Подписаться
Курс ЦБ на 17.12
79,43
93,80

Государственное регулирование рынка интернет-рекламы: что изменится с 1 сентября 2022 г.

Вся интернет-реклама, которую показывают в России, должна быть промаркирована и учтена в ЕРИР. Что нужно сделать уже сейчас, чтобы не попасть на штрафы и не нарушить закон.

В последние месяцы в диджитал-пространстве бурно обсуждается закон, который вносит революционные изменения в регулирование рынка интернет-рекламы в России. Впервые в нашей стране появится уникальная система учёта интернет-рекламы под контролем государственного регулятора.

Это значит, что с 1 сентября вся интернет-реклама, которая показывается пользователям на территории России, должна быть промаркирована и учтена в информационной системе Роскомнадзора — Едином реестре интернет-рекламы (ЕРИР). 

Несмотря на то, что совсем скоро закон вступит в силу, многие вопросы остаются открытыми. 

Михаил Хохолков, руководитель практики «Медиаправо» юридической фирмы INTELLECT, и Михаил Пономаренко, совладелец Контент-бюро «Ишь, Миш!», аспирант Уральского института управления — филиала РАНХиГС, рассказали DK.RU, чего следует ждать и как подготовиться к новым правилам работы.

Что нас ждет и для чего это делается?

В пояснительной записке к законопроекту указано, что целью изменений является совершенствование отношений в сфере интернет-рекламы «путём обеспечения прослеживаемости такой рекламы в сети интернет». 

Сведения будут храниться в ЕРИР до 5 лет и доступ к ним получат ФАС и ФНС. 

Также целью создания системы является борьба с «серым» рынком, т.е. с реализацией нелегитимных схем, связанных с уходом от налогов. Роскомнадзор (РКН) не будет уведомлять рекламодателей, рекламораспространителей и операторов рекламных систем о передаче информации об их рекламе государственным органам.

Основные понятия: новые и старые

Новое регулирование коснется большинства лиц, участвующих в размещении интернет-рекламы в России. 

Начнём с основных понятий и постараемся объяснить их простым языком:

  • интернет-реклама — это баннеры, текст или текст+графика, видеоролики, аудиозаписи, аудио-, видеотрансляции в прямом эфире, распространённые в интернете и направленные на привлечение внимания потребителей на территории России;
  • рекламодатели — это юридические, физические лица и ИП, чей товар или услуга рекламируются. Исключения: обладатели исключительного права на объекты рекламирования и (или) изготовители либо продавцы товаров и услуг;
  • рекламораспространители — операторы рекламных систем (ОРС), т. е. владельцы площадок, на которых размещается реклама. Например, mail.ru и Яндекс, сервисы обмена мгновенными сообщениями (Telegram, Viber и др.), а также рекламные агентства, которые настраивают и запускают рекламу в сети интернет;
  • операторы рекламных данных (ОРД) — владельцы программ, предназначенных для установления факта распространения рекламы. Эти компании будут уполномочены вести учёт интернет-рекламы в России и передавать полученные сведения в РКН;
  • регистрационный идентификатор рекламы (токен) — буквенно-цифровая строка в адресной ссылке рекламного объявления и меню adChoice в сети интернет, внутри которой зашифрованы идентификатор ОРД и идентификатор креатива, присвоенный креативу этим ОРД. Токен должен быть доступен потребителю рекламы и любому участнику рекламных отношений.

О единой системе учёта

Единую информационную систему учёта интернет-рекламы называют ЕРИР — Единый реестр интернет-рекламы.

Информация будет передаваться в реестр участниками рекламного рынка через ОРД.

АКАР совместно с АРИР разработал для рекламодателей руководство по подготовке к маркировке интернет-рекламы, в котором подробно изобразил систему передачи данных. Ознакомиться с руководством и новой схемой взаимодействия участников размещения интернет-рекламы, составленной экспертами ассоциаций, можно здесь.

Кандидат в ОРД «Яндекс» также составил схему, которая наглядно демонстрирует систему передачи сведений.

Государственное регулирование рынка интернет-рекламы: что изменится с 1 сентября 2022 г. 1

Кто и о ком передает информацию. Источник: yandex.ru/adv/ad-labeling?menu=open

В системе учёта будет отражена вся цепочка договоров и актов:

  • рекламодателя и рекламного агентства;
  • рекламного агентства и оператора рекламной системы;
  • оператора рекламной системы и конкретной площадки.

Какие сведения необходимо сообщать Роскомнадзору

Каждый участник цепочки рекламы должен будет передавать ОРД:

— сведения о рекламодателе, рекламораспространителе, операторе рекламной системы;
— сведения о рекламе.

Исключения:

— рекламные рассылки по своей базе;
— push-уведомления;
— трансляции теле- и радио-эфиров;
— электронные сообщения, направляемые группам пользователей. Например, посты в социальных сетях, которые не ставятся на продвижение.

На каждом этапе участники цепочки должны передавать различные составы сведений:

  • информацию о договорах и актах — все участники цепочки;
  • информацию по креативу (разаллокацию по креативам в акте, т. е. детализацию актов от поставщика до конечных рекламодателей) — тот участник цепочки, который регистрировал этот креатив. РКН придерживается схемы, в которой обязанность по передаче информации в ОРД лежит на исполнителе по договору.  

Важно: если SEO-статья и гиперссылки на страницу рекламодателя являются рекламой согласно закону, такой контент также должен регистрироваться в ОРД.

Сведения о рекламодателе, рекламораспространителе и операторе рекламной системы

В состав сведений входит:

1. Информация о рекламодателе и рекламном агентстве, действующем от имени и в интересах рекламодателя:

  • наименование, организационно-правовая форма или ФИО для ИП;
  • ИНН;
  • номер мобильного телефона и (или) номер электронного средства платежа — для иностранного физического лица;
  • ОГРН/ОГРНИП;
  • место нахождения и юридический адрес;
  • должность и ФИО лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица;

2. Информация о договоре с рекламораспространителем:

  • предмет;
  • номер договора/доп. соглашения;
  • дата договора/доп. соглашения;
  • сумма договора (опционально);
  • признак: «с НДС» или «без НДС».

Рекламодатель вправе передать информацию самостоятельно, а также может переложить обязанность отчитываться в РКН на рекламораспространителя или оператора рекламной системы. Однако делегировать можно лишь обязанности в части передачи информации о рекламодателе и его договорах. В отношении собственных сведений личная ответственность не снимается.

Договором между рекламораспространителем и оператором рекламных систем нельзя возложить обязанность по предоставлению данных о рекламе на оператора рекламной системы, но ему можно поручить техническое обеспечение процесса.

Сведения о рекламе 

Когда рекламное агентство подготовило креативы, оно направляет ОРД:

  • образцы креативов;
  • целевой url;
  • описание/текстовое окружение;
  • тип креатива.

Исключения: email-рассылки, push-уведомления по существующим клиентам и по собственным товарам поставщика рекламных данных, а также по товарам их аффилированных лиц.

Взамен ОРД присваивает креативам регистрационные идентификаторы рекламы (токены), которые должны размещаться в объявлении и быть доступны в рекламе любому участнику.

Токен присваивается всему рекламному объявлению целиком — баннеру, текстово-графическому блоку, видеоролику и т. д. 

ОРС регистрирует у ОРД данные о площадках, данные договора с рекламным агентством, креатив и первичный договор между рекламодателем и рекламным агентством.

Также ОРС предоставляет информацию о себе, аналогичную той, что предоставляет рекламодатель, но с небольшими особенностями.

Важно: нельзя ​​сначала запустить кампанию, и лишь затем внести информацию о ней в систему. Креатив должен быть зарегистрирован в ОРД до публикации. Одновременно с этим информация о зарегистрированном креативе будет передана из ОРД в ЕРИР.

Об операторе рекламных данных

Напомним, что оператор рекламных данных (ОРД) — это владелец специальной программы для передачи сведений о рекламе в ЕРИР.

Роскомнадзор дал рынку два месяца переходного периода, чтобы «отладить взаимодействие участников», как следует из руководства по маркировке интернет-рекламы для рекламодателей. 

В сентябре кандидаты в ОРД должны будут в пилотном режиме эксплуатировать свои сервисы и тестировать передачу данных в ЕРИР, а с 1 ноября система маркировки интернет-рекламы должна перейти к регулярной работе.

Кандидаты в ОРД уже работают в рамках подготовительного этапа, который продлится до 1 сентября. На сегодня учётом интернет-рекламы хотят заниматься:

  • «Яндекс»;
  • VK;
  • Ozon;
  • «Медиаскаут» (МТС);
  • «Вымпелком»;
  • «Сбер»;
  • «Национальная Медиа Группа».

Поскольку Постановление Правительства от 28 мая 2022 г. №966, которым устанавливаются условия отбора ОРД, вступит в силу только 1 сентября, ранее этого времени ни одна компания не сможет получить статус ОРД.

Все услуги ОРД будут оказывать по договору с участниками рынка за плату, но стоимость этих услуг сейчас обсуждается. Например, Яндекс пока готов оказывать такие услуги бесплатно.

Информация о результатах распространения рекламы

После того, как рекламодатель и рекламораспространитель сообщили ОРД сведения о себе и о рекламе, ОРД выдал идентификатор, а реклама была показана потребителям, всем участникам цепочки размещения рекламы предстоит ещё один этап взаимодействия с ОРД.

Из ч. 5 ст. 18.1 Закона о рекламе в редакции 14.07.2022 следует, что информация о рекламе предоставляется по факту её размещения, а не предварительно.

Когда реклама «открутилась», все участники цепочки обязаны передать ОРД:

  1. Номера, даты следующих договоров и актов:

— первичный договор;
— договор + акт с поставщиком услуг/рекламной системой (шаг назад);
— договор + акт с заказчиком (шаг вперед);
— признак «с НДС» или «без НДС».

  1.  Статистику показов с детализацией до площадок и креативов:

— токен;
— тип и срок рекламной кампании;
— показы и площадки;
— суммы в актах;
— стоимость единицы в актах;
— заказчики.

Т. к. отчет о стоимости рекламы происходит по факту её размещения с отражением фактического содержания акта/отчета, сложностей с определением стоимости рекламы возникнуть не должно. 

По этой же причине в случае, если после передачи данных в ЕРИР кампания отменится или будет остановлена раньше срока, проблемы не возникнет. Как отметил РКН: «нет факта — нет отчета».

Как будет строиться взаимодействие между участниками рекламной цепочки и Роскомнадзором

В течение месяца, следующего за календарным месяцем, в котором реклама была распространена в сети «Интернет», ОРД будет автоматически передавать в РКН полученную от рекламодателей, рекламораспространителей, операторов рекламных систем информацию о рекламе.

Роскомнадзор будет обмениваться информацией в электронном формате с использованием автоматически формируемых в личном кабинете форм документов с:

  • операторами рекламных данных;
  • рекламораспространителями;
  • рекламодателями;
  • операторами рекламных систем.

Рекламодатели и агентства смогут передавать информацию в ЕРИР только через ОРД — возможности сделать это самостоятельно не будет.

Маркировка интернет-рекламы 

Реклама, размещённая в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах, распространяемых в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не подлежит обязательной маркировке.

Вся прочая реклама, распространяемая в интернете, должна содержать:

  • пометку «реклама»;
  • указание на рекламодателя такой рекламы и (или) интернет-сайт, страницу интернет-сайта, содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы.

В настоящий момент технические требования к маркировке рекламы не установлены.

Ответственность за нарушение нового порядка

Участники цепочки распространения рекламы несут административную ответственность за полноту, достоверность, актуальность и своевременность предоставления информации в РКН.

Предполагается, что интернет-реклама должна быть надлежаще маркирована на протяжении всей цепочки рекламораспространения. Так как идентификатор рекламы появляется непосредственно перед размещением рекламы на площадке, при длинных цепочках рекламораспространителей проверять исполнение обязанности по маркировке у всей цепочки участников не придётся.

Специальный состав правонарушения для привлечения к ответственности в связи с нарушением нового порядка пока не предусмотрен.

Михаил Хохолков отметил: «В переходный период ФАС и РКН никого не планируют привлекать к ответственности. Сейчас в «Законе о рекламе» есть общая статья №38, которая предусматривает ответственность только за отсутствие маркировки, но не за нарушение порядка учёта интернет-рекламы.

На рабочих встречах оба регулятора заявляют, что не будут прибегать к серьёзным мерам до тех пор, пока новая система не пройдет «отладку», и в первое время ограничатся предупреждениями. 

Регулятор никуда не торопится и хочет выстроить нормально функционирующую систему.

Хотя в теории нарушение законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ: 

  • на граждан — в размере от 2000 до 2500 руб.;
  • на должностных лиц — от 4000 до 20 000 руб.; 
  • на юридических лиц — от 100 000 до 500 000 руб.».

Напомним, что срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе составляет 1 год.

Также сейчас положений об ответственности ОРД за непредоставление информации или невыявление несоответствий в полученных от рекламодателей и рекламораспространителей сведениях существующим нормативно-правовым регулированием не предусмотрено.

Что агентствам и рекламодателям стоит сделать уже сейчас

Чтобы 1 сентября в спешке не заниматься пересмотром документов, мы рекомендуем агентствам и рекламодателям до этой даты:

  1. Чётко прописать в рекламных договорах обязанности по передаче информации ОРД: какие сведения обязана вносить каждая из сторон. 

Советуем оформить эти условия:

  • либо отдельным разделом в перезаключённом договоре;
  • либо дополнительным соглашением о порядке передачи информации к заключенным договорам — сам договор можно не перезаключать.
  1. Пересмотреть условия конфиденциальности рекламных контрактов в части раскрытия информации третьим лицам.
  1. Внимательно следить за изменениями регулирования — закон «живой», поэтому новая информация появляется почти каждый день.

Что пока остается неурегулированным

До настоящего момента в правовом регулировании маркировки и учёта интернет-рекламы остается множество белых пятен:

— не определён ОРД;

— нет возможности открытого  тестирования программного обеспечения для установления факта распространения рекламы ОРД — пока оно проводится в фокус-группах;

— можно только догадываться, каким будет процесс передачи данных, насколько оперативно будет передаваться информация, как будет выглядеть маркировка рекламы;

— не определен порядок и сроки предоставления идентификатора рекламы ОРД;

— неизвестны затраты, которые понесут рекламодатели в связи с новым порядком;

— неизвестно, как будут маркироваться динамические рекламные объявления.

РКН обещает провести разъяснительные вебинары и ответить на вопросы участников рынка.

Необходимо учитывать, что по результатам переходного периода действующие нормативные акты, вероятнее всего, будут скорректированы, — заключил Михаил Хохолков.

Читайте также на DK.RU: «К цифровым данным надо относиться так же бережно, как к содержимому своего кошелька»

Самое читаемое
  • Департамент по развитию туризма Свердловской области возглавит Татьяна БеликДепартамент по развитию туризма Свердловской области возглавит Татьяна Белик
  • «Предали интересы государства». Будет изъят очередной холдинг, обогатившийся на оборонке«Предали интересы государства». Будет изъят очередной холдинг, обогатившийся на оборонке
  • Екатеринбургский гостиничный оператор USTA Management вышел за пределы домашнего регионаЕкатеринбургский гостиничный оператор USTA Management вышел за пределы домашнего региона
  • Ищут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы ОслянкаИщут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы Ослянка
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.