Подписаться
Курс ЦБ на 19.12
80,03
94,25

«Мы стали первым коммерческим скалодромом на Урале и еще четыре года таковым оставались»

Антон Поляков — о том, почему этот вид спорта в России сейчас на пике популярности и что заставляет скалолазов из Москвы и Калининграда приезжать в Екатеринбург.

Еще несколько лет назад в столице Урала не было ни одного коммерческого скалодрома для взрослых — несмотря на то, что наш регион всегда ассоциировался с горами и привлекал этим многочисленных туристов. При этом были секции по альпинизму, сильнейшая скалолазная школа и десятки именитых спортсменов.

За последнее время интерес к любительскому скалолазанию вырос. Сегодня в Екатеринбурге работают четыре коммерческих боулдеринг зала, где можно лазать хорошо подготовленные трассы над матами. Первый такой скалодром в городе — «Край света» в ТЦ Sila Voli — в 2016 г. открыл Антон Поляков. В его команде — около 20 тренеров. В интервью DK.RU он рассказал, что нужно для открытия такого объекта и как удалось влюбить жителей Екатеринбурга в этот необычный вид спорта.

«Мы стали первым коммерческим скалодромом на Урале и еще четыре года таковым оставались» 1

Антон, расскажите, как возникла идея открытия собственного скалодрома?

— Я занимаюсь скалолазанием больше 15 лет. Когда учился в УрФУ, стал специализироваться в лазании на скорость, вошел в состав сборной России, выступал на международных соревнованиях. Со многими из тех, кто сегодня работает на скалодроме, мы тренировались и соревновались вместе.

Помимо нашего университета, еще в нескольких вузах Екатеринбурга были свои скалодромы, поэтому в городе определенное количество молодых людей так или иначе пробовали лазать. К тому же у нас всегда было много спортсменов, любителей горных видов спорта. Но коммерческих скалодромов, куда в свое свободное время мог бы прийти человек, который не занимается скалолазанием профессионально, не было.

Об открытии собственного зала я стал думать примерно с 2012 г. Защитил на эту тему диплом в университете. Спустя несколько лет решил воплотить проект в жизнь. Стал искать помещение и финансовые ресурсы. Смотрел, как это реализовано в других городах.

В России опыт на этом рынке был совсем небольшим — в Москве и Санкт-Петербурге тогда работали буквально по несколько коммерческих залов, но в Европе и Азии такие скалодромы были достаточно популярными. И я понимал, что на Урале они тоже нужны. Тем более что в регионе есть большие исторические и географические традиции, горы у нас — и в фольклоре, и в промышленности, и в эмблемах компаний. Скалолазание не просто очередной новый вид спорта, а очень близкий жителям Урала.

В итоге мы стали первым коммерческим залом на Урале и еще четыре года таковым оставались.

Для скалодрома нужно помещение с какими-то особыми характеристиками?

— Да. Для открытия классического скалодрома, где лазят со страховочным оборудованием, нужно помещение высотой около 12 метров, лучше выше. Найти такие для аренды сложно. Для строительства объекта с нуля потребуются очень серьезные вложения. Кроме этого, для посетителей возникает больше рисков с точки зрения безопасности.

Поэтому мы решили открыть болдеринг зал. Для него требовалось помещение с высотой потолков около 4-5 метров. Лазать в таком зале можно без веревок и напарников, а для страховки используются гимнастические маты.

В 2016 г. открытие зала обошлось примерно в 8 млн руб., сейчас подобный зал выйдет уже 1,5-2 раза дороже. Но сам скалодром — не самая большая статья затрат, самые крупные — это коммуникации, ремонт помещения, и здесь все зависит от исходной готовности. Покупка зацеп и рельефов для лазания — это постоянные расходы, но и на старте составляют до 30% стоимости зала и больше.

Помещение в торговом центре вы выбрали намеренно?

— На самом деле мы долго искали помещение для скалодрома, смотрели разные варианты. Много помещений нужной высоты есть в заводских пространствах, но там нет отдельного входа и требуются серьезные переделки. Хотя на рынке такие проекты есть.

С ТЦ Sila Voli встретились относительно случайно, но подошли друг другу по концепции и сейчас в прекрасных отношениях. Они развивают спортивный формат, на территории торгового центра большое количество спортивных магазинов. Мы тоже генерим для них определенный трафик, повышаем известность среди нашей аудитории, родителей, поэтому администрация ТЦ в нас заинтересована. Нам, со своей стороны, тоже выгодно работать на их территории, где есть готовые коммуникации, охрана и парковка для наших посетителей.

«Мы стали первым коммерческим скалодромом на Урале и еще четыре года таковым оставались» 2

Если сравнивать с фитнес-центрами, для открытия скалодрома требуется меньше ресурсов?

— Все зависит от концепции и наполнения. Бывают небольшие фитнес-клубы. Бывают премиальные залы с дорогими импортными тренажерами, ради которых клиенты выбирают определенный клуб.

На нашем рынке — подобная ситуация. «Хлеб» скалодрома — трассы, по которым лазают люди. Это может быть лучший набор рельефов и зацепов за 10 млн руб., привезенный целиком из Европы, а может быть отечественное оборудование, требующее менее серьезных вложений.

Насколько ваш скалодром сейчас зависит от импорта?

— У нас нет острой потребности в иностранном оборудовании для трасс, на российском рынке оно представлено с каждым годом все полнее. Сложнее с оборудованием для профессиональных спортсменов, потому что им нужно готовиться по тем зацепам и рельефам, которые будут представлены на международных соревнованиях. Этим в основном занимается Федерация скалолазания России.

Что касается арендного фонда, скальные туфли, которые используют наши гости, сделаны американской фирмой, которая фактически производит их в Тайвани. В России скальники тоже делают, если раньше отечественная продукция была представлена скудно, то туфли доступны и по качеству сопоставимы с европейскими моделями. Пока выбор в магазинах есть, скалолазы в большинстве делают выбор в пользу импортной обуви, в основном ввиду большего выбора и личных предпочтений.

Кто сейчас приходит к вам заниматься?

— В зале оборудованы зоны для занятия взрослых и детей. Мы с самого начала работали на обе аудитории, в начале стояла задача показать взрослым, родителям что это доступный и безопасный вид спорта. У нас были достаточно простые для прохождения трассы. Со временем родители, которые приводили на занятия детей, стали сами пробовать себя в этом виде спорта, а любители скалолазания — отдавать нам детей. С тех пор количество занимающихся выросло, и сейчас ежедневно зал посещает более 100 человек.

Вырос уровень людей, которые у нас тренируются. Многие ходят по абонементам. Мы часто обновляем трассы и стараемся сделать их более интересными. В пандемию обновили геометрию скалодрома. Летом прошлого года расширили детскую зону, чтобы еще больше разделить потоки детей и взрослых и сделать скалодром удобнее и безопаснее.

«Мы стали первым коммерческим скалодромом на Урале и еще четыре года таковым оставались» 3

За последние годы в Екатеринбурге открылось еще несколько коммерческих скалодромов. С чем вы связываете рост интереса к этому виду спорта?

— Спортивное скалолазание не так давно стало олимпийским видом спорта, а в программу олимпиады первый раз было включено в 2020 г. Олимпиада в Токио масштабно освещалась в СМИ. Люди увидели, что это такое, многим стало интересно попробовать.

Кроме этого, проводились трансляции Чемпионатов Европы и Мира в Москве. Различные массовые мероприятия. В стране большую просветительскую работу проводит Федерация скалолазания России. В последние несколько лет небольшие скалодромы начали появляться на базе общеобразовательных школ.

А что касается новых скалодромов в Екатеринбурге — для большинства из них мы были примером и открывали их наши тренеры, клиенты, хорошие знакомые. Мы все друг друга знаем, взаимодействуем, у нас здоровая конкуренция.

Я рад, что появляются новые залы, потому что в какой-то момент желающих позаниматься стало настолько много, что мы не всегда справлялись с потоком.

Я думаю, что сейчас этот вид спорта на пике популярности. Знаю, что многие врачи и психологи рекомендуют заниматься скалолазанием для здорового развития детей.

Как этот тренд коррелирует с развитием внутреннего туризма?

— Некоторые приходят на скалодром после посещения Уральских гор, Чертового городища, знаковых мест на Чусовой. Несмотря на то что скалолазание и альпинизм — разные виды спорта, люди воспринимают их как связанные понятия.

Екатеринбург — единственный город в России за исключением Крыма, где есть невероятное количество скальных маршрутов, до которых можно легко добраться от города. Развитие скального рельефа происходит благодаря неравнодушным людям. В это вкладывают деньги предприниматели, которые сами занимались скалолазанием или альпинизмом. Я в свою очередь тоже пробиваю маршруты на скалах, часть прибыли от скалодрома и моего времени уходит на развитие скальных районов.

Сегодня развитие скального рельефа — это один из факторов привлекательности Свердловской области. Ради того, чтобы полазать по скалам, к нам едут туристы из других регионов — не только УрФО, но также из Москвы, Калининграда. Конечно, эти традиции нужно продолжать. 

Читайте также на DK.RU: «Почти вся фитнес-индустрия живет на 5% рентабельности» Алексей Романов, Bright fit

Самое читаемое
  • Налоговая реформа-2026: что реально изменится для бизнесаНалоговая реформа-2026: что реально изменится для бизнеса
  • «Вернувшись из-за рубежа я понял: российские разработки ничем не уступают зарубежным»«Вернувшись из-за рубежа я понял: российские разработки ничем не уступают зарубежным»
  • Новые правила заселения в отели отменяют паспорта и негарантированное бронированиеНовые правила заселения в отели отменяют паспорта и негарантированное бронирование
  • «Предали интересы государства». Будет изъят очередной холдинг, обогатившийся на оборонке«Предали интересы государства». Будет изъят очередной холдинг, обогатившийся на оборонке
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.