Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Как очаровать едой. Идеи для бизнеса от Якова Можаева

Только путешествия за вкусным смогут раскачать внутренний туризм. Коллаборация бизнеса и власти привлечет в регион миллионы рублей и сотни тысяч туристов. Мурманску это удалось, чем мы хуже?

Гастротуризм — самый многообещающий вид туризма с точки зрения трафика, потому что он понятен и притягателен для каждого, в отличие от промышленного или познавательного. Вот только наши предприниматели не рвутся в эту отрасль, а зря — здесь действительно можно заработать, считает известный ресторанный критик, писатель и публицист Яков Можаев.

«Поток туристов в регионе растет, а очаровывать вкусным — это самое благодарное дело», — заявил критик. На форуме «Большой Урал» он рассказал, как создавать и продавать «вкусные» путешествия, и поделился мнением, почему «не качают» уже существующие проекты.

Почему нам нужен именно гастротуризм, а не что-то другое

— По большому счету, люди отправляются в путешествие, чтобы увидеть то, что они раньше не видели, узнать то, чего раньше не знали, попробовать то, чего раньше не пробовали, и увезти что-нибудь с собой как сувенир. Гастрономический туризм закрывает все эти потребности. Он работает гораздо эффективнее, чем познавательный или даже секс-туризм в Азии, потому что это единственное нетабуированное удовольствие, которое широко доступно практически всем.

Как очаровать едой. Идеи для бизнеса от Якова Можаева 1Чайный дом «Черемуха» в Сысерти

На совещаниях в администрации области, с департаментом по развитию туризма я всегда говорю о том, что именно гастрономическая тема будет качать, что именно туда нужно направить свое внимание.

Очаровывать вкусным — это самое благодарное дело: продать туристу какой-то дом, который был построен пусть даже очень выдающимся инженером, сложно, а вкусную еду — легко, приятно и радостно. Потому что ты всегда очень хорошо считываешь тот момент, когда человеку вкусно.

Чему может научить история Тосканы

— В мире есть очаги гастрономического туризма, и если мы к ним внимательно присмотримся, то найдем, чему поучиться. К примеру, Италия, Тоскана. До 1950-х это был тусклый, мрачный, депрессивный регион, там обрабатывалось порядка 15% земель.

Но все изменилось после того, как возник интересный консорциум из Министерства по туризму, Министерства сельского хозяйства, местных властей Тосканы и нескольких богатых семей — кто-то поговаривает, что мафиозных, но это не важно. И, буквально за 50 лет, Тоскана превратилась в один из самых результативных с точки зрения денег туристических регионов Италии. В 2018 г. общее количество туристов в Тоскане составило около 12 млн чел. Средние затраты каждого — порядка 500-600 евро.

Почему так получилось? Была проведена огромная работа над организацией маршрутов, поддержкой производителей, популяризацией местных продуктов. Сыр пекорино тоскано существовал там очень и очень давно. Первое упоминание о нем было в 13 веке. Но именно за эти 50 лет он был выведен на один рубеж узнаваемости с такими сырами, как пармезан или камамбер. Это чистая механика и маркетинг. Сам сыр никак не изменился, просто увеличилось количество его выпуска и потребления.

И вот тут возникает вопрос — можно ли у нас сделать так же? Можно. Другой вопрос, в каком направлении двигаться.

Во-первых, нужно понять, что именно включать в гастрономическое легендирование места. Во-вторых, оформить все это в некое описание, сплести в воздухе соблазнительную фата-моргану, которая бы заставила человека сказать: «Ну все, еду туда». В-третьих, сделать этот продукт. Это самое сложное, потому что на текущий момент в городах региона людей, увлеченных гастрономией и будущими прибылями, категорически мало.

Тут власти могут очень сильно помочь в плане информации, которая будет распространяться по их каналам, например, относительно организации тематических мероприятий. Каждое из них — это информационный повод, который будет привлекать внимание сотен тысяч туристов.

Удачные российские проекты

— Город Белев со своей пастилой как бренд был практически убит и разгромлен — там не делали пастилу много лет. В 1996 г. три барышни-энтузиастки решили возродить это дело. У них была одна русская печка, в которой они пекли около 150 кг пастилы в месяц. На текущий момент «Белевская пастила» — это зарегистрированный бренд с объемом производства 80 тонн в месяц. И барышни сейчас живут крайне небедно.

Конкретный пример того, как могут помочь туризму власти, — это Мурманск и Фестиваль гребешка. Три года назад там не было ничего. Город-порт с типовыми девятиэтажками и пятиэтажками. Но у них появился новый губернатор, который сказал, что нужно развивать тему гребешка, и они это сделали.

Как очаровать едой. Идеи для бизнеса от Якова Можаева 2

Как очаровать едой. Идеи для бизнеса от Якова Можаева 3Арктичекий фестиваль «Териберка». Источник фото: официальная страница фестиваля в соцсети «ВКонтакте»

Сейчас фестиваль в Мурманске проходит ежегодно в течение полутора недель. Построены три хороших гостиницы, есть большой хаб для того, чтобы можно было представить разнообразную продукцию и привлечь туристический поток, которого ранее просто не существовало. Сейчас он вырос до 380 тыс. туристов в год. Каждый, кто туда приезжает, оставляет там деньги, представляя собою и рекомендательную сущность — ведь после он советует другим людям туда съездить.

А на Урале царская семья бодро конкурирует с пельменями

— На данный момент с точки зрения гастрономического туризма Урала практически не существует. Люди приезжают для того, чтобы посмотреть и послушать, как именно страдала, мучилась и умирала царская семья. Это крайне печальный образ, который на какой-то момент затмил собою все. Подавляющее большинство моих знакомых пришли к выводу, что по количеству ассоциаций с Уралом у нас царская семья бодро конкурирует с пельменями.

Билимбай — родина бефстроганов, но там об этом даже не знают

— Удивительно, но люди, которые связаны с извлечением прибыли из туризма и из гастрономического туризма в частности, зачастую фантазией не блещут. В любом южном городе Урала вам непременно покажут скалу, утес, мечеть, пригорок, с которого сорвалась барышня, у которой была несчастная или счастливая любовь и ей за эту любовь что-то грозило. По своим путешествиям я насчитал 18 таких случаев.

Как очаровать едой. Идеи для бизнеса от Якова Можаева 4Завод Строгановых в Билимбае

Придумывать надо нечто оригинальное. Иногда и придумывать не нужно ничего. Типичный пример — Билимбай. Это даже не город, а поселок городского типа. Там есть ровно три достопримечательности — развалины старого завода, собор не в самом сохранившемся виде и культовая пельменная на тракте — закусочная современного типа.

А между тем Билимбай — это место, где, по сути, родилось одно из блюд, которое олицетворяет собой русскую кухню — бефстроганов. Когда-то этот городишко был вотчиной Строгановых. Это известная семья промышленников с прогрессивными европейскими взглядами. На территории их завода были школа, театр и столовая с открытым столом.

В определенный день каждый прилично одетый человек мог прийти сюда, сесть за стол и его кормили бесплатно. Чтобы накормить всех желающих, нужно было придумать что-то такое, чтобы, с одной стороны, было не стыдно подать, с другой, достаточно экономичное. Так появился бефстроганов. То есть заказывалась не самая лучшая говядина, которая вследствие тушения в сметанном соусе с местными травками превращалась в совершенно аппетитное блюдо, которое гармонировало с любым гарниром.

Когда мы со съемочной группой приехали в Билимбай, оказалось, что даже в фонде Строгановых эту историю не знают!

Рядом с собором в Билимбае стоят вполне приличные заброшенные кержацкие дома. Возьми любой сруб, подканифоль, повесь вывеску и занимайся… Туда все равно возят туристов, проездом, но возят. Если это включить в какой-то трафик, то эта избушка будет качать. Пусть для начала она будет качать под конкретные группы, пусть это будет небольшой банкетный зальчик, который принимает гостей. Почему нет?

Но никому даже мыслей в голову таких не приходит, а зря, потому что на текущий момент туристический трафик у нас растет.

«Если ты не попробуешь шаньгу в Алапаевске, то опоздаешь на всю жизнь»

— Чтобы привлечь туристов, важно ответить на вопрос, почему нужно приехать в тот или иной город.

Например, в Алапаевск надо поехать, потому что там вкусно, а вкусно там потому, что там делают классные блюда, там жил Петр Ильич Чайковский, ходил в лес с лукошком, собирал грибочки, потом из них делали совершенно уникальную грибную запеканку на топленых сливках, которую можно и нужно есть с шаньгами с запеченным картофелем. Все. Вектор обозначен. Надо ехать.

Как очаровать едой. Идеи для бизнеса от Якова Можаева 5«Если ты не попробуешь эту шаньгу с грибной запеканкой, то опоздаешь на всю жизнь. Вопрос уже решен за тебя»

Почему гастрономические проекты на Урале пока не качают

— Когда у меня на Евразийском ресторанном форуме коллеги-рестораторы спрашивали «а как развивать?», я предложил им: «Возьмите и сделайте просто самый лучший борщ, такой, что Родину за него не продать, но, по крайней мере, об этом подумать». Где бы вы его ни сделали, к вам поедут. И есть примеры.

Справочник Мишлен или гастрономический путеводитель родился из желания производителей перетянуть поток туристов из города в пригороды. Пример из Екатеринбурга — в 2000-е в районе Дуброво была шашлычная, там делали потрясающие шашлыки из свинины с маринадом на минеральной воде, народу было много, люди ехали туда поесть за 20 км, они видели в шашлыках смысл путешествия.

Много слышал таких историй, что где-то было вкусно, а потом стало невкусно. К сожалению, менять что-то в рецептуре — это болезнь молодых поваров, которым хочется творить. А чтобы удержать туристический поток, нужно делать ровно так, как делал, ничего не придумывая.

Я трепетно люблю жареную картошку, я пытался найти ее в Екатеринбурге, но не нашел, ее нет. У поваров зачастую не хватает мастерства, чтобы просто вкусно пожарить картошку. Для этого нужно правильно выбрать чугун, жир, добавки. Даже из жареной картошки можно сделать шедевр, о котором люди будут тосковать. Но этого не происходит. И это вдвойне и втройне удивительно.

Я с большим уважением отношусь к людям, которые создали проект «Аутентичная уральская кухня» (АУК), это прекрасные повара, но я старый солдат и не знаю слов любви. У меня есть ряд замечаний, о которых они знают, я им говорил. По-моему, уральская кухня, как и любая локальная кухня, необязательно должна быть парадно-выставочной, то есть она может быть очень дешевой, но вместе с тем — очень вкусной.

Создать гастрономическое лицо уральской кухни — это история про то, что может позволить себе каждый: приехать, потратить 1000 руб. и на волнах сытости упорхнуть. Нужно сделать доступно и очень узнаваемо.

За чем же дело стало?

— Люди не покупают то, о чем не знают, это самое главное. Продажа гастрономических легенд — дело настолько простое, настолько приятное и настолько благодарное, что даже на моей лысой голове волосы встают дыбом, когда я вижу, что люди могут много заработать, но не делают этого.

Буквально совсем недавно мы были на совещании по поддержке малого и среднего бизнеса и я задал вопрос: насколько легко можно открыть какое-то свое дело. На меня выпучили глаза и сказали: «А какие проблемы? Заходишь в приложение «Мой налог», регистрируешь себя как самозанятого и практически получаешь готовый кассовый аппарат». Можно получить кредиты, ссуды, была бы цель.

Главное для людей, которые хотят работать и зарабатывать в гастротуризме, — желание учиться. А остальное приложится.

Иллюстрации — скриншты сериала «Можно!» с Можаевым».

Читайте также на DK.RU: В развитие туризма на Среднем Урале вложат сотни миллионов рублей. Что получит бизнес?

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.