Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

Как оторваться от конкурентов? Просто любите своих сотрудников

«Когда рассказываешь сотрудникам, что они могут обсудить с руководством компании свои предложения, у них шок. А разговаривать с людьми и помогать им найти точки роста — это просто нормально».

Ситуация на рынке труда для работодателей ухудшается последние три года — с пандемии. По данным HeadHunter, в настоящее время на одну вакансию приходится в среднем 3,8 кандидата. Нормальный индекс — 5,5. Из этого следует вывод, что бизнес находится в жестком кадровом дефиците. Как в такой ситуации подбирать персонал, что поможет сократить текучку кадров и насколько автоматизация hr-процессов помогает облегчить набор специалистов — в колонке Александры Копыловой, управляющей сети оптик «Культура зрения».

Александра Копылова:

— Сеть оптик «Культура зрения» включает в себя 20 структурных подразделений, в которых работает порядка 150 человек. Мы относим себя к малому бизнесу и, соответственно, имеем довольно простую hr-структуру. Закрытием вакансий, коммуникацией с кандидатами и адаптацией новых сотрудников у нас занимается отдел оперативного управления. Отдельные специалисты подразделения отвечают за ротацию кадров внутри компании и поддержанием сотрудника в рамках рабочего цикла, т.е. пока он у нас работает.

Именно благодаря этой поддержке у сотрудников есть четкое понимание их карьерного трека и перспектив. Это позволяет увеличить жизненный цикл работников в компании до 8-12 лет. Я всегда говорю: hr-процессы в «Культуре зрения» — это не про классический массовый подбор сотрудников, а про точечное сопровождение.

В последнее время компания активно развивается, соответственно, объем коммуникации с соискателями тоже увеличивается. Мы почувствовали необходимость автоматизировать отдельные hr-процессы и внедрили обучающую онлайн-платформу для соискателей. Про нее чуть позже. Пока расскажу о том, что же вообще представляют собой современные кандидаты, которые прекрасно осведомлены о том, что компаниям не хватает рабочих рук и голов.

Как оторваться от конкурентов? Просто любите своих сотрудников 1

Попрыгунья-стрекоза

Раньше, примерно четыре года назад, на одну вакансию от «Культуры зрения» откликалось 5-10 кандидатов. Сейчас один. Да, река из кандидатов, которая была у нас раньше, пересохла до тонкого ручейка. Но даже в этих условиях мы находим способы работать и набирать персонал.

Вы удивитесь, но редкий офтальмолог меняет госклинику на частную — в госсекторе сильно выросли зарплаты, врачей обеспечили различными бонусами и дали возможность гибкого графика. Так что мы прекрасно понимаем, что в период турбулентности грамотные, вовлеченные специалисты, готовые хорошо выполнять свои обязанности, не стремятся менять работу.

Каких же кандидатов мы видим на рынке? Тех, кто отработал в какой-то схожей компании три месяца, пять месяцев, максимум — полгода. Они приходят и говорят: «Я реализовал такой-то проект, сделал на предыдущем месте работы такое-то большое дело». Или, еще лучше: «Я теперь умею подбирать оправы к линзам». Стоп! Это умение — базовая компетенция для линейного сотрудника «Культуры зрения». И таких «попрыгунчиков», которые тут поработали три месяца, там поработали три месяца — очень много.

Удивительно, но каждый раз они хотят зарплату больше и условия лучше — они ведь что-то реализовали. Я же всегда настаиваю на том, что рабочие отношения — это дорога с двусторонним движением. Мы готовы поддерживать и развивать своих кандидатов, но и они должны демонстрировать заинтересованность в работе.

Онлайн-платформа

Для упрощения отбора кандидатов мы разработали так называемые велком-тренинги — онлайн-программу для обучения специалистов. Теперь схема подбора выглядит следующим образом: мы созваниваемся с кандидатом, отвечаем на его первостепенные вопросы — про уровень зарплаты, график работы и пр., затем приглашаем человека на собеседование. Уже на этом этапе происходит отсев кандидатов, потому что на собеседование приходят не все. Если человек все же дошел до нас — это уже хорошо.

На собеседовании мы еще раз подробно рассказываем о компании и условиях работы. А дальше как раз и подключается онлайн-обучение. Раньше мы приглашали кандидата после собеседования на тестовые дни, т.е. давали возможность посмотреть, как и чем дышит «Культура зрения», какие люди тут работают, как строится рабочий день специалиста. Это была очень трудозатратная схема. Во-первых, приходилось отвлекать от работы действующих сотрудников.

Во-вторых, не все соискатели ведут себя корректно на адаптации и задают демотивирующие вопросы. Действующими кадрами и их моральным состоянием мы очень дорожим, поэтому и решили оградить их от подобного абьюза при помощи онлайн-обучения.

Теперь после собеседования человеку дают доступ к онлайн-платформе, где подробно рассказано, с чем кандидат столкнется после выхода на рабочее место, какие задачи ему будет необходимо решать. Кроме того, в платформу зашита и мотивационная составляющая. Если кандидат проходит обучение и его все устраивает, мы выходим с ним на более персонифицированное взаимодействие и выводим на оплачиваемую стажировку. И, как показывает практика, из 10 человек, приглашенных к велком-тренингам, только один реально проходит обучение. Не потому что обучение сложное, а потому что это же надо сесть и потратить 20 минут на какой-то там урок. Так что я не просто так говорю про потребительское отношение.

Вообще эта платформа сильно облегчила нам жизнь. Во-первых, как я уже сказала, наши опытные сотрудники не тратят время на людей, которые в итоге все равно отсеются. Во-вторых, тренинги позволяют объективировать данные о кандидате. Потому что наставник, который будет проводить стажировку, все равно воспринимает кандидата через свою призму. Автоматизация позволяет получить не субъективную, а объективную картину.

«Людей надо любить»

Мы прекрасно понимаем, что один кандидат на вакансию — не те показатели, к которым стремится наша компания. Поэтому в последнее время мы активно работаем над развитием HR-бренда. Оно направлено как вовне, так и внутрь компании. «Культура зрения» начала плотную интеграцию с учебными заведениями. В перспективе хотим привлекать к работе в компании студентов первых курсов. В областных городах, где расположены филиалы сети, работаем со школьниками, потому что понимаем с 20-30% вероятностью, этот человек потом вернется работать к нам в компанию.

Второе: все сотрудники, которые давно работают в «Культуре зрения», знают, что они могут напрямую поговорить с руководством. Для новичков это, конечно, шок и удивление. Потому что все привыкли, что добраться до руководства даже в небольшой компании — это та еще задача.

У нас есть программы наставничества, в которых я выступаю не как директор, а как ментор, т.е. полностью принимаю сторону специалиста, предлагаю обсудить, что полезного человек может сделать для компании, куда ему расти и развиваться. Бывает, сотрудники говорят, что хотели бы запустить собственный бизнес. Я и тут помогу, предложу рассмотреть возможности выхода на новый уровень.

Как оторваться от конкурентов? Просто любите своих сотрудников 2

Конечно, поначалу такая честная и открытая коммуникация шокирует. Многие думают: «Вот сейчас я тут наговорю, а потом меня депремируют». А у нас в компании вообще нет такого понятия, как «депремирование». Мы используем слово «мотивация» в правильном ключе и со знаком плюс. Просто мы ценим и любим своих специалистов, даем им возможность развиваться. И именно такая коммуникация дает серьезный отрыв от конкурентов.

Реклама. ООО «УРАЛНЕТ-ОПТИКА»

Самое читаемое
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.