Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Сейчас рынок непредсказуем. Приходится жить в широком коридоре планирования»

С началом спецоперации бизнес понял, с какой скоростью могут рассыпаться заранее выстроенные планы. Компании спасает быстрая адаптация к текущим условиям и поиск новых точек роста.

Как выстраивать бизнес-процессы, когда все ориентиры сбились? Как разговаривать с командой так, чтобы мотивировать ее, а не вгонять в депрессию? Кто в компании должен отвечать за антикризисные решения и можно ли вообще сохранить весь коллектив в период нестабильности? Об этом и многом другом DK.RU поговорил с Александрой Копыловой, управляющей сети оптик «Культура зрения».

Александра, какие новые принципы управления компанией были внедрены в «Культуре зрения» в феврале 2022?

— На самом деле менять модель управления мы начали еще в 2020-м г., тогда, если помните, у нас началась пандемия. До этого момента мы спокойно жили, строили долгосрочные планы, а потом наступил 2020, и всех накрыла паника. Конечно, все планы пришлось оперативно менять. И первое, к чему мы пришли — к модели оперативного управления. Это позволяет генерировать быстрые гибкие решения и оперативно внедрять их — вечером узнали — утром сделали. Благо, у нас отличная сплоченная управленческая команда с опытом работы более 10 лет. Можно спокойно обсудить какую-то ситуацию по телефону или в мессенджере, сформулировать решение и уже утром транслировать его сотрудникам. Оперативное управление сильно ускоряет бизнес-процессы. И вот, когда пандемия закончилась, показалось, что можно выдохнуть. Мы уже хотели снова переходить на стратегическое планирование, но не судьба — наступил конец февраля.

Какие еще меры были предприняты, чтобы удержаться на плаву во время этого геополитического шторма?

— В нашей компании работает порядка 150 человек. Чтобы команда сохраняла спокойствие и уверенность в завтрашнем дне, мы стали очень много внимания уделять внутренним коммуникациям. Стараемся делать свою управленческую работу максимально прозрачной: рассказываем, на каком этапе развития находится компания, что мы будем делать, как жить в кризис, какие действия предпримем. В торговые точки регулярно рассылаем оперативную информацию, устраиваем горячую линию, если это необходимо. Когда у людей есть какая-то определенность, они успокаиваются.

Каждый сотрудник «Культуры зрения» знает, что он может написать письмо руководителю, и ему ответят. У нас есть правило: озвученную проблему можно решить, неозвученную — невозможно. Так что мы только приветствуем, когда сотрудники делятся своими «болями», не зажимаются и не рапортуют, скрестя за спиной пальцы, что все хорошо.

И на что сейчас чаще всего жалуются сотрудники?

— Сейчас у всех одна боль — падение количества клиентов. Причем, прогнозировать, куда пойдет спрос, практически невозможно. Кто, к примеру, мог знать, что в марте покупатели  начнут массово запасать контактные линзы? У нас их покупали коробками, обеспечивая себе запас примерно на 9 месяцев. Конечно, после этого пошел спад спроса. 

Мы регулярно собираем статистику и видим совершенно непрогнозные цифры. Отсюда появилось еще одно управленческое решение — жить в широком коридоре планирования, т.е. хороший расклад и плохой. Когда научимся жить в новом мире, постараемся сузить это коридор снова до привычной прямой.

Еще какие-то изменения произошли в компании за последнее время?

— Да, причем позитивные. «Культура зрения» стала быстрее открывать розничные точки. В разгар пандемии мы открыли одну новую оптику, в 2021 — уже две точки. В этом году планируем открытие еще двух точек в Екатеринбурге (где, пока не скажу). Тут кризис сыграл нам на руку — много помещений стрит-ритейла (а мы принципиально выбираем именно этот формат) опустело за время разгула коронавируса. У нас появилось больше выбора.

«Сейчас рынок непредсказуем. Приходится жить в широком коридоре планирования» 1

Как вы оцениваете эффект от перехода на оперативное управление?

— Самое главное достижение — это сохранение всей команды. За последние три года мы не уволили ни одного человека. Текучка, конечно, есть, но она органическая. Второе: мы всегда и в полном объеме выплачивали зарплату. Ну и третье: до коронавируса и введения западных санкций мы прирастали в выручке на 30% ежегодно. И с 2020-го показатели не падают — те же 30%. Сохранить стабильность помог в том числе и переход на оперативное управление.

Сейчас модно привлекать сторонние силы для решения кризисных ситуаций в компании: коучей, риск-менеджеров. Как вы считаете, лучше справляться с различного рода неприятностями своими силами или все же взгляд со стороны необходим?

— Скажу честно: мы пробовали привлекать экспертов по антикризисному управлению, и это было самое бесполезное вложение денег. Возможно, кому-то действительно необходим свежий взгляд: например, молодым предпринимателям или топ-менеджерам компаний уровня Сбера (там за всем просто не уследить в одиночку). Но я считаю, что когда ты представитель МСБ, то поиск людей, которые придут и расскажут, что делать и как работать — это слишком легкий путь. Если не хватает знаний, надо идти и учиться.

А что, на ваш взгляд, является управленческой ошибкой?

— Есть решения, которые принять тяжело, например, сокращение штата. Но является ли это ошибкой? Нет. Это просто непопулярная мера.

Если говорить прямо об ошибках, то я замечаю, как сейчас многие компании неправильно выстраивают маркетинговую стратегию. Покупателя привлекают скидками, тем самым обесценивая продукт. В нашей сфере деятельности это тоже присутствует. «Культура зрения» устраивает «распродажи» раз в год. Не чаще.

У нас и без того очень лояльная для потребителя ценовая политика, потому что вектор развития компании — из региона — в миллионник (Екатеринбург). Соответственно, и цены мы держим на таком уровне, чтобы человек из небольшого города мог позволить себе купить контактные линзы, заказать очки и оправу.

Не могу не спросить про ассортимент продукции. Стал ли выбор очковых оправ, очков или контактных линз скуднее после введения западных санкций?

— Если говорить про рынок в целом, то да: Dolce & Gabbana ушли из России, Ray-Ban тоже. Но надо понимать, что эти бренды предназначались для довольно узкой аудитории. Мы же всегда делали ставку на бренды, которые занимаются только очковой оптикой и больше ничем. Качество совершенно другое. Кроме того, как я уже говорила, большинство наших точек продаж находится в области, где уровень заработка ниже. Мы предлагаем хорошую и качественную оптику за приемлемые деньги. Поэтому в плане ассортимента продукции наши салоны не пострадали.

«Сейчас рынок непредсказуем. Приходится жить в широком коридоре планирования» 2

Как ведут себя поставщики? Не блокируют отгрузку товара из-за рубежа?

— Снабжение идет. От нас никто не отворачивается. Тот же Johnson & Johnson, который обеспечивает 60 % российского рынка мягких контактных линз, не собирается уходить из России. Поставщики говорят, что перебоев не ожидается. Единственное, логистика стала чуть дольше, но этот момент надо просто учитывать в работе. Кроме того, большинство предприятий, изготавливающих оправы или очковые линзы, расположены в Китае. На качество, кстати, это никак не влияет, потому что они аккредитованы европейскими производителями.

Сейчас представители всех рынков хором говорят об импортозамещении. В вашей сфере деятельности это возможно?

— Когда мы говорим про импортозамещение, невольно вспоминается Советский Союз, где все было свое. Только вот там и идеология была, и поддержка государства. Сейчас все не так. Контактная и очковая коррекция — это высокоточная продукция, которая в любом случае будет завязана на иностранном импорте. У нас элементарно нет заготовок для очковых оправ.

Поэтому мы поставляем пластик за рубеж, и он к нам возвращается уже в виде оправы. Многие производители, которые работают с очковой коррекцией закупают сырье во Франции, собирают все в Китае. Так элементарно выгоднее, и пока не было всех этих ограничений, всем было удобно. Сейчас работать неудобно никому.

Вы упомянули про открытие новых салонов «Культура зрения». Есть ли в планах масштабировать бизнес по франшизе?

— Франшизную модель мы не рассматриваем в качестве приемлемого способа масштабирования бизнеса. Так мы не сможем гарантировать качество оказываемых услуг. Следить за франчайзи придется пристально, чтобы избежать репутационных потерь. А мы имиджем дорожим. В области наши салон оптики хорошо известны. Причем, свою нишу мы заняли, не имея бренда. Назывались просто «Оптика». И люди шли к нам за качеством. Того же вектора будем придерживаться и в Екатеринбурге, правда, уже с названием — «Культура зрения».

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.