Подписаться
Курс ЦБ на 01.06
80,99
86,50

Каких топ-менеджеров хочет видеть бизнес?

Каких топ-менеджеров хочет видеть бизнес?
Иллюстрация: ВЭШ

Какие профессиональные компетенции и личные качества хотят сегодня видеть работодатели у топ-менеджеров? С чем связаны эти требования — в материале DK.RU.

Ответы на эти вопросы дали эксперты бизнес-школы ВЭШ: эксперт-практик в сфере HR, директор бизнес-школы, эксперт по развитию персонала и руководитель производственного предприятия.

Наталья Десятник, руководитель HR-программ и практики «Оценка персонала» в ВЭШ, преподаватель, ментор, консультант в области HR:

Каких топ-менеджеров хочет видеть бизнес?  1— В HR-сфере качества эффективных сотрудников оценивают с помощью компетентностного подхода. У меня многолетний опыт в проведении корпоративных проектов по оценке компетенций как у команд действующих руководителей, так и у кандидатов на вырост. И я могу сказать, что базовая модель управленческих компетенций повторяется из компании в компанию, иногда меняются названия, но суть остается та же.

Базовая модель включает шесть управленческих компетенций:

  • Системное и стратегическое мышление — умение анализировать и принимать верные решения;
  • Управленческая ответственность — амбициозность, настойчивость, принятие своей ответственности за результат команды;
  • Управление исполнением — умение планировать, делегировать и контролировать;
  • Управление людьми — умение верно оценивать людей, развивать сотрудников и позитивно влиять на их мотивацию;
  • Построение отношений и оказание влияния — эти навыки нужны в коммуникации с равными и более статусными оппонентами в компании и вовне.
  • Управление изменениями — личная гибкость человека, инновационность и умение вовлекать других в изменения.

Первые две компетенции, по моему опыту оценки, самые дефицитные и слабо поддаются развитию.

Компетенция «Управление изменениями» — остро актуальная, потому что в мире растет уровень неопределенности и количество «черных лебедей» — событий, которые сложно прогнозировать и последствия которых часто катастрофичны.

Также все большую значимость приобретает компетенция «управление людьми». Это связано с продолжающимся кадровым дефицитом, обострившимся ценностным конфликтом, возрастающим уровнем тревоги и выгорания у людей и падающим уровнем вовлеченности сотрудников во всех странах и отраслях.

В связи с этим сегодня на топ-позициях нужен человекоцентричный лидер, которому, с одной стороны, присущи такие качества, как стратегичность, решительность, стрессоустойчивость, амбициозность и энергичность. Но при этом топ должен уметь добиваться исполнения своих решений не силой — приказом, манипуляциями или давлением, а через поддержку, вовлечение и развитие людей.

Юлия Голомшток, директор Высшей экономической школы, психолог:

Каких топ-менеджеров хочет видеть бизнес?  2— Из чего складывается профессионализм топ-менеджера? Я всегда говорю, что хороший управленец производит два продукта. Первый — это результат, выраженный в деньгах и показателях. Второй — это рост людей, команды.

Если система управления не обеспечит рост компетенций сотрудников, она не сможет расти сама. Быстро заменять неподходящих людей новыми уже невозможно. И по причине кризиса на рынке труда, и из-за постоянно возрастающей сложности внутренней и внешней среды. Поэтому определяющим принципом становится простая мысль: «Сначала ты выращиваешь людей, затем они выращивают тебе бизнес».

От чего зависит рост команды? В самом широком смысле — от умения работать с людьми. Здесь есть два уровня — инструментальный и личностный. Личностный уровень является необходимой, но абсолютно неочевидной «базой», на которую надстраивается владение инструментами. Личностное развитие — это индивидуальная работа человека. Здесь могут быть использованы такие инструменты роста, как коучинг, персональное наставничество, менторинг.

Если говорить об уровне инструментальном, здесь можно выделить инструменты персонального и командного влияния. К первым относятся развитые коммуникативные навыки, владение разными видами обратной связи, умение разрешать конфликты. Более высокий уровень — это, например, навыки фасилитации и умение управлять групповыми обсуждениями, элементы командного коучинга.

Еще два аспекта, связанных напрямую с актуальной повесткой. Первый — бизнес сегодня хочет видеть сильного руководителя. Это не значит, что человек должен быть «железным», но он должен уметь сохранять себя, не выгорать, не впадать в стресс или отчаяние. Более того, в сложный момент именно он должен стать источником поддержки и уверенности для людей, за которых отвечает.

Второе качество  — это готовность к изменениям, в том числе смелость генерировать инициативы. Топ-менеджер не может быть консерватором, он должен быть открыт к изменениям и к будущему. Иначе компания может не выжить. И задача топ-менеджера — не только инициировать изменения, но и стать в компании их главным проводником.

Ольга Иноземцева, директор фабрики ООО Юнилевер Русь в Екатеринбурге, научный руководитель и преподаватель программы «Mini-MBA: Производственная система предприятия» в ВЭШ:

Каких топ-менеджеров хочет видеть бизнес?  3— Перечень базовых менеджерских компетенций определяется внешними и внутренними условиями, в которых существует бизнес. Все больше компаний отходит от жестких иерархических систем, предпочитая организацию матричных межфункциональных команд и внедряя agile-подходы. Также на ситуацию в компании влияют цифровизация, внедрение новых технологий, запрос на инклюзию, ответственное отношение к окружающей среде, рациональное потребление, well-being и забота о сотрудниках. Понимание этих процессов и умение работать в новых условиях определяют востребованность топ-менеджера на рынке труда.

Современному менеджеру важно постоянно расширять спектр личностных, лидерских и профессиональных компетенций. Наиболее важные — целеполагание и приоритизация, умение находить эффективные компромиссные решения в ситуациях, когда цели разных подразделений противоречат друг другу. Например, когда потребительский запрос экономически невыгоден или технически сложен в реализации.

Не менее важными для топ-менеджера стали навыки работы с командой, с одной стороны, и понимания себя как лидера с другой. Здесь важны умение формировать команды, развивать и мотивировать сотрудников, поддерживать work-life balance в коллективе, иметь навыки ситуационного управления и фасилитации, уметь управлять матричными командами, сотрудниками разных культур и возрастов. Важно понимать и свои мотиваторы, сильные стороны, зоны для развития и эмоциональные состояния, чтобы быть способным оказывать поддержку команде в нужный момент.

Также в текущих условиях особенно важно уметь принимать решения в условиях неопределенности и высоких рисков, быстро внедрять новые подходы, управлять постоянными изменениями. Кроме того, с развитием цифровых технологий особую важность приобретают навыки не только эффективных коммуникаций, но и цифровые компетенции.

Если говорить о профессиональных навыках современных менеджеров производства, то и они переживают трансформацию. Помимо базовых «физика-химия-инженерия», к ним однозначно нужно добавить ориентацию на бизнес-цели, построение команд, процессов и системное управление ими, управление системами оптимизации бизнеса, например, ISO, Lean Production, World Class Manufacturing, работу с автоматизацией и аналитикой.

Ирина Федькина, преподаватель ВЭШ, фасилитатор, эксперт-практик в области развития персонала:

Каких топ-менеджеров хочет видеть бизнес?  4— По моим наблюдениям, поиск и/или взращивание топ-менеджера — это реальная «боль» по всем отраслям последние лет десять. Так происходит из-за многократного усложнения бизнес-контекста, в котором существуют предприятия на рынке.

Мне кажется, что один из ключевых фокусов по компетенциям топов — это стратегическое видение развития отрасли в рамках рыночных трендов. Здесь важны и широкий горизонт планирования — насколько далеко и широко видит топ-руководитель, и глубина понимания отраслевой специфики, и умение видеть первые признаки изменений глобальных тенденций.

Второй фокус — коммуникационные компетенции. Бизнес делают и пока, в ближайшей обозримой перспективе, будут делать люди. И, как показывает практика, гениальные стратегии и идеи гибнут на корню, если нет системно выстроенной коммуникации с людьми. Поэтому к топ-руководителю предъявляются требования не только самому уметь договариваться и выстраивать отношения с кросс-функцией, со своими сотрудниками, с клиентами и акционерами. Сейчас от топ-менеджера ждут умения строить систему коммуникаций. Важно, чтобы такая система свое­временно обеспечивала весь бизнес и все связанные с ним элементы информационными потоками, чтобы постоянно поступала обратная связь с мест и была организована работа с ней для улучшения процессов функционирования бизнеса.

На мой взгляд, это сочетание двух компетенций может максимально обезопасить предприятие и дать ему возможность развиваться в любых ситуациях.

Самое читаемое
  • Эксперты: рынок жилья в России превратился в «наркомана», требующего новых субсидийЭксперты: рынок жилья в России превратился в «наркомана», требующего новых субсидий
  • Золото на Wildberries? Ювелиры сражаются за продажу драгоценностей на маркетплейсахЗолото на Wildberries? Ювелиры сражаются за продажу драгоценностей на маркетплейсах
  • Бизнес нового времени: как увеличить доходы через работу с внутренними барьерамиБизнес нового времени: как увеличить доходы через работу с внутренними барьерами
  • «Коллеги строят хорошо, но мы стремимся дать покупателю продукт со знаком плюс»«Коллеги строят хорошо, но мы стремимся дать покупателю продукт со знаком плюс»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.