собственных руках. Еще в такие моменты возрастает потребность быть причастными к организации — чему-то большему и более устойчивому, чем один человек. И, если вы собственник или управляющий директор, ваша роль, как и роль HR-менеджеров всех уровней — быть устойчивостью и уверенностью для своих приверженцев.

Читайте также на DK.RU: «Не всем профессиям суждено выжить в XXI в. Но это не про сферу управления персоналом».

Самое читаемое
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.