Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Научите ребенка ждать, и пусть сам заказывает еду в кафе. Как готовиться к первому классу?

Научите ребенка ждать, и пусть сам заказывает еду в кафе. Как готовиться к первому классу?
Иллюстрация: личный архив Татьяны Бажовой

«Возьмите ребёнка по делам, которые могут потребовать ожидания. Например, постойте в очереди в магазине. Поговорите с ним о том, что помогает ждать и скажите, что это не всегда простая задача».

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению является одним из важнейших этапов детского развития. Это переход к новому образу жизни, новой позиции в обществе, новым отношениям со взрослыми и сверстниками. На этом этапе происходит переход от игры к учебной деятельности. Как морально подготовить ребенка к первому классу, рассказала Татьяна Бажова, психолог, основательница психологического центра «Дом на холме».

— Многие родители при подготовке ребенка к школе делают акцент только на умственной готовности, поэтому все время посвящают тренировке внимания, памяти и мышления, но опасно ограничиваться только этим. 

Часто дети обладают всеми необходимыми навыками письма, подсчета, чтения и имеют достаточно высокий уровень развития, но все равно чувствуют себя некомфортно. Готовность подразумевает не только наличие определенных навыков и способностей, необходимых для обучения, но и обеспечение полноценного и гармоничного развития ребенка.

Подготовка к школе — сложная комплексная задача, охватывающая все сферы жизни ребенка.

Она включает в себя пять уровней: 

  1. Мотивационный 
  2. Волевой 
  3. Социальный
  4. Интеллектуальный 
  5. Физиологический 

Когда дети поступают в школу, часто выявляется недостаточное развитие какого-либо компонента психологической готовности. Недостатки в формировании одного из уровней рано или поздно влекут за собой задержку в развитии других уровней. Все это влияет на успех и комфорт ребенка в обучении. 

Что происходит с ребёнком в возрасте семи лет? 

Кризис семи лет — это тот критический период, который требует изменения социальной ситуации, он связан с началом обучения ребенка в школе. Именно в этом возрасте закладываются основы личности. Есть желание занять новую позицию в обществе и осуществлять социально полезную деятельность.

Ребенок начинает осознавать и оценивать свое место среди других людей, формируется внутреннее социальное положение, желание соответствовать требованиям взрослого, принять новую социальную роль — роль школьника. Деятельность ребенка приобретает новый оттенок. Способность не только контролировать свои действия, но и сосредоточиться на результате.

Психологические исследования показывают, что в дошкольном детстве у ребенка уже развивается самооценка. Она основывается на результате активности, успеха-неудач, а также оценок других и одобрения родителей.

1. Мотивационная готовность к школе 

Мотивационная готовность рассматривается как стимул к учебе, желание ребенка учиться в школе. Есть различие между внутренней и внешней мотивацией.

Большинство детей старшего дошкольного возраста мечтают стать школьниками, но, конечно, почти никто из них понятия не имеет, что такое школа на самом деле. У многих детей есть полностью идеализированное представление о школе, если их спросят, кто ученик, они обязательно ответят, что это ребенок, который несет большой портфель, сидит за столом с поднятой рукой, пишет и читает. 

Внутренняя мотивация связана с прямым желанием учиться, выраженным в когнитивном интересе, проявляемым в желании узнать что-то новое, узнать непонятное. Возникает сложная ситуация, потому что не все дети готовы выполнить требования учителя и не ладят в новой социальной среде из-за отсутствия внутреннего стимула. 

Мотивация обучения развивается у первоклассника в присутствии ярко выраженной умственной потребности и способности работать. Первоклассник пытается быть образцовым учеником, чтобы заслужить похвалу учителя, а затем родителя. Эмоциональная похвала позволяет ребенку верить в свои способности, повышать свою самооценку и стимулировать желание справиться с тем, что сложно сразу. 

2. Волевая готовность к школе 

Волевая подготовка подразумевает готовность ребенка к тому, что ему придется выполнять требования учителя. Это способность действовать по правилам, в соответствии с установленной моделью. Выполнение правил лежит в основе социальных отношений ребенка и взрослого.

Д.Б. Элконин провел эксперимент. Первоклассников попросили нарисовать четыре круга, а затем раскрасить три желтых и один синий, дети расписали все круги в разные цвета, утверждая, что так красивее. Этот эксперимент прекрасно демонстрирует, что не все дети готовы принять правила.

Появление воли приводит к тому, что ребенок начинает сознательно контролировать себя, отслеживать свои внутренние и внешние действия, свои когнитивные процессы и поведение в целом. 

3. Социальная готовность к школе 

Социальная готовность — это готовность к новой форме отношений в ситуации школьного обучения. Ходить в школу — это, прежде всего, приобретение нового социального статуса. Он вступает в новые отношения ребенок-учитель, которая впоследствии влияет на отношения и ребенка с родителями, и ребенка со сверстниками. 

4. Интеллектуальная готовность к школе 

Ребенок должен уметь общаться в диалоге, уметь задавать вопросы и отвечать на них, уметь пересказывать. Безусловно, важно наличие простых навыков письма, чтения, подсчета. Ребенок должен уметь сравнивать, обобщать, классифицировать объекты и делать выводы.

5. Физиологические подготовка к школе 

Как и другие уровни, физическая подготовка не менее важна. В школе ребёнку предстоит сидеть за партой, выполнять задания, слушать учителя, усваивать программу. Нагрузка на детский организм заметно повышается. Физическая готовность к школе включает общую сформированность детского организма, актуальное состояние здоровья, физическую и умственную работоспособность, развитые двигательные навыки, моторику.

Как помочь своему ребёнку подготовиться к этому непростому периоду в его жизни? 

Напишите короткие заметки  ребенку

Заметки помогают детям понять, что письмо — это форма общения — это способ передачи информации и связывает алфавит с его более широкой целью. Кроме того, учителя часто пишут информацию в классе на доске и ребёнку необходимо ее понимать. Попробуйте оставить заметки для своего ребенка за столом для завтрака. Пусть заметки будут короткими и позитивными. Например, вы можете написать: "Хорошего дня. "Или: "Сегодня после школы поедем за новой одеждой". Начните с прочтения записки вашему ребенку, и вскоре он прочитает ее вам.

Пусть ребёнок сам выбирает и заказывает себе еду в ресторане 

Дети в школе должны быть уверены, что могут попросить, что им нужно. Поэтому, когда вы едите вне дома, давайте ребёнку возможность выбрать еду самостоятельно. Если у него есть вопрос, пусть без стеснения задаёт его официанту или продавцу. Ваша поддержка поможет ребёнку обрести уверенность в себе и чувствовать себя комфортнее. 

Тренируйтесь в ожидании 

Ждать тяжело. Но это повсеместно присутствует в нашей жизни. Школьные учреждения часто требуют, чтобы дети ждали своей очереди, пока учитель помогает другим. Начните интегрировать естественное время ожидания в свой день. Начните с очень короткого времени и постепенно увеличивайте, когда ваш ребенок будет готов. Возьмите ребёнка по делам, которые могут потребовать ожидания, например, забрать родственника из поезда или подождать в очереди в магазине. Поговорите со своим ребенком о приемах, которые помогают, когда он ждет, и признайтесь ему, что это не всегда простая задача.

Помогайте своему ребёнку ориентироваться в пространстве 

Школа — большое учебное заведение и ребенку необходимо уметь находить нужные ему места, без лишней паники и нервов. Навык ориентации в пространстве также тренируется в повседневной жизни. 

Начните со знакомого места, которое вы часто посещаете вместе. Например, когда вы в магазине, попросите своего ребенка отвести вас в раздел молока. Все это поможет вашему ребенку чувствовать себя в большей безопасности, находя свой собственный путь в новой школе без вас.

Такой вид подготовки может быть не очевидным. Однако владение этими навыками повышает уверенность ребенка и эмоциональную готовность к поступлению в школу.

Процесс подготовки к школе — это самый важный шаг в развитии ребенка, требующий серьезного подхода и внимания. Каждый из нас понимает, что готовность ребенка к школе является целостным явлением. Необходимо, чтобы каждый из уровней был достаточно развит, потому что, если один параметров «хромает», это может повлиять на все обучение. Желательно определить психологическую готовность к школе за год до поступления, так как в этом случае есть время на изменения. 

Задать вопрос Татьяне Бажовой можно по тел.: +7 (932) 123-33-80

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.