Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«А в России есть еще что-то, кроме могил?» Куда поехать, когда заграница закрыта

«Я бы рекомендовал региональным властям сконцентрироваться на проектах, связанных с поездками в соседние области. Время Камчатки в этом году не придет». На что могут рассчитывать россияне этим летом.

Немалому числу российских любителей отдыха в этом году грустно — из-за внешнеполитических событий им закрыт путь в Европу. Готова ли собственная страна стать для них такой же интересной, как многие уголки за рубежом? О перспективах внутреннего туризма в интервью DK.RU рассуждает член комитета по внутреннему туризму Российского союза туриндустрии, руководитель одного из крупнейших туроператоров России «Дельфин» Сергей Ромашкин.

Сергей, в связи с тем, что большинство заграничных направлений для наших туристов закрыто, многие говорят, что внутренний туризм начнет расти приличными темпами. От 2022 года ждете такой картины?

«А в России есть еще что-то, кроме могил?» Куда поехать, когда заграница закрыта 1— На днях были обнародованы результаты опроса ВЦИОМ — раз в два года социологи спрашивают людей, как они собираются отдохнуть этим летом. Так вот, планы россиян изменились мало, как и планируемые затраты: в 2022 г. россияне готовы тратить на отдых лишь на 13% больше, чем год назад, — в районе 43 тыс. руб. Мы не увидим каких-то новых направлений, которые бы взорвали наш рынок, — в лидерах по-прежнему будут Краснодарский край и Крым, а треть опрошенных вообще собирается провести отпуск на даче.

Поэтому никаких сдвигов во внутреннем туризме в 2022 г. мы точно не ожидаем, да и политическая и экономическая ситуация не располагают к поездкам. Нынешний сезон отдыха будет похож на прошлогодний — за тем исключением, что ряд аэропортов юга пока закрыт, и это создает проблемы и в Крыму, и в Краснодарском крае, в частности, Анапе и Геленджике. Как будут преодолены эти проблемы, мы не понимаем.

Мы ждем 10-кратного увеличения перевозок в Крым от РЖД и говорим об этом весь май, но этого как не было, так и нет — в Крым каждый день по-прежнему прибывают пять-шесть поездов со всей страны, и если в среднем емкость поезда 400-500 человек, то в сутки получается 3-4 тыс. туристов, это ничтожно мало. В эпоху «украинского» Крыма туда из России ходило до 30 поездов в сутки.

Полагаю, в этом году самым распространенным способом добраться до Крыма будет личный автотранспорт, поэтому Минтрансу и правительству следовало бы ограничить масштаб ремонтных работ на региональных и федеральных трассах, иначе люди не доберутся ни до Анапы, ни до Крыма.

Пока мы наблюдаем 10-процентное падение туристического потока в Сочи, 25-процентное в Анапу, и больше 30% — в Крым по сравнению с 2021 г.

Но не все так грустно — растет на 30% поток туристов в Минеральные Воды, по-прежнему в росте Москва, Петербург, Казань, но ситуация с черноморскими курортами не даст внутреннему туризму вырасти.

При такой картине, наверное, не стоит и думать про улучшение туристической инфраструктуры и сервиса — вечных проблемах российской туриндустрии?

— Принято говорить, что нам не хватает инфраструктуры, качественного сервиса, воодушевленных людей, которые обслуживают наших туристов. Но давайте посмотрим — два прошедших года были катастрофическими для туристской отрасли: были заморожены все инвестиционные проекты, так как в условиях пандемии ковида строиться было невозможно, регионы открывались и закрывались, в строй было введено минимальное число отелей. В 2020-2021 гг. практически ничего не строилось из туробъектов. В начале этого года многие глобальные инвесторы хотели продолжать строить отели, но в марте все снова прекратилось: стоимость денег выросла, стройматериалы подорожали. Да, какие-то проекты еще инвестируются, но их могло бы быть больше в условиях стабильной экономики.

Темп развития инфраструктуры туризма в России в ближайшие годы будет очень невысоким, в том числе и в любимом россиянами Крыму. Ведь откуда берутся деньги на инфраструктуру? Из имеющихся доходов от туризма, но уже сейчас в том же Крыму говорят, что из-за грядущей слабой загрузки отелей они не выйдут по доходам даже в ноль.

Я, конечно, понимаю, что пляжный туризм важен для России, но, помимо Крыма и Краснодарского края, в нашей стране столько прекрасных регионов! Но федеральная власть в первую очередь заботится о черноморских курортах, а кто должен заниматься всем остальным туризмом? Губернаторы?

— Я бы не преувеличивал в этом вопросе роль чиновников — к примеру, на Алтай туристы едут не в гости к губернатору республики Олегу Харахордину, а за красотами — озерами, водопадами, горами и так далее. Конечно, губернаторы могут улучшить работу туристической отрасли, но проблема для всех регионов одна — нет сильных идей для привлечения туристов. Тот же Харахордин на одном из туристических форумов сказал, что сегодня важнейший инструмент для продвижения региона — это фотографии Алтая, которые туристы размещают в интернете, это гораздо эффективнее любой рекламы, которую делают власти. Поэтому Харахордин распорядился накрыть всю республику мобильным интернетом.

И эта позиция губернатора мне импонирует — губернатор не должен заниматься строительством отелей или туристическими маршрутами, а должен обеспечивать стратегическое развитие.

Алтайский пейзаж
Самое лучшее продвижение Алтая — это фотографии, которые туристы размещают в интернете после поездки

Скажите, а многое ли мы знаем про вологодского губернатора? (Олега Кувшинникова — С.К)? Ничего не знаем! Вологодская область — умеренно туристическое место, но по скорости турпотока находится на одном из первых мест в России. Потому что на территории области находится Великий Устюг — резиденция Деда Мороза. Идея сильнейшая — при вполне скромных вложениях. Если раньше Великий Устюг принимал 10 тыс. человек, то сейчас он принимает 450 тыс. туристов! Нужно создавать яркие туристические образы и идеи, чтобы турист выбирал маршруты по России. И да, ему, конечно, не понравится, что дороги убиты, но это будет потом.

Плюс для развития туризма нужны субсидии, например, по региональным перевозкам: скажем, из Казани в Уфу можно прилететь напрямую благодаря субсидиям из бюджета Татарии и Башкирии.

Межрегиональное субсидирование поездок — это правильная мера, поскольку чаще всего в регионы едут не москвичи с толстыми кошельками, как часто думают чиновники, а люди из близлежащих областей. Возьмем Алтай или горнолыжный курорт Шерегеш в Кемеровской области — большая часть туристов приезжают туда из соседних регионов. Да тот же Байкал — он принимает лишь 10 тыс. туристов из Москвы, а 900 тыс. — из регионов, причем чаще соседних. Поэтому еще одна задача губернаторов — искать туристов не на другом конце страны, а взаимодействовать с ближайшими соседями.

«А в России есть еще что-то, кроме могил?» Куда поехать, когда заграница закрыта 2
Казань в особой рекламе не нуждается, и все равно региональная власть занимается субсидированием поездок туристов из ближайшего региона

А федеральная власть хочет сделать популярными Дальний Восток и Камчатку.

— Да, у нашего президента была идея 50-процентного кэшбека от стоимости поездки на Дальний Восток (сейчас он составляет 20%). Но давайте будем реалистами: Камчатка для того же москвича — это десять часов полета, который могут выдержать только люди активные, молодые и без детей. Да, говорить о развитии уникальных территорий можно, но мы должны понимать, что внутренний туризм — это, прежде всего, массовый туризм.

Так что я бы настоятельно рекомендовал региональным властям сконцентрироваться на проектах, связанных с поездками вблизи больших городов и в соседние области. Полагаю, так и будет развиваться внутренний туризм в ближайшее время. Поэтому, боюсь, время Камчатки в этом году не придет.

Туристы активно тянутся к Карелии, Северному Кавказу — будут ли эти регионы жемчужинами непляжного туризма?

— Бесспорно, Карелия — очень интересное направление, много активных маршрутов — байдарочных, сплавных, на конях, на снегоходах. И экскурсионные маршруты там замечательные — в частности, от Валаама до Соловков. В республике есть прекрасный горный парк «Роскеала» — кстати, пример того, как можно создать новую идею на ровном месте — в этом каньоне проходят и спортивные соревнования, и концертные выступления, и есть отличная возможность полюбоваться ночными видами парка.

Но в целом в Карелии также есть определенная проблема с идеями, потому что турпродукт постоянно требует обновления, а экскурсионные туры нуждаются в современных форматах.

Смотрите — сейчас гид, рассказывающий что-то у какого-то объекта — это недостаточный формат для экскурсий, необходимо технологическое дополнение, от гидов туристы уже устали. Один иностранец, который путешествовал по нашему Золотому Кольцу, спросил меня: «А у вас есть еще что-то, кроме могил?». То есть многих туристов интересуют не только памятники Древней Руси, но и другие вещи, например, традиционная русская кухня.

Генуэзская крепость
Туристам надоели древние памятники, формат экскурсий нужно обновлять

Что касается Северного Кавказа, у туристов пока нет интереса к отдельно взятым республикам — они не едут ни в Кабардино-Балкарию, ни в Карачаево-Черкесию прицельно. Как правило, они за неделю проезжают пять-шесть республик этого края с посещением прежде всего столиц, захватывая еще и Ставропольский край.

На мой взгляд, Северному Кавказу для развития туризма требуется какая-то объединяющая идея. А пока же северокавказские республики считают себя конкурентами и тянут одеяло на себя — приглашают на три дня в Дагестан или на неделю в Чечню. Соседям по Северному Кавказу нужно объединяться, создавать какие-то супертуристические маршруты: если за семь дней турист посетит пять-шесть интересных локаций, это будет маршрут-бомба!

Горы в Дагестане
Пока республики Северного Кавказа тянут одеяло на себя, а им нужна объединяющая идея

От ваших коллег часто приходится слышать, что такой стране, как Россия, нужна популяризация туризма. Какой вы ее видите?

— Бесспорно, нужна просветительская программа, которая бы показывала туристические возможности России, ведь, хотя число турпродуктов в стране немалое, неосведомленность о них высока. Необходима рекламная программа. Скажем, для привлечения туриста в Карелию я должен потратить на рекламу тысячу рублей — на радио, в газете, в интернете, на телевидении, а для привлечения туриста в более трудное место — на плато Путорана в Сибири — 3-4 тыс. Поэтому, если мы хотим иметь толковую программу рекламы России, как для своих людей, так и для иностранцев, и хотим в 2023 году увеличить турпоток на 2-3 млн, то мы должны потратить на привлечение каждого туриста минимум тысячу рублей. В Турции бюджеты на рекламу измеряются сотнями миллионов долларов за год — у нас для популяризации туризма нужно гораздо меньше средств.

А если мы хотим рекламировать редкие локации, то государству нужно поддерживать регионы — региональные и административные бюджеты тратят на рекламу копейки, и зачастую неэффективно — они ищут туристов не там, где нужно: например, представители некоторых регионов приезжают за этим в Москву.

Никольская церковь в с. Ныроб
Никольская церковь в Ныробе, Пермский край. Примечателен тем, что туда был сослан один из первых Романовых в 1600 гг.

В 2014-м, после Олимпиады, Сочи получили миллион туристов — люди просто хотели посмотреть на этот волшебный мир, и это не стоило ни копейки рекламных денег. Людям приятно ездить в модные места. Необязательно вкладывать миллионы — достаточно вести просветительскую работу в СМИ и интернете и говорить, что ездить куда-то модно.

Как вы сейчас оцениваете роль государства в развитии внутреннего туризма?

— Сейчас в этом направлении делается больше, чем пять лет назад. Отменен НДС на отельные объекты, и это важнейшая мера для работы инфраструктурных объектов. А мы как продающая сторона рады кэшбеку, поскольку он дает существенный туристический прирост — к примеру, последние кэшбеки на внутренние туры давали рост в 25-30% по сравнению с предыдущими периодами. Важной мерой стало и 50-процентное субсидирование для тех, кто собирается отдыхать с детьми, есть субсидирование чартеров и туристических кредитов.

Нас такая политика Ростуризма вполне устраивает, другое дело, что условия меняются очень быстро — два года мы работали в тяжелейшей ковидной истории, и сейчас тоже тормознулись — в силу геополитических событий. Но стратегия всегда побеждает на длинных расстояниях, и я уверен, что внутренняя аудитория туризма будет расти — пусть и медленными темпами, и пусть не в этом году.

Насколько длинным должен быть горизонт планирования в туротрасли?

— Турбизнес — игра в долгую, тот же отельер рассчитывает на 15-20-летнюю окупаемость гостиницы, а значит, нужно быть уверенным, что в это место 15-20 лет будут приезжать туристы. Поэтому когда говорят о планах в отношении внутреннего туризма до 2035 г., это хорошо — неважно, какие результаты мы получим сейчас, важна стратегия.

Недавно мы с коллегами узнали, что одного чиновника уволили за плохие туристические результаты прошлого года, и мы его пытались отстоять, показать, что за год он ничего не мог сделать. У нас ведь еще есть такая беда, как туристическая статистика — когда туризм стал модным, многие губернаторы стали завышать цифры турпотока в своих регионах, и это приводит к проблемам в финансировании туризма и во взаимоотношениях с бизнесом: бизнес говорит чиновникам — вы сказали о миллионе туристов, но у нас его нет.

Поэтому базироваться нужно на подлинной статистике, ведь нельзя управлять тем, что нельзя измерить. Поэтому если есть стратегия развития отрасли, финансирование и обновление турпродукта, то будет нам счастье.

Беседовал Сергей Кочнев, фото Интерфакс, DK.RU

Читайте также на DK.RU: Выездной туризм всё. Нашим лучше: больше спрос на родные курорты и неожиданные программы

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.