Подписаться
Курс ЦБ на 23.12
79,31
92,86

На чем «едет» российский велосипедный рынок и семейный велобизнес с 23-летней историей

Директор компании «Велком» Константин Новгородов рассказал DK.RU, могут ли российские велолюбители остаться без велосипедов и сколько российского в продукции отечественных брендов.

Компанию «Велком» («ВЕЛосипеды» и «КОМплектующие») можно назвать долгожительницей — она была основана в 1999 г. как семейный бизнес и остается таковым до сих пор. Примечательно, что ни собственник Константин Новгородов, ни его супруга велофанатами не были и направление для коммерции выбрали случайно:

— В начале 90-х надо было как-то выживать, мне пришлось завязать с учебой и заняться перевозками. Однажды я ехал на «ГАЗели» через Пермь и увидел перед заводом «Велта» огромную стоянку, заполненную велосипедами. Это была эпоха взаимозачетов, многие предприятия выдавали зарплату продукцией, и работники пытались получить за нее живые деньги. Чтобы не возвращаться пустым, я купил десяток велосипедов, привез их на Кировский рынок и предложил парням, торговавшим аппаратурой, поставить их рядом на один день. В ответ услышал: «кому они нужны». Однако к вечеру ни одного велосипеда не осталось. С этого и начался велобизнес, — говорит Константин.

Первый магазин «Велком» открылся в апреле 1999 г. на Восточной, 56, однако основу продаж сначала составлял опт (80%). В ассортиментной линейке были представлены велосипеды российского производства. С 2000-х их постепенно начали вытеснять импортные модели. Сегодня у «Велком» три магазина по продаже велосипедов, запасных частей и аксессуаров для вело- и мототехники. Компания активно развивает сервисное направление в рамках собственного сервисного центра и сегодня является одним из лидеров в этом сегменте.  

Сейчас в России большие проблемы с выбором и покупкой автомобилей. А как обстоит дело с велосипедами и спросом на них?

— Чтобы точнее обрисовать ситуацию, начну с пандемии. В период коронавирусных ограничений на рынке товаров для индивидуальных занятий спортом произошел бум: продажи всего, что открывало соответствующие возможности, в том числе велосипедов, удвоились, все остатки были проданы. В 2021 г. на фоне проблем с логистическими поставками из Китая, где производится большая часть велосипедов и комплектующих, рынок столкнулся с жутким дефицитом. Из-за этого цены на товары серьезно выросли. К 2022 г. в области предложения произошла коррекция. Но в конце февраля началась спецоперация, побудившая тех, кто откладывал покупку велосипедов, поспешить за ними. Весной на рынке опять сформировался повышенный спрос, впрочем, ажиотаж довольно быстро спал и ситуация стабилизировалась.

Что происходит сейчас? Китайские производители все еще не могут насытить рынок компонентами для велосипедов в допандемийном объеме, а логистические цепочки не дешевеют. Поэтому цены растут, а качество продукции снижается из-за дефицита компонентов и «заботы» о кошельке покупателя (стоимость должна быть «подъемной»).

Есть очевидные проблемы с поставками товаров из Европы.

Если резюмировать вышесказанное, велосипеды в России в принципе есть, но не всегда лучшего качества. При этом продукции именитых брендов, занимавших определенную долю рынка, нет, и в ближайшем будущем не будет. По крайней мере, в том количестве, в каком она поставлялась. Кое-что к нам будет завозиться, но непонятно, как и по какой цене. 

На чем «едет» российский велосипедный рынок и семейный велобизнес с 23-летней историей 1

На чем «едет» российский велосипедный рынок и семейный велобизнес с 23-летней историей 2

Насколько важны импортные компоненты для отечественных производителей велосипедов?

— В зависимости от уровня и цены отечественные велосипеды состоят из иностранных компонентов на 50–90%. На 50% — модели со стальной рамой, которую варят в России из российского железа. Преимущественно это детские, подростковые и совсем дешевые велосипеды. Все алюминиевые и карбоновые рамы (это полвелосипеда) массово производятся в Китае, как и большинство прочих составляющих.

Например, обода для колес изготавливают у нас, но из китайского профиля. То же самое с алюминиевыми рамами: отечественная промышленность не выпускает трубы нужного диаметра, поэтому их везут из Китая и пытаются варить на месте в рамках мелкосерийного производства.  

Сегодня в России нет ни одного велосипедного завода полного цикла, как было раньше. Например, Пермский велосипедный завод производил все, кроме цепей и покрышек. По разным оценкам, в СССР ежегодно выпускалось от 2,5 до 3,5 млн велосипедов. Помните «Школьник»? Нижегородский завод только этих велосипедов производил около миллиона. Были Жуковский велозавод, Пензенский, Йошкар-Олинский, Харьковский, Минский. Даже в Свердловской области был велозавод в поселке Атиг, выпускавший модель «Уралец». Замечу, эти велосипеды были достаточно примитивными, а производство архаичным, хоть и глубоко локализованным. Тем не менее, в конце 90-х отечественные велопредприятия «задышали», начали развиваться, но к середине 2000-х Китай их «задушил».

То есть отечественные предприятия не выдержали конкуренции с китайскими?

— Да, как с точки зрения ассортимента, так и цены. Где-то с 2003 г. объем велосипедного импорта ежегодно увеличивался в два раза, старые отечественные заводы банкротили и закрывали. Потом появилась «отверточная сборка» — изготовление российских велосипедов из импортных компонентов. Сейчас в стране порядка пяти крупных велопроизводителей, Stels — чемпион среди них. Думаю, в совокупности они выпускают около миллиона велосипедов в год и, возвращаясь к предыдущему вопросу, очень зависят от импортных компонентов.

Как события этого года, включая исчезновение дорогих западных брендов, отразились на вашей компании?

— Мы работали и работаем преимущественно с демократичным сегментом. Раньше основу продаж составляли велосипеды стоимостью от 15 тыс. до 35 тыс. руб. (сейчас цены выросли). В нашей ассортиментной линейке присутствовали и бренды, например, Merida. Но, если велосипедов за 30 тыс. руб. продается несколько сотен в год, то моделей за 70–90 тыс. руб. — 30–50 штук. Так что из-за ухода «мерид» наш бизнес не особо пострадал, в отличие от компаний, которые работали в дорогом сегменте.

Предварительные итоги года таковы: по сравнению с 2021 г. мы видим даже небольшой прирост в продажах. Что касается будущего, мне кажется, люди продолжат покупать велосипеды, но не в таких объемах, как раньше.

Мы не паникуем, поскольку в течение многих лет активно развивали сервисное направление. Велосипедистов стало больше, и востребованность этих услуг выросла. Какой бы ни была экономическая ситуация, большой имеющийся велопарк люди все равно будут обслуживать.

Это точно поддержит наш бизнес в следующие 2–3 года, а дальше — поживем-увидим. Другое дело, что для функционирования этого направления необходим большой ассортимент запчастей.  

На чем «едет» российский велосипедный рынок и семейный велобизнес с 23-летней историей 3

На чем «едет» российский велосипедный рынок и семейный велобизнес с 23-летней историей 4

Вы закупаете запчасти в Китае напрямую?

— Наше предприятие очень небольшое, наши финансовые возможности небезграничны. Мы возили запчасти напрямую из Китая и кое-что до сих пор возим, но сейчас проще брать их у посредников, которые приобретают продукцию в больших объемах. Транспортные расходы стали неподъемными: $10 тыс. стоит контейнер покрышек для велосипедов, а его доставка из Китая — $25 тыс.   

Контейнерные перевозки подорожали в пандемию из-за разрушения логистических цепочек и нет ощущения, что в обозримом будущем ситуация сбалансируется. В мире не больше десятка компаний-гигантов в сфере контейнерных перевозок. И, судя по всему, их устраивает такое положение вещей.  

На какой срок рассчитаны ваши складские запасы по запчастям?

— Примерно на шесть месяцев. Так что, даже если в следующем году мы вообще ничего не привезем, полсезона точно отторгуем.

Таким образом, пока Китай не перекроет России кислород с поставками, российский велорынок не опустеет?

— Да. Возможно, не будет велосипедов и комплектующих из топ-линейки. Либо их будут завозить кружными путями и продавать по очень высоким ценам. К примеру, Shimano отказалась поставлять компоненты в Россию. Значит ли это, что велопроизводители, работающие с китайскими компаниями, не будут их использовать? Нет, не значит — они будут привозить продукцию Shimano, но не в красивых фирменных коробках, а в обычных транспортных. Так что основная доля велорынка — все, что производится в Китае и в России из китайских компонентов, — останется, но дешевле точно не станет.

Как рост популярности шеринга влияет на ваш бизнес?

— В Екатеринбурге рынок шеринга очень развит. Но велосипед, на котором человек планирует ездить каждый день, должен быть определенного уровня, исправно работать и быть безопасным. К нам обращаются компании, сдающие велосипеды в аренду, и мы видим, что с точки зрения качества их велопарки оставляют желать лучшего. Некоторые велосипеды практически рассыпаются в руках, когда их приносят к нам на ремонт.

«Велком» предлагает услугу хранения велосипедов в зимний период. Она востребована?

— У нас есть склад и большая мастерская, позволяющие хранить порядка 1000 велосипедов, но пока больше 300 штук за сезон к нам не поступало. Вообще, мы запустили это направление, чтобы обеспечить работой механиков с октября по апрель. Думаю, у него есть потенциал. По сути, мы предоставляем услугу хранения по цене технического обслуживания велосипеда: полное ТО стоит 3500 руб., хранение без ТО — столько же. 

Есть ли мода на велосипеды?

— Конечно. Раньше покупателям были нужны модели, которые они видели на MTV: показали BMX — и все пошли за ними. Сейчас есть категория горожан, которые ездят на велосипедах с 28-дюймовыми колесами. Однако большую часть велопарков как в России, так и за границей, составляют сити-байки — классические дорожные велосипеды с пятью или семью скоростями. Еще довольно много туристов, которые ездят в походы выходного дня километров за сто, они выбирают туристические велосипеды.

На мой взгляд, число людей, которые ежедневно ездят на велосипедах на работу, с каждым годом увеличивается. Однако основная масса катающихся взрослых делают это крайне мало: вне зависимости от марки и стоимости велосипеда раз десять за сезон (в лучшем случае).

Кстати, основные деньги сервисные компании зарабатывают именно на тех, кто мало катается и не может/не хочет самостоятельно обслуживать велосипед. Знаете, какая самая востребованная операция по ремонту? Замена камеры. Хотя для этого не нужна особая квалификация, и сама услуга достаточно дорогая.

А вы много ездите на велосипеде? 

— Скажу честно: у меня велосипед появился лет через десять после запуска бизнеса. Я подумал: как так, торгую велосипедами, а сам не катаюсь? Купил и с тех пор езжу достаточно часто: начиная с весны, когда все подсыхает, по 15–20 километров 2–3 раза в неделю. У меня обычный велосипед, типа сити-байка, среднего уровня. Я покупал его тысяч за двадцать, сейчас подобная модель стоит в районе 45–50 тыс. руб. Меня он вполне устраивает и я не хочу менять его на что-то более навороченное. 

Читайте также на DK.RU:

Бизнес на удовольствии. История стартапа, выпускающего бассейны из материала для кораблей

Павел Лебедев: «В конце февраля мы бегали, как муравьи, в чей муравейник тычут палкой»

Источник фото в тексте: сайт компании «Велком».

Самое читаемое
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
  • 2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы
  • Закрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржецЗакрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржец
  • От 10 до 70: яркие истории компаний-юбиляров, которые внесли свой вклад в развитие УралаОт 10 до 70: яркие истории компаний-юбиляров, которые внесли свой вклад в развитие Урала
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.