Подписаться
Курс ЦБ на 01.06
80,99
86,50

Как обеднели онлайн-кинотеатры? Половина западного контента покинула Россию

Как обеднели онлайн-кинотеатры? Половина западного контента покинула Россию
Иллюстрация: Кинопоиск

Российские видеосервисы потеряли до половины контента крупнейших киностудий. Наибольшее падение объема голливудского контента зафиксировано у «Кинопоиска».

В начале марта 2022 г. на фоне специальной военной операции России на Украине пять крупнейших мировых кинокомпаний объявили об отмене в России ближайших премьер, пишет РБК. Речь идет о киностудиях Disney (снимала франшизы «Пираты Карибского моря», кинокомиксы Marvel и др.), Warner Bros. («Гарри Поттер», кинокомиксы DC), Sony Pictures («Человек-паук», «Ангелы Чарли», «Охотники за привидениями»), Paramount («Крик», «Титаник», «Крестный отец») и Universal («Мир Юрского периода», «Форсаж», «Мумия»). 

Позднее стало известно, что новинки этих студий не появятся и на российских видеосервисах, затем стал пропадать и старый контент, рассказывал DK.RU. Многие фильмы остались, но потеряли значительную часть хронометража: по закону о ЛГБТ пропаганде «Кинопоиск», Amediateka и другие сервисы вырезают из фильмов любые упоминания о нетрадиционных отношениях, даже если это существенно для сюжета фильма. В результате количество фильмов и сериалов крупнейших западных киностудий — так называемых компаний-мейджоров — в ведущих российских онлайн-кинотеатрах за год сократилось в 1,5–2 раза.

В числе первых пропали сериал «Друзья», фильмы «1+1», «Интерстеллар», «Властелин колец» и «Маска». С 1 февраля 2023 г. стали недоступны кинофраншизы «Гарри Поттер» и «Фантастические твари». После 28 февраля почти все платформы лишились проектов Disney и ее дочерних студий: пропали «Пираты Карибского моря», «Звездные войны», кинокомиксы Marvel и мультфильмы Pixar. За последние 20 лет россияне привыкли к Голливуду, и новый контент из Южной Кореи, Китая и Индии, которым площадки пытаются количественно заместить западные проекты, пока не может с ним конкурировать, считает глава TelecomDaily Денис Кусков:

С другой стороны, в общем количестве часов, которое зрители тратят на просмотр кино и сериалов, составляет порядка 10%. И кинотеатры, которые вовремя сделали ставку на собственный контент, особенно от ухода этих компаний не пострадали.

Агентство TelecomDaily проанализировало доступные на 16 марта 2022 г. и 2023 г. библиотеки фильмов и сериалов на платформах «Кинопоиск», «Иви», Wink, Okko, Kion (МТС) и Premier. Для каждой платформы были подсчитаны общее число названий проектов, количество контента российского и иностранного производства, а также отдельно — студий, а именно Disney, Warner Bros., Sony Pictures, Paramount и Universal.

Наибольшее падение объема голливудского контента зафиксировано у «Кинопоиска». За год количество единиц контента от студий-мейджоров у этого стриминга сократилось с почти 2 тыс. до чуть менее 1 тыс. Чуть менее половины таких фильмов и сериалов также потерял Wink: если в марте 2022 г. на этой платформе было 2,3 тыс. мейджорских проектов, то к аналогичному месяцу 2023-го их осталось порядка 1,2 тыс. Меньше всего из изученных TelecomDaily платформ уход западных киностудий сказался на Okko: количество голливудского контента за год сократилось примерно на треть — почти с 3 тыс. до чуть менее 2 тыс.

За год в библиотеках российских онлайн-кинотеатров изменилось и общее количество доступных пользователям фильмов и сериалов. Объем всего зарубежного кино у «Иви» сократился на 41%. Однако его доля в общем количестве доступных подписчикам проектов выросла с 67,5 до 75,1%. Но это стало результатом не столько ухода западных студий, сколько новой стратегии сервиса: так, еще в октябре прошлого года замгендиректора «Иви» по контенту Иван Гринин рассказывал, что компания сменила курс «с количества фильмов и сериалов на качество». В результате за лето 2022 г. «Иви» самостоятельно сократил каталог «более чем на 5,5 тыс. тайтлов». 

У сервиса Kion общее количество проектов сократилось на 40%, с 12,3 тыс. до 7,4 тыс., при этом количество иностранных проектов уменьшилось на 36%, с 7,8 тыс. до 5 тыс. У Okko динамика выражена не столь явно: вся библиотека сервиса сократилась всего на 13% (с 17,9 тыс. до 15,6 тыс.), а библиотека иностранного контента — на 21% (с 12 тыс. до 9,5 тыс.).

«Кинопоиску» и Wink, несмотря на сокращение иностранного контента на 7 и 13% соответственно, в целом удалось увеличить свои библиотеки на 8 и 4% соответственно. А единственным из всех изученных онлайн-кинотеатров, у кого стало больше и зарубежных тайтлов, и вырос каталог в целом, стал Premier: количество иностранных фильмов и сериалов выросло на 13%, а вся библиотека — на 11%.

Решение студий оставить без своего контента российских зрителей никаких последствий не имело, считает директор видеосервиса Wink Антон Володькин:

По нашим оценкам, тот контент, который изъяли западные правообладатели, занимал в просмотрах нашего видеосервиса в совокупности около 10%. Среди «ушедших» проектов были в основном фильмы, а основную продолжительность просмотров обеспечивают сериалы, хронометраж которых гораздо выше — этот показатель за год даже вырос. Прирост продолжительности просмотров за 2022 г. составил 67%, то есть мы c лихвой перекрыли ушедший контент.

В «Иви», в свою очередь, обратили внимание, что ведущие международные стриминговые сервисы предлагают гораздо меньший объем контента, чем российские, «что не мешает им занимать лидерские позиции в мире».

Самое читаемое
  • Эксперты: рынок жилья в России превратился в «наркомана», требующего новых субсидийЭксперты: рынок жилья в России превратился в «наркомана», требующего новых субсидий
  • Золото на Wildberries? Ювелиры сражаются за продажу драгоценностей на маркетплейсахЗолото на Wildberries? Ювелиры сражаются за продажу драгоценностей на маркетплейсах
  • Бизнес нового времени: как увеличить доходы через работу с внутренними барьерамиБизнес нового времени: как увеличить доходы через работу с внутренними барьерами
  • «Коллеги строят хорошо, но мы стремимся дать покупателю продукт со знаком плюс»«Коллеги строят хорошо, но мы стремимся дать покупателю продукт со знаком плюс»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.