Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Мы санкции совершенно легко пережили, потому что на ковиде натренировались»

Об импортозамещении в медтехнике: процесс идет, дефицита нет. Приходится менять банки, географию поставок, логистику. Английский остается международным языком бизнеса, зато доллары — в прошлом.

Многих сейчас волнует, как с санкциями справляется бизнес, связанный со снабжением больниц и аптек. Оказалось, неплохо. Алексей Цикин, директор «ОМТ», рассказал о том, как компания и рынок в целом живут в эпоху импортозамещения.

«Отдел медицинской техники» — уральский производитель медицинской мебели и расходных материалов, крупнейший в стране поставщик сложного медицинского оборудования, резидент Титановой долины.

«Малый бизнес переживает изменения на рынке более тяжело: мы сталкивались здесь с паническими настроениями. Крупный, имея возможность диверсификации поставщиков, является более гибким к меняющимся правилам игры в данном контексте событий», — поделился он своими мыслями о ситуации в целом.

К тому, что самим делать выгоднее, компания пришла раньше, предвосхитив события этого года. Здесь стараются воспользоваться ситуацией, связанной с уходом с рынка части игроков, наращивать производство и поставки. Однако новых вводных в экономике, связанных с началом спецоперации на Украине (СВО), за короткий промежуток времени было много и многое пришлось перестраивать.

Что изменилось в вашей работе за последние месяцы?

— С нашего предыдущего разговора с DK.RU прошел всего год, но в мире случилось достаточно много событий — это не только продолжающийся ковид, но и мероприятия, связанные со специальной операцией на Украине. Она сильно повлияла на общую ситуацию на рынке.

В 2022 г. пришлось перестраивать бизнес в связи с изменениями в банковской сфере, в логистике и географии поставок. За это время поменяли три банка: все, с кем мы работали, попали под санкции. Часть средств, которыми мы расплачивались, до сих пор заморожена.

Отпала часть поставщиков: с нами отказалось работать одно предприятие Тайваня и одно предприятие из четырех в Германии. Соответственно, с марта нам пришлось искать новые контакты. Мы их нашли в Юго-Восточной Азии. Так что для нас это уже пройденный этап.

Вообще у нас широкая география закупок и она сохранилась, потому что «отпали» отдельные партнеры, а не направления. Мы привозим комплектующие изделия из Америки, Германии, Малайзии, Турции, Китая и Венгрии. Так что в целом, в принципе, все идет, как раньше.

Что касается сбыта, то мы вообще не ориентированы на поставки в другие страны. У нас пока нет цели импортировать свою продукцию за рубеж. У нас идут эпизодические поставки в Казахстан, в Армению, наш рынок в основном — это Россия.

Часть поставщиков отказалась работать с Россией, потому что изменились логистические движения контейнеров. У нас, например, изменился маршрут с Малайзией. Еще одно неудобство для нас — один из наших контейнеров не может отправиться из Греции в Новороссийск из-за минной опасности, возникшей в следствие военной операции на Украине.

Вам приходилось сталкиваться с паническими настроениями на рынке из-за СВО?

— Да, конечно, мы с таким сталкивались, как и все, но в основном, паника коснулась небольших предприятий. Мы работаем преимущественно с крупными поставщиками. Более того, они диверсифицированные. Нет такого, что по перчаткам у нас, например, один поставщик, их три-четыре. Если вдруг возникает какая-то проблема у одного, то мы всегда готовы переориентироваться на других.

Что вы думаете о перспективах импортозамещения для вашей компании и для отрасли?

— Этот год для отрасли, для бизнеса, серьезных компаний, которые занимаются снабжением больниц, — некий шанс, потому что часть конкурентов уходит с рынка. Это возможность расширения объемов производства и продаж.

Мы к этому готовы, я думаю, мы сумеем увеличить объем производства примерно на 40%. К следующему 2023 г. мы построим первую очередь нашего производственного объекта, это позволит нам и далее увеличивать объемы выпуска медицинских комплектующих и мебели.

В 2022 г. у нас увеличились продажи, особенно в марте-апреле. Во-первых, за счет того, что государство выделило дополнительные средства больницам и они начали формировать некие запасы расходных материалов. Сейчас больницы не испытывают дефицита финансирования.

Во-вторых, у нас увеличилась география продаж: пошли большие отгрузки и на юг, и в центральную часть России. Объем поставок на юг — в Краснодарский край и Ростовскую область — вырос в несколько раз.

Есть ли дефицит товаров в сфере медицинского оборудования в Свердловской области?

— На массовом рынке изделий медицинского назначения дефицита перчаток, пробирок, шприцов нет вообще. В больницах этот товар весь есть, у нас на складах — тоже, большие объемы в пути и законтрактованы, я не вижу предпосылок дефицита.

Мы все поставляем без задержек, потому что еще при ковиде заложили некий запас по времени доставки. Собственно говоря, подготовка к ковиду помогла нам преодолеть санкции. Больницы как получали товары, так и будут получать.

Сложно ли найти аналоги товаров в медицинской технике?

— Здесь есть две совершенно разные группы изделий. Первая группа — томографы, УЗИ-аппараты и так далее. Это высокопрофессиональные, высококлассные изделия, во всем мире поставщиков пять-шесть. Безусловно, по этим позициям достаточно сложно проводить какое-то импортозамещение в короткие сроки. Потребуются и время, и помощь государства. Но, опять же, я не вижу дефицита этой продукции, потому что аукционы проводятся, мы их видим и всегда в них много участников.

Допустим, вышел аукцион на покупку ультразвука — есть и участники, и поставщики. Может, меняется география, вместо США продукцию поставляют из Южной Кореи. Таким образом, и здесь проблем с поставками нет, но создать свое производство здесь, в России, безусловно, будет сложно.  

Вторая часть товаров медицинского назначения — это более простые изделия, расходные материалы, реактивы для лаборатории, реагенты, несложные приборы, например, картограф, монитор и так далее. Здесь все намного проще. Этот процесс локализации в России идет, импортозамещение движется. Я думаю, что и ковид, и события 2022 г. существенно увеличат объем собственного производства в России в данной сфере.

Легко ли перестроиться от поставщиков из Германии на юго-восточную Азию, я имею в виду корпоративную культуру, способы ведения бизнеса, языковой барьер?

— Никакой разницы нет абсолютно. Дело в том, что если не брать какие-то кооперативы, то крупные предприятия в Китае или в Малайзии, с которыми мы работаем, как правило, поставляют свою продукцию в Великобританию, США, Германию, Европу. Россия в их структуре сбыта занимает не более 5%. В связи с этим у них вся система продаж построена на уровне мировых стандартов и нет разницы, с кем ты общаешься, с германским предприятием или китайским. Сотрудники тех структур, с кем мы работаем, владеют английским языком, и он спокойно используется для переговоров и для контрактов.

Как вы пережили недавние скачки валют?

— Мы начали переводить контракты в юго-восточной Азии на юани, то есть на китайскую валюту. Я думаю, что 50-70% нашего закупа мы выведем из зоны доллара в зону юаня. Здесь есть несколько факторов, почему мы это делаем.

Первый — это некая логическая завершенность, то есть когда Россия работает с Китаем, причем здесь другая, третья, валюта? Есть два партнера, возможна работа либо в рублях, либо в юанях, мы выбрали юани.

Второй — это некая защищенность от санкций, которые вводятся непредсказуемо. Мы понимаем: если в цепочке отсутствует западная валюта, то мы не должны попасть под какие-то задержки платежей. Таким образом, это некая гарантированность оплаты. И, наверное, в перспективе это даст какое-то снижение стоимости, если мы уходим от двойной конвертации.

Цены на медицинские изделия сильно выросли?

— Цены выросли незначительно. Здесь более сложная ситуация с ценами, потому что курс доллара уже снизился. Сейчас текущий курсе 63 руб. за доллар, а в марте, когда приходили контейнеры, мы платили НДС и пошлины по курсу 120 руб. Транспорт, безусловно, тоже подорожал, но если брать среднюю цену изделий медицинского назначения, она поднялась несущественно.

Вы ощутили поддержку государства в этом году?

— Да, в этот период мы увидели от государства реальную помощь. Во-первых, я уже сказал, выделены средства для лечебных учреждений на закупки. Если раньше в больницах были проблемы с формированием запасов, то сейчас такого нет.

Во-вторых, по некоторым товарам, допустим, по перчаткам, шприцам, системам для переливания крови, вышли постановления по снижению таможенных пошлин. Также снижена ставка НДС по этим группам товаров, это реальная помощь.

В-третьих, в случаях, когда были задержки поставки, вышло постановление о том, что поставщики государственных контрактов освобождаются от уплаты штрафов.

Как у вас выстраивается сотрудничество с «Титановой долиной»? (ОМТ строит новые производственные цеха на площадке «ТД» на Уктусе. — Прим.ред)

— У нас с «Титановой долиной» все хорошо. С ними совершенно комфортно вести бизнес. Они выделили нам достаточно удобный земельный участок, на котором мы начали строительство. Помогают с оформлением документов на строительные работы, советами по проведению строительных работ, с проводкой сетей — электричество, отопление, водоснабжение в цеха.

«Мы санкции совершенно легко пережили, потому что на ковиде натренировались» 1

Что думаете о предпосылках появления медицинского кластера в Екатеринбурге?

— Свердловская область — один из лидеров в стране по производству изделий медицинского назначения, у нас достаточно большое количество предприятий, которые серьезно занимаются производством медицинских изделий. Поэтому если говорить в целом о регионе, то он является передовиком в этом производстве.

Турбулентность от происходящих событий закаляет или расшатывает?

— Бизнес в России в целом закаляется сам по себе. По крайней мере, мы — закаленные. Мы все это совершенно легко пережили, потому что натренировались на ковиде, поэтому если брать наших потребителей, нашу продукцию, нас это никак не коснулось.

Видите ли вы в происходящем необратимость? Имеется ввиду переориентация бизнеса на Восток.

— Никакой необратимости я не вижу: перестроиться обратно на европейских поставщиков будет абсолютно несложно. Для нас главные принципы сотрудничества — компетенция партнера в производстве, качество товара и стоимость. Если нас устроит качество китайских товаров, профессионализм партнеров и цены, то просто не будет смысла возвращаться к немецким поставщикам. Но если нас что-то будет не устраивать и та же Германия сумеет дать лучшие условия, мы легко вернемся к немецким поставщикам. Я думаю, европейские и американские поставщики в будущем должны вернуться на наш рынок.

Ваш бизнес социально значим, есть какие-то особенные преференции или обязательства в связи с этим?

— Любой бизнес социально значим. Будь то производство трамваев или телефонов. То, что мы называем исполнением обязательств перед покупателями, перед представителями компаний, больницами и аптеками, закреплено многолетними взаимоотношениями и контрактными обязательствами. Независимо от того, что ты продаешь, ты обязан исполнять этот набор требований. И не имеет значения, что ты поставляешь — системы для кардиохирургии или болты для трамвайных путей. И то, и другое важно и для экономики, и для людей, и для партнерских отношений.

Другой момент, однажды, во время пандемии, когда мы везли через границу наш товар, нам помогли именно потому, что у нас медицинские изделия. Тогда была проблема с пересечением границы, но таможенные посты пошли нам навстречу и наши товары пропустили быстрее, чем другие, немедицинские. Это было в Маньчжурии. Но это не система, а исключение из правил. В законах такого нет, что одни товары идут по зеленому коридору, другие — по красному.

Какие планы у вашего предприятия на ближайшее время?

— В этом году мы собираемся запустить в производство стойки для переливания крови. Сертификат получили в конце прошлого года, летом начнем производить.

Сейчас у нас есть полный цикл производства нескольких моделей медицинских кроватей, кушеток для осмотра больного, банкеток для больниц и другой мебели для медучреждений. Да, нам из Германии отказались поставлять колеса для кроватей, но у нас уже есть порядка шести поставщиков из Китая, которые готовы это делать, подбираем оптимальную стратегию. К тому же имеем запас комплектующих на ближайшие три месяца работы.

По кардиографам идет продолжение локализации производства, в планах в мае-июне получить сертификат. Летом кардиографы будут на достаточно высокой степени локализации производства.

Планы на этот квартал — увеличить производство кроватей где-то на 30-40%, мы должны выйти за цифру 110 кроватей в месяц. Для примера могу сказать, что в начале прошлого года у нас было в производстве порядка 50 кроватей в месяц.

Что главное сейчас в бизнесе, по-вашему?

— Я думаю, что раньше, что сейчас, что на Западе, что в России, самое главное в бизнесе — иметь трезвую голову и не влезать в авантюры. Есть отработанный цикл производства, механизм ведения бизнеса, которому и на Западе, и в России учат в институтах. Нужно действовать, как написано в учебниках. Работать, и все. Это главное.

Читайте также на DK.RU: «Как только кризис — у нас все хорошо». Предприятие развивалось на волне импортозамещения».

Фото предоставлено компанией «ОМТ».

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.