Подписаться
Курс ЦБ на 20.12
80,72
94,51

Игра на выбывание: почему часть маркетплейсов может не пережить кризис?

«Спецоперация» породила ажиотажный спрос, но уничтожила модель развития маркетплейсов и принесла множество проблем, которых они не ожидали и к которым не готовились. Экономить будут на качестве.

Начало специальной военной операции на Украине вызвало ажиотажный спрос на потребительские товары в России, сообщает VC.RU. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли за январь-март 2022 г. россияне потратили на онлайн-покупки товаров 1,25 трлн руб — на 59% больше, чем за тот же период 2021 г. По сообщениям Wildberries и «Яндекс.Маркета» сегмент растет намного быстрее, чем весь российский ритейл, который в первом квартале 2022 г., по данным Росстата, вырос лишь на 3,6%. 

Алексей Федоров, управляющий партнер сети «220 вольт» и председатель совета Торгово-промышленной палаты (ТПП) по развитию электронной торговли, сообщил, что 93% «легких» денег этой весной получили российские интернет-магазины:

За эти два месяца [март и апрель] маркетплейсы заработали несусветное количество денег. Они располагали большим количеством товара по старым ценам, который продали по новым ценам. Покупатели сметали с онлайн-полок весь находящийся в наличии товар, думая, что при курсе доллара 150 они совершают выгодную покупку: боялись, что доллар скоро станет 200.

До весны 2022 г. маркетплейсы очень активно развивались, инвестировали миллиарды рублей в инфраструктуру, расширяли ассортимент и географию пунктов выдачи, привлекали новых клиентов и продавцов. Рынок быстро рос: в 2021 г. совокупная выручка Wildberries, Ozon, российских продавцов «AliExpress», «Яндекс Маркет», «СберМегаМаркет» выросла до 1,5 трлн руб., общее количество заказов на площадках — до 1,05 млрд штук.

Во всем ритейле страны доля e-commerce достигла исторического рекорда — 11,2% от общего оборота. Маркетплейсы, по оценке компании Data Insight, по итогам 2021 г. занимали 38% этого рынка по обороту и более 60% — по количеству заказов. Рост маркетплейсов сломал рынок труда во всей торговле. Они выходили в новые сегменты рынка, расширяли ассортимент и пробовали силы на новых территориях. В этом году у них были все шансы занять еще большую долю. Безусловный лидер — Wildberries, доля которого на российском рынке e-commerce по объему онлайн-продаж в 2021 г. достигла 20%. Соперничать с лидером пытается лишь Ozon (11%), остальные гораздо меньше — «AliExpress Россия» (3%, если учитывать только российских продавцов), «Яндекс.Маркет» (3%) и «СберМегаМаркет» (менее 1%).

В начале 2022 года «Яндекс.Маркет» запустил fashion-сегмент и развивал быструю — в течение двух часов — доставку с партнерских складов. Wildberries купила банк «Стандарт-кредит», выходила в Германию, Великобританию, Польшу, США и другие страны, планировала строить новые логистические комплексы. Ozon тоже купил банк («Оней-банк») и запустил экспресс-доставку продуктов питания. «СберМегаМаркет» планировал открыть до конца 2021 г. около 400 пунктов выдачи (фактически к маю 2022 г. работало более 330 — в компании сказали, что планы поправили для оптимизации ресурсов). «AliExpress Россия» вкладывался в логистику и занимался увеличением ассортимента локальных продавцов и их оборота. В маркетплейсы перетекали сотрудники из офлайн-ритейла и сферы общепита. Как отмечают аналитики ARG, лавинообразное развитие e-commerce уже привело к нехватке курьеров и, как следствие, вызвало рост их зарплат.

При этом Wildberries на фоне остальных держался особняком — он приносил прибыль. Так, в 2021 г. компания увеличила оборот почти вдвое, до 844 млрд руб. А прибыль маркетплейса до налогообложения по прогнозам компании должна была составить около 18 млрд руб. По данным из «СПАРК-Интерфакс», чистая прибыль ООО »Вайлдберриз» в 2021 г. составила 14,06 млрд руб.

24 февраля российские маркетплейсы словно ударились в стену на полной скорости — сломалась вся прежняя модель их развития. Инвестиционная модель с упором на рост доли рынка и рост капитализации больше неактуальна, говорит партнер Data Insight Борис Овчинников. У маркетплейсов меняются не просто бизнес-процессы, а цели существования. 

На большие инвестиции рассчитывать теперь не приходится, поэтому ради эффективности могут исчезнуть бонусы, а с продавцов будут брать больше — пока это может быть незаметно, потому что испугавшихся селлеров надо возвращать. Никаких больше бесплатных доставок и прочих плюшек, которыми баловали покупателей, уверен генеральный директор аналитического агентства INFOLine Иван Федяков

Направление, которое первым может пасть жертвой борьбы за эффективность — экспресс-доставка. Например, маркетплейсы могут сделать дешевле для себя логистику, пусть даже в ущерб привычному для покупателей уровню сервиса. «Если не девять товаров из десяти приедут к покупателю в срок, а восемь, это позволит оптимизировать затраты на логистику уже на 20-30%», — объясняет Федяков. По мнению аналитика, сейчас у покупателей нет острой необходимости получить товар за 15 минут. Чтобы поддержать селлеров, некоторые маркетплейсы отказались от ряда платных услуг: ввели бесплатное хранение товаров на большинстве складов, за свой счет субсидировали клиентскую скидку. Еще один возможный способ повышения эффективности — расширение ассортимента. Так, «Яндекс.Маркет» уже начал продавать товары б/у, что по мнению экспертов, позволяет онлайн-площадке генерировать дополнительный оборот без больших расходов.

Маркетплейсы будут стараться зарабатывать на дополнительных услугах и сервисах для поставщиков, чтобы монетизировать огромную аудиторию — вроде рекламы, логистических услуг, платных сервисов. «По этому пути уже шел Wildberries, который в какой-то момент стал «доить» своих поставщиков, вводя плату за доставку, услуги логистики», — напоминает Федяков. Вероятно, будут сокращения внутри компаний, а реклама будет менее масштабной.

Разрушение привычной бизнес-модели и внезапно возникшая необходимость считать каждый рубль — не единственные проблемы агрегаторов. По статистике в марте 2022 г. Россию покинули до 70 тыс. ИТ-специалистов, в апреле ожидался отъезд еще до 100 тысяч человек. Особенно болезненным для маркетплейсов стал дефицит специалистов в области big data, которых в России и так не хватало. Анализ больших данных — важнейшее направление для ритейла. Это главный способ конкурировать за потребителя и предлагать ему то, что он хочет купить — через персональные предложения и рекомендации на основе его поведения в интернете.

Другая «айтишная» проблема — ПО. Все маркетплейсы столкнулись с дефицитом софта, в том числе для автоматизации процессов на складах. О приостановке сотрудничества с российскими компаниями заявили многие из крупнейших поставщиков — SAP, Oracle, Microsoft, Atlassian, Autodesk, EPAM Systems и ряд других. После 2014 г. даже в лучших случаях доля отечественных программ достигала 50%, а у многих компаний софт оставался целиком иностранным. Установленные программы и оснащенные ими склады продолжают работать, но дальнейшее масштабирование под вопросом. «Они могут построить помещение, но без ПО это будет просто ангар. В этой ситуации в выигрышном положении оказывается Wildberries, который активно использует на складах ручной труд», — говорит Горцев. Уход поставщиков привычных ИТ-сервисов приведет к переходу на новые системы: это требует сил и времени, может замедлиться рост компаний, в выигрыше те, кто пока полагается на людей. 

Эксперты считают, что маркетплейсы по-прежнему привлекают бренды простым механизмом входа на онлайн-площадку и сложившейся большой аудиторией. Вскоре в этом увидит выгоду и государство. Независимый e-commerce эксперт Евгений Горцев полагает, что в дальнейшем выиграют компании, находящиеся ближе к власти. «Мы видим, что правительство понимает, что это один из важных каналов потребления, и сделает все, чтобы их сохранить. Поэтому развитие бизнеса маркетплейсов на сегодня задача не только экономическая, но и политическая», — считает он. 

Главный вопрос — что будет с проектами, которые развивались только за счет денег инвесторов, и как долго эти или другие инвесторы захотят инвестировать в них в условиях политической и экономической нестабильности, санкций и проблем с финансированием. «С точки зрения финансов и прибыли у маркетплейсов сейчас дела обстоят хорошо. Что будет дальше, зависит от их стратегии и различных факторов», — говорит Алексей Федоров.

Как ранее рассказывал DK.RU, российско-китайский онлайн-ритейлер «AliExpress Россия» уже сократил до 40% персонала маркетплейса.

Самое читаемое
  • Путин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявленияПутин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявления
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
  • 2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы
  • Какие меры правительство РФ предпримет для обеления экономики в 2026 г.Какие меры правительство РФ предпримет для обеления экономики в 2026 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.