Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Туристический сбор в Свердловской области — это абсурд. Почему? Разбираемся с экспертом

«Прагу и Казань сначала сделали красивыми для горожан, а потом туда поехали туристы. У нас все наоборот — командировочные должны финансировать содержание городских парков. Это нелогично и нечестно».

В субъекты РФ направлен проект Федерального закона «О туристическом сборе и внесении изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».

Его суть — в каждом субъекте РФ власти могут ввести так называемый туристический сбор (ТС) и сами установить его размер — до 100 руб. в сутки с гостя (на федеральном уровне уже предлагают повсеместно взимать именно 100 руб., а это максимальная сумма, согласно закона).

Владимир Окуньков, президент Ассоциации малых гостиниц и хостелов, руководитель комитета по туризму ОООМиСБ «Опора России», рассказал DK.RU, есть ли смысл вводить турсбор в Свердловской области — кому он принесет пользу и не сработает ли против нашего региона.

— Цель заявлена благовидная — «настоящий Федеральный закон регулирует правоотношения, связанные с введением туристического сбора в целях развития туристической инфраструктуры. Туристическая инфраструктура — совокупность объектов лечебно-оздоровительного, социально-культурного, физкультурно-спортивного и рекреационного назначения, в том числе парки, скверы, городские леса, бульвары, пляжи, набережные, пешеходные зоны, элементы благоустройства, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил».

Мы с коллегами обсудили данный проект закона и считаем, что в Свердловской области вводить туристический сбор не имеет смысла, да и вообще вредно.

Далее по пунктам.

1. Наш город не туристический, а деловой. По данным Министерства экономического развития, к нам приезжает всего лишь 5% классических туристов (с туристическими целями), а остальные 95% прибывают в командировку и по всяким другим делам (в т.ч. личным связанным с учебой, лечением и т.п.). Им туристическая инфраструктура не нужна, она их почти не интересует (люди приехали дела делать, а не отдыхать, намеченное сделали и скорей домой). Я постоянно вижу таких гостей, пятница — день массового выезда из средств размещения Екатеринбурга (на выходные и праздничные дни заполняемость отелей и хостелов сильно падает, иногда до нуля, как было в эти новогодние праздники).

Вот и получится туристический сбор в нетуристической локации, так? Как-то нелогично, мне кажется.

Я регулярно пишу и говорю, что для развития туризма (завлечения к нам туристов) надо вкладываться в туристическую инфраструктуру, в городскую среду в первую очередь. И добавляю, что если будет в городе красиво, удобно, комфортно, безопасно, то и туристы приедут — сами приедут, даже завлекать не надо (сарафанное радио сработает). Понятно же, что город Прагу, к примеру, строили такой красивой и комфортной не для гостей, а для своих горожан в первую очередь, для себя. И вот теперь отбоя там нет от туристов!

Да что там Прага, самый корректный пример для нас — Казань (с туристами там все хорошо сейчас, в праздники почти все места в отелях заняты, я точно знаю, и с билетами на поезд/самолет непросто в это время).

Нам же предлагают все сделать наоборот — приезжие командировочные должны профинансировать для горожан (местных жителей) и немногочисленных классических туристов возведение и содержание городских парков, скверов, пляжей, «а также иных объектов, способных удовлетворить духовные и иные потребности туристов».

Это абсурд! Это нелогично, нечестно, в конце концов.

Еще факт. Командировочные не посещают такие известные наши турмаршруты, как Бажовские места, гору Белую, Реку Чусовую, Императорский маршрут и т.д. и т.п. Они не за этим приехали в Свердловскую область и конкретно в Екатеринбург!

2. Это налог на бедных. На бедных (небогатых, малоимущих) туристов. А если быть более точным, то это налог на всех постояльцев бюджетных малых средств размещения (МСР), таких как хостелы, малые отели, гостевые дома и т.п. (по сути, ТС — это налог на краткосрочное проживание).

Ну вот сами посудите. И с хостела, и с отеля 4-5 звезд одинаковый платеж (сумма этого сбора). Пример: 100 руб. в хостеле, где стоимость 600 руб./сутки, и 100 руб. с отеля «5 звезд», где цена 6 тыс. руб./сутки. Удорожание проживания в хостеле — на 1/6 (плюс примерно 17%), и удорожание на 1/60 в высокозвездном отеле (+1,7%), гости которого даже не обратят внимания на такую коррекцию. На порядок отличается удорожание для гостя бюджетного средства размещения! На порядок!

Даже в отелях «3-4 звезды», где была цена 3500 руб. в сутки, а стала 3600 руб., никто ничего не заметит, мы уверены.

А вот хостелы будут КАЖДОМУ объяснять, почему проживание стало дороже для него на 17% (это реально так и будет восприниматься постояльцами).

Брать единый турсбор со всех, с любого средства размещения, некорректно (а другое не предусмотрено законом).

Вот еще очень важное замечание: конечно, это налог на проживание в легальных средствах размещения, а в нелегальных «квартирах посуточно» и знать никто не будет про какой-то там турсбор (черный и серый бизнес в этой сфере повсеместно процветают, к сожалению). И клиенты предсказуемо уйдут туда, где будет для них дешевле. Это аксиома!

Легальные МСР потеряют в доходах, когда и так загрузка невысокая. Они и так еле-еле сводят концы с концами, это будет для них еще один удар. Напомню, что ранее все легальные (и только легальные!) средства размещения, в т.ч. МСР и хостелы, обязали каждые три года проходить обязательную классификацию (получать звезды), а процедура эта платная для бизнеса (допрасходы появились). Потом пандемия, отсутствие иностранных туристов и прочие неприятности.

Так вот — черный рынок таким образом получит еще одно искусственно созданное конкурентное преимущество. Кому это надо?

Дело даже не в дополнительных трудозатратах, дело в вероятной потере клиентов (повторюсь), и, как следствие, в доходах. А дальше можно прогнозировать закрытие некоторых легальных МСР, т.е. предложение легальных классифицированных бюджетных средств размещения сократится.

Напомню, что во всех программах, стратегиях развития туризма в СО упоминается о нехватке качественных бюджетных (доступных) средств размещения. И еще, за 2022 год в Екатеринбурге прекратило свою деятельность (ушло с рынка) в три раза больше МСР, чем открылось новых. В первом квартале этого года наблюдается примерно та же картина.

3. Малые средства размещения (МСР) оказываются в худших условиях, чем большие отели. Добавляется работа персоналу: объяснить постояльцу причину допрасходов (наверняка неминуемы конфликты с гостями), оформить документы, принять деньги, вести учет + сдавать отчетность и т.п. (все отдельно от проживания — еще один учет). В п.6 этого проекта ФЗ мы обязаны вести учет и плательщиков ТС, и освобожденных от уплаты (15 категорий граждан РФ не платят, будем разбираться, кто платит, кто нет, требовать всякие справки с синей печатью и т.п. — непродуктивная деятельность добавляется).

А лишних людей нет в МСР, штат оптимально-минимальный, зачастую это семейный бизнес. Это допнагрузка, доптрудозатраты. Это бремя без денег!

Ну и, конечно, нас будет контролировать «уполномоченный госорган», а где контроль (надзор) — там и штрафы, как водится.

Вот и получится, что и так не особо стимулирующий, посредственный предпринимательский климат еще ухудшится для малого бизнеса из сферы гостиничных услуг. А ведь на дворе кризис, как мы знаем.

4. Мы — регион-донор!

Донор в общем смысле — это объект, отдающий что-либо другому объекту. Мы входим в четверть регионов страны, не являющихся в 2023 г. получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности (Приказ Минфина России от 11.11.2022 № 497 «Об утверждении перечней субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями пункта 5 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации»)

Другими словами, это значит, что у нас предостаточно денег (собрано налогов), и мы по факту финансово поддерживаем другие регионы страны. А на свои парки, скверы, пляжи, набережные, пешеходные зоны и т.п. денег НЕТ! Осталось только по крупице собирать с командировочных, которым ничего этого не надо. Так себе действо… Позор, да и только, для «третьей столицы»!

Что с этим делать

У нас есть предложение. Правительство СО или ЗакСо СО выходит с законодательной инициативой в ГД РФ и вносит поправку в закон о ТС — туристический сбор не взимается в регионах-донорах, а взимается только в оставшихся дотационных регионах (коих около 75%), у которых нет других источников финансирования туристической инфраструктуры. Это будет логично!

Еще более логично — составить перечень туристических субъектов РФ, проранжировать их по степени развития туризма, другими словами, провести процедуру, очень похожую на классификацию средств размещения и присудить т.н. звезды каждому региону. 5 звезд — это высокотуристический регион (Краснодарский край, например, Крым, Санкт-Петербург и т.д.), а регион без звезд — тот, где туризм особо не развит (Свердловская область, по нашему мнению).

Важное уточнение: речь о массовом въездном туризме граждан из других регионов страны и из-за рубежа с туристической целью и осуществляющих хотя бы одну ночевку в коллективном средстве размещения (однодневные посетители — это другое). Исходя из этой классификации, и принимать закон об обязательном взимании ТС, причем сумма сбора может разниться в зависимости от количества звезд, полученных регионом, что, на наш взгляд, будет вполне оправданно.

5. Понятно, что если закон примут, то фонд будет. И деньги какие-то он соберет. Но мы боимся, что в основном собранные деньги будут потрачены на содержание непосредственно самого фонда — офис, машины, зарплаты, премии и т.п. Вот на это денег хватит, а на большее — вряд ли.

Напомню, что, согласно ФЗ №214, с 2017 по 2024 гг. в Республике Крым, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях, Санкт-Петербурге, федеральной территории «Сириус» проводится эксперимент по развитию курортной инфраструктуры за счет введения платы за пользование курортной инфраструктурой (курортный сбор). Результат, мягко говоря, там неоднозначный (спорный, неочевидный).

Вот и выходит, что достижение заявленной цели под большим вопросом, а кровь малому бизнесу и бюджетным (малоимущим) туристам этот закон попортит точно! Также появится еще одна мотивация для роста теневого бизнеса квартирных средств размещения (квартир посуточно). И зачем все это?

Ранее на DK.RU: «Оленьими ручьями» туристов не заманишь. Такие места в любом регионе есть»

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.