Подписаться
Курс ЦБ на 16.12
79,44
93,22

«Сообщество выдавливает людей, не подчиняющихся нормам. Но сначала надо их сформировать»

Рубен Ениколопов, экономист: «Единственный способ создать инструменты для развития сообщества — изначально сформировать приемлемые нормы поведения. Дальше сообщество живет как отдельный организм».

Рубен Ениколопов, научный руководитель Российской экономической школы и профессор университета «Помпеу Фабра», — о том, почему доверие помогает снижать издержки, как построить сообщество и выработать правила, которые люди захотят соблюдать.

— Доверие — это прежде всего репутация, вырастить ее не так легко: надо много лет доказывать, что вам можно доверять. И надо понимать, что это изначально очень долгосрочная история, которая может быть разрушена мгновенно. Доверие и репутация строятся годами, а разрушаются за минуту. Поэтому, когда мы принимаем какие-то решения за или против всегда репутация в глазах наших студентов являлась огромным фактором, который учитывался. Как наши выпускники воспримут наше решение? Казалось бы, они уже не имеют никакого отношения к нам, но для нас это всегда играло огромную роль. Особенно когда мы делали какие-то решения, связанные с собственно выпускниками. Нам очень важно, как они будут воспринимать любое движение и слово, связанное со школой, потому что считаем их одними из ключевых стейкхолдеров.

Если администрация школы думает так, а выпускники считают по-другому, мы 10 раз подумаем, что делать. 

Важно и доверие, и накопление репутационного капитала. Доверие — это личная вещь. Сначала оно возникает к конкретным людям: важно первое впечатление, а последнее динамически меняется.

Почему объединили абитуриентов со студентами и выпускниками? Первое впечатление от школы люди получают как абитуриенты, и его изменить очень сложно. Когда мы говорим о работе с людьми, то доверие начинается там, где есть уважение. Если нет уважения — нет доверия. Поэтому для нас очень важно с самого начала выстраивать уважительные отношения. Я бы очень аккуратно использовал выражение «на равных», потому что мы их учим не на равных в плане знаний. Но на человеческом уровне уважение одинаково к любым, независимо от того, студенты это или профессора. Это создает атмосферу уважения, которая рождает доверие, которое рождает репутацию и так далее.

Почему доверие выгодно? 

Доверие на самом деле — это когда в условиях асимметрии информации (вы не знаете, как будет вести себя ваш партнер) строите вашу стратегию исходя из того, что люди будут вести себя кооперативно, и вы отвечаете им тем же.

«Из-за пандемии стало меньше доверия, а доверие к незнакомцам важно для экономики»

Альтернатива заключается в том, что вы не ожидаете от людей ничего хорошего и начинаете придумывать массу каких-то стратегий, чтобы это компенсировать. Это транзакционные издержки, которые неэффективны с точки зрения глобальной экономики.

Например, я хочу продать автомобиль, а вы хотите его купить, и мы друг другу верим: я вас не обманываю, не подсовываю развалюху, вы мне верите и платите. А если нет доверия, то тратится огромное количество усилий, чтобы заключить страшные юридические договора, проверить машину… Можно было бы совершить все те же действия с гораздо меньшими затратами. Это означает потерю эффективности из-за асимметрии информации.

В жизни почти все наши взаимодействия с людьми в той или иной степени строятся на доверии. Конечно, оно не может быть бесконечным и неограниченным, но оптимальный уровень доверия зависит от того, с кем вы взаимодействуете. Когда уровень доверия к партнеру высокий, вы можете работать с гораздо меньшими затратами и транзакционными издержками.

Читайте также на DK.RU: Чему учиться во время кризисов? Практическое руководство о том, как изменить карьеру

Почему это очень важно? Образование с точки зрения экономики, как и многие медицинские услуги, — это экспириенс, доверительный товар. Вы не можете его оценить, пока не получите. Насколько вам подошло образование, вы можете оценить даже не в процессе и не сразу после окончания вуза, а через несколько лет. И доверие начинает играть очень важную роль. Получается, что вы доверяете людям, которые объясняют вам, какой вы получите опыт. Вопрос заключается в том, насколько вы доверяете людям, которые описывают все прелести получаемой вами услуги.

Это совершенно очевидно, когда вы начинаете смотреть на попытки решить проблему и сделать объективные, независимые оценки качества получаемого образования в разных вузах, рейтинги и так далее. Рейтинги — очень зашумленный сигнал о действительном качестве тех или иных вузов, ученых и так далее. Если вы смотрите на формальные рэнкинги университетов, ученых и так далее, а потом поговорите со специалистами, то обычно мнение, мягко говоря, не совпадает. Формализация товаров, которые оценивают опытным путем, приводит к очень сильным смещениям. 

Как доверие начинает выполнять и другие функции

Когда вы хотите оценить школу, то важную роль начинает играть разделенная информация. Вы понимаете, что лучше всего собрать информацию у самых разных людей и выпускников. Раньше это, по сути, было невозможно технологически. Сейчас благодаря социальным сетям это гораздо легче, и люди гораздо больше обращают внимание на сбор такой информации.

Лучшей оценкой качества образования, чем принятие выпускниками, не существует.

Это единственные люди, которые получили это образование, оценили его и смогли понять, насколько оно было хорошим. Вопрос в том, как люди оценивают образование через год-два, четыре или десять лет — это может меняться. Поэтому тем, кто собирает информацию, я бы советовал разговаривать с представителями разных когорт.

Образование очень индивидуально. Что одному будет замечательным вузом, другому вообще непонятно. Поэтому надо понимать ограничения. Если вы разговариваете просто с незнакомцем, о котором сказали в Linkedin (заблокирован в РФ), то он может дать вам нерелевантную информацию, потому что не поймет, кто вы. Конечно, если вы общаетесь со своими знакомыми, это намного полезнее и понятнее: они видят, кто вы, что это за университет и какое это хорошее сочетание. 

Стимулы и инструменты мотивации, которые могут работать при развитии сообщества

Грубо говоря, есть пряники и палки, и проблема в том, что палок очень мало, кроме социального давления. И понятно, что мы живем не в мире святых ангелов: есть люди, которые не соответствуют нормам сообщества.

Сначала надо сформировать некую норму, а дальше мы увидим, как они работают, и сообщество выдавливает людей, не подчиняющихся нормам.

Если сообщество решит, что человека выгнали неправильно, несправедливо, то он останется в сообществе — вы никак на это не повлияете. Единственный способ — изначально сформировать нормы поведения, приемлемые в сообществе, а дальше оно живет как отдельный организм. 

Как сделать участие в эндаументе университета престижным?

Престиж — это вещь, связанная с реакцией общества: одобряет это ваша социальная среда или нет. Единственное, что мы можем сделать — трубить об участии в эндаументе (фонд, сформированный за счёт пожертвований. Доход от этих средств используется для финансирования работы университета — прим. ред.). А дальше это зависит от того, насколько в сообществе это участие воспринимается как повод для гордости. Людей, которые вносят вклад в наш эндаумент-фонд, можно разделить на две категории. Одна — это выпускники нашего университета, которые вносят свой вклад в фонд, и референтная группа здесь — другие наши выпускники. Очевидно, что это положительно воспринимается обществом. 

С невыпускниками все сложнее, тут есть над чем работать с точки зрения восприятия. Это специфика не только России, но и многих других стран — это все еще воспринимается с недопониманием, за исключением США и в какой-то степени Англии, где традиции университетов очень развиты. Мы пытаемся поменять отношение общества к этому.

Материал подготовлен на основе выпуска подкаста «Экономика на слух» (проект Российской экономической школы)
Самое читаемое
  • В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?
  • Ищут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы ОслянкаИщут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы Ослянка
  • Екатеринбургский гостиничный оператор USTA Management вышел за пределы домашнего регионаЕкатеринбургский гостиничный оператор USTA Management вышел за пределы домашнего региона
  • Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.