Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Все хотят торговать с Китаем». Что для этого нужно знать?

Почему китайцы «тырят» российские бренды, что делать, если зарубежный партнер отказывается платить, потому что «деньги не идут», кейс успешного сотрудничества одного из самых русских брендов с Китаем.

Китай — самый многообещающий и желанный партнер в условиях, когда российский бизнес ограничен в торгово-экономических связях. То, за что все хотят работать с Китаем, — его экспортный и импортный потенциал. Он огромен. К примеру, объем экспорта текстильной продукции из Поднебесной в 2022 г. составил порядка $148 млрд.

В Екатеринбурге много экспортно-ориентированных организаций и много импортеров. Именно поэтому и возник совместный проект администрации города с областным Фондом поддержки предпринимательства — «Екатеринбург международный». Это цикл деловых встреч, посвященных особенностям работы с рынками разных стран. В данном случае — с Китаем.

DK.RU публикует выдержки из выступлений экспертов. Опытом работы в сфере ВЭД поделились:

Артур Леер, управляющий партнер ЮК ЛЕКС АЛЬЯНС, вице-президент Ассоциации экспортеров и импортеров, эксперт комиссии по финансовому законодательству Ассоциации юристов России;

Виталий Дулиенко, директор по развитию бизнеса ГК «Дядя Ваня» («Плодоимпорт»);

Ирина Заседатель, CEO группы компаний по международной деятельности, основатель ООО «Камертон+», член президиума Ассоциации экспортеров и импортеров, член Московской ТПП.

Риски ведения бизнеса с Китаем. Что важно знать

Эксперты обратили внимание на три вида рисков. Они связаны с неправильным составлением контрактов, с трансграничными платежами, а также кражами названий российских брендов. Этим рискам чаще подвергаются неопытные игроки, которые только выходят на китайский рынок. Цена незнания — десятки тысяч долларов.

Юридические риски

«Все хотят торговать с Китаем». Что для этого нужно знать? 1Артур Леер:

— Китайские партнеры могут воспользоваться неопытностью российского заказчика: получить предоплату и исчезнуть, отправить не тот товар, задержать отправку. От недобросовестных партнеров в суде может защитить контракт.

Вообще-то с контрактами не было сложностей до начала пандемии. А после нас просто замучили — то деньги не возвращают, то товар не присылают. Все контракты регулируются английским правом. Подсудность — суд Великобритании. Знаете, сколько это стоит?

Я не против, когда предприниматели сами составляют контракт — но отдайте его хотя бы на вычитку профессионалу!

«Все хотят торговать с Китаем». Что для этого нужно знать? 2Ирина Заседатель:

— Те контракты-«рыбы», которые вам дадут в экспортных центрах, в судах не помогут. Не потому, что они плохие, — они идеальные, а потому что вы туда не вложили себя. Каждая сделка индивидуальна, и там должны быть прописаны ваши условия, а не теоретические. Поэтому к составлению контрактов важно привлекать юристов и менеджеров по ВЭД.

Финансовые риски

Ирина Заседатель:

— Бывают случаи, когда зарубежный покупатель кинул или пытается кинуть партнера таким образом: «У нас с вами сложности. То, что про банки говорят «деньги ходят», — это все вранье, у меня здесь деньги не переводятся, банк отклоняет платеж. Я тебе не заплачу».

В данной ситуации вы имеете право попросить партнера расплатиться наличными и провести их через границу законным образом. Но только как представитель юридического лица, со всеми необходимыми документами.

Для того чтобы знать, какие нужны документы и как это сделать, идите в образовательные центры или платите деньги за юридические услуги. Хорошо, когда участники ВЭД знают, что такое контракт и валютный контроль. Это спасет вас от уголовной ответственности. Это к вопросу о том, чем заканчивается ВЭД для «малышей», которые не понимают, что наличкой платить нельзя, наличку просто так в кармане провести нельзя, что нельзя платить от физлица, а потом от ООО продавать. Это только кажется все нудным, но может закончиться уголовкой.

Риск кражи интеллектуальной собственности

Артур Леер:

— Перед началом производства в Китае или началом продажи своих товаров в этой стране защитите свой товарный знак или другую товарную собственность. С точки зрения защиты бренда это крайне важно. Меня удивляет, когда российские предприниматели, имея производство, которое работает несколько лет, даже в России не регистрируют товарный знак и потом удивляются, что их блокируют. Зарегистрировать намного дешевле, чем потом судиться.

Ирина Заседатель:

— А вам не пытались продать ваше название? Китай — это самая шустрая страна, в которой твой бренд тырят уже на этапе, когда ты приехал на любую выставку еще только осмотреться. Им достаточно увидеть, что у тебя все классно, и пока ты ехал домой, они уже запатентовали твое название. А потом они приходят к тебе с твоими названием и говорят: «$25 тыс., и оно снова будет твоим».

«Все хотят торговать с Китаем». Что для этого нужно знать? 3

О релокации или как скрыть российские корни бизнеса

Это легально, и может быть сделано вполне экологично, считают эксперты. Российские товары хотят во многих странах, поэтому на релокацию можно посмотреть как на инструмент торговли. Это не плохо и не хорошо — это бизнес. Вопрос в том, какую форму присутствия в иностранной стране выбрать.

О примере релокации уральского бизнеса в материале DK.RU: Ирбитские мотоциклы теперь будут производиться в Казахстане.

Ирина Заседатель:

— Для того чтобы скрыть русские корни бизнеса, можно использовать компании партнеров местной юрисдикции, можно перенести за рубеж свое производство. Это все индивидуально. Российские товары хотят на мировом рынке, и стран-партнеров для торговли очень много.

Кто-то говорит: «Я патриот, я никогда не буду скрывать российские корни и буду торговать только с теми странами, которые готовы меня принять как производство made in Russia». Но есть и другие. Это не значит, что кто-то хороший, а кто-то плохой. Это бизнес.

Чтобы наша страна развивалась, российские товары должны присутствовать на рынках стран, которые их хотят и нуждаются в них. И если сегодня в связи с политической ситуацией нам всем — и иностранным партнерам в том числе — приходится идти на хитрости, как-то скрывать «российский след», то мы это делаем, максимально соблюдая правовые нормы.

Релокация как инструмент тоже полезна. Часто компании не хотят пользоваться чужими торговыми домами. Если компания созрела и вы вполне можете открыть свой торговый дом на территории иностранного государства, то почему бы и нет.

Артур Леер:

— В Китае есть зоны свободной торговли. Гонконг в этом смысле продолжает оставаться одним из способов оптимизации налогообложения. ОЭЗ используют для формирования трастовых структур — это обкатанная история.

Многие промышленники «ушли» в Эмираты, при этом мучаются с тем, что покупатель часто запрашивает лицензию, где видны российские корни. Они приходят за решением этой задачи в Гонконг, и она очень комфортно здесь решается. То есть учреждается компания в Гонконге, и уже эта структура учреждает компанию в Эмиратах.

Наиболее приемлемой и правильной формой присутствия в Китае являются компании со стопроцентным иностранным участием, которые делятся на торговые, консалтинговые и производственные. Зависит от того, какую форму вы хотите для себя выбрать. А вот такая форма, как представительство, невыгодна. В его рамках вы крайне ограничены в реализации продуктов, товаров и услуг, поскольку представительство создается для того, чтобы можно было провести аналитику рынка.

Реальный кейс. Как «Дядя Ваня» покорил Китай

История «Дяди Вани» — это как раз история импортозамещения и успешного выхода на китайский рынок. Интересно, что в последние два года сельскохозяйственные товары под российскими брендами в Китае очень популярны.

«Все хотят торговать с Китаем». Что для этого нужно знать? 4Виталий Дуленко:

— В 2023-м нам исполняется 24 года. За это время мы выросли из небольшой трейдерской компании до вертикального агропромышленного холдинга. В 2019 г. мы стали экспортером №1 на федеральном конкурсе Российского экспортного центра. Наша цель амбициозна — мы хотим построить глобальную торговую марку.

В 1999 г. мы организовали небольшую трейдерскую компанию и стали завозить огурцы из Индии под нашей маркой. 10 лет потратили на то, чтобы приобрести и модернизировать два старых советских завода. В 2014 г. стали лидером на рынке России по овощной консервации. С того момента мы стали ориентироваться на экспорт. Запланировали агрономию — то есть решили начать выращивать овощи сами, а не завозить из-за рубежа.

Мы закончили 2022 г. тем, что запустили инновационный завод и поставляем продукцию в 25 стран мира. Вот так выглядит сегодня этот завод, который мы построили, много очень инвестировано, и это полностью greenfield (индустриальный парк, создаваемый на абсолютно новом, ранее незастроенном земельном участке. Чаще всего подобный парк не имеет готовой инфраструктуры, а «обрастает» ею постепенно).

«Все хотят торговать с Китаем». Что для этого нужно знать? 5

Решение о переходе на экспорт должно быть принято конкретно собственником — если эта инициатива со стороны или от наемных менеджеров, это не сработает. У нас было решение собственника, был выделен специальный менеджер. В данном случае это я.

Инструменты для выбора рынка всегда в свободном доступе. Trade Map — европейский ресурс по международной торговле. Вы вводите код вашего продукта, после чего на карте и в таблице видите, насколько хорошо импортируется ваш продукт.

Внимание нужно обратить на те территории, где ваш продукт попал в первую десятку. Логика такова, что там, где мало импортируется, скорее всего, мало потребляется, потому что либо доля локального производства велика, и вы всегда будете проигрывать в цене, либо продукт неинтересен рынку.

В самом начале пути я прежде всего посетил РЭЦ — Российский экспортный центр, чтобы лично познакомиться с людьми, которые могут мне помочь. Это касается и логистики, и финансов, и выставочной деятельности. В этом смысле у РЭЦ очень большой «ассортимент», и меню постоянно расширяется.

Безусловно, важно проверить себестоимость вашей продукции для приземления в стране присутствия. Здесь отражена стандартная цепочка добавленной стоимости: транспорт, ввозные таможенные пошлины и, разумеется, розница. Чтобы понять, почем ваш продукт будет продаваться на полке, зайдите на местный маркетплейс. Если цена отобьется с вашими расчетами, то, скорее всего, бизнесу быть.

Первых клиентов в Китае мы получили на выставках. Мы были в SIAL Shanghai. Там сделали первые тестовые отгрузки, выясняли, что из нашего ассортимента продается, а что нет. Проводили дегустации. На них поняли, что больше всего понравилось и заинтересовало китайцев.

Что касается сертификации, мы поняли, что самостоятельно, без знания китайского, сертифицировать продукцию не получится, поэтому наши импортеры сами получили сертификаты и зарегистрировались в CIFER — это китайская регистрационная система, которая была введена пару лет назад для поставки пищевых продуктов в Китай.

По поводу торговой марки. Мы узнали, что «Дядя Ваня» был зарегистрирован в Китае еще за пять лет до нашего появления. Попытались связаться с его правообладателями, но ни по телефону, ни по электронной почте ответа не получили. Мы пошли в суд и выиграли.

Такому русскому бренду, как «Дядя Ваня», сейчас нелегко. Мы почувствовали снижение спроса в Америке и в Европе. Вообще перестали работать с Германией. В Прибалтике отвалились Литва и Латвия. Увидев падение продаж, мы, конечно же, развернулись с Запада на Восток.

«Все хотят торговать с Китаем». Что для этого нужно знать? 6

Сейчас вы видите наш мир без золотого миллиарда

В Китае все развивалось эволюционно — сначала один контейнер, потом два, потом четыре, потом мы арендовали склад. Наш менеджер со знанием русского и китайского стал ездить по локальным региональным выставкам, рекламировать «Дядю Ваню» и получать мелкие заказы.

Потом был локдаун, мы закрыли склад, но, тем не менее, в прошлом году увидели рост спроса на наш товар. И это связано не только с нашим брендом, это относится ко всем российским качественным продуктам. Мы связали это с тем, что китайцы соскучились по натуральному.

Китай очень разнообразный, север не похож на юг, запад — на восток. Мы составили вкусовую карту и таким образом попытались распределить наши продукты с точки зрения спроса — с чем можно заходить в каждую отдельную провинцию.

«Все хотят торговать с Китаем». Что для этого нужно знать? 7

А еще мы создали легенду. Китай — это страна, которая отличается от всего остального мира любовью к истории, в том числе уважением к историческим фактам, поэтому мы тоже создали легенду бренда. Ничего лучше не придумали, как просто взять и наложить нашу настоящую современную историю на реалии 300-летней давности. Типа жил-был купец, звали его Дядя Ваня… он создал свое фермерское хозяйство… И история зашла.

В качестве заключения

По мнению экспертов, государство дает предпринимателям очень много. Настолько много, что эта помощь не ценится. Бесплатные консультации, юридические услуги, помощь с логистикой, участие в выставках. Все это приводит к ситуации, которая отражена в одном известном эпизоде советского мультфильма: «А вы за меня еще и жевать будете?».

Ирина Заседатель:

— Я всегда говорю, что очень хорошо отношусь к предпринимателям, хотя слово «предприниматель» не люблю. Я из другой когорты: я работала там, где строили бизнес, когда предпринимателей не было. Были бандиты, а государство только отбирало.

Сейчас вам постоянно докладывают в лукошко: на, возьми, это бесплатно, и это, и это… А люди ничего не хотят. Поэтому я глобальный противник мер поддержки в том объеме, в котором они есть. Ребята-экспортеры, вам столько уже бесплатно дали. Поднимите, пожалуйста, пятую точку и пойдите что-то делать.

В школах экспорта всегда рассказывает, что ВЭД — это очень просто и легко, на самом деле наладить контакты с Китаем и с другими странами — это не на один день работа. Выход на другой рынок — это долго. Результат первых двух отправок — это не бизнес. Результат нужно измерять лет через пять. Это в долгую, это риски, это деньги, это стратегия и идеология.

Post scriptum:

«Екатеринбург международный: экспортируем в Китай» — это первое мероприятие из цикла подобных. Всего в этом году всего их будет пять: про Беларусь — в июле, про Турцию — в августе, про Армению — в сентябре, в ноябре — про Вьетнам.

Читайте также на DK.RU: «Весьма предприимчивы и пытаются всегда найти выгоду для себя». Как вести бизнес с Китаем.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.