Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Мыши плакали, кололись, но продолжали». Фитнес на экспорт — как выйти в соседние страны

Экономика стран ближнего зарубежья начинает расти. Есть окно возможностей и для российского бизнеса. Да, правила игры другие, со строительством треш и налоги больше, но эти нюансы перекрывают доходы.

На конференции Bright Conf, посвященной фитнес-индустрии, участники рынка обсудили возможности расширения бизнеса в соседних странах.

Они отмечают отставание рынков стран постсоветского пространства от российского на несколько лет, но как раз в этом они и видят потенциал роста — рынки здесь только формируются, имеют предпосылки для развития и сейчас на них самое время заходить.

Экспертами выступали представители компаний, которые уже присутствуют в других странах и уже начали приспосабливаться к ментальности, государственной политике и местным особенностям ведения бизнеса. Они поделились опытом адаптации в этих странах — в каждой из них свои нюансы и риски. А DK.RU зафиксировал главные тезисы.

Белоруссия

«Мыши плакали, кололись, но продолжали». Фитнес на экспорт — как выйти в соседние страны 1

Дмитрий Деревянкин, директор сети фитнес-клубов XFit (Минск):

— Я приехал работать в Белоруссию из России в начале 2020 г. Первое, на что хочу обратить внимание, здесь есть три типа игроков. Это фитнес-клубы премиального класса — классические фитнес-клубы площадью от трех тысяч квадратов, с бассейном, тренажерным залом, известным брендом. Вторая большая группа — это небольшие фитнес-клубы с ограниченным набором программ, без отдела продаж.

Третья группа — это нонсенс, я думаю, с таким вы не сталкивались — это государственные фитнес-клубы. По набору услуг они круче большинства игроков рынка. Потому что там есть аквапарки, спа-зоны, по 10-20 саун. И это абсолютная социалка, они очень дешевые, хотя набор услуг у них сумасшедший.

Мы с государственными клубами не конкурируем. Потому что их низкие цены привлекают маргинальную публику и отпугивают людей, которые хотят чего-то большего. Хотя, исходя из особенностей менталитета, с точки зрения брезгливого человека в государственных клубах чисто и прибрано. Может быть, половина шкафчиков в раздевалке не работает, это объясняется тем, что они «в бюджете», и там может не быть статей расходов на ремонт. Но я сам периодически хожу в государственные клубы, в спа-зону — там очень классно. Стоит 1500 тыс. руб. на наши деньги — почему нет.

Во многих государственных клубах работают фитнес-тренеры, которые получают мизерную зарплату, при этом берут с клиентов деньги себе в карман. Тем самым они формируют некую логику работы персонального тренера: если так можно им, значит, так можно всем. Рынок тренерских услуг, таким образом, здесь абсолютно серый. И эта серая зона диктует уровень дохода тренеров.

Несмотря на это и на существенный рост налоговой нагрузки, мы ежегодно растем на 34%. Возможно, это история про то, что мыши плакали, кололись, но продолжали есть кактус. За два года рост цен составил 6% (в этом году мы цены не поднимали), а прирост клиентской базы в текущем году составил 25%.

Постепенно мы мимикрируем, хотя, по ощущениям, вести бизнес в Белоруссии — это треш. По законодательству она догоняет Россию, а по рынку отстает лет на 12-15.

Когда я рассказывал про три типа игроков, я не назвал четвертый тип — тот, в котором работаю я, — это сегмент бизнес-класса. Для государства мы слишком маленький сегмент, чтобы на нас смотреть по-серьезному.

В Белоруссии средний класс не такой, как в России, — дом и две машины. Тут машина одна, но BMW. И людей с доходом среднего класса тут много. Мое личное наблюдение, что реально в фитнес-клубах занимается 1-1,5 % жителей Минска, но при этом потенциал — минимум 5%.

В Минске никто не играет в вовлечение клиента. Это история про то, что они взяли и разрезали пирог. Государственные клубы есть во всех крупных городах страны. Я не понимаю, зачем государство вошло в эту тему: государственная гостиница — это нормально, но государственный аквапарк…

Образно говоря, российское государство — тренер по боксу, оно тебя учит держать удар. А вот Беларусь — это мамка, которая себя навязывает, но при этом ты всегда постиран, заштопан и накормлен.

При всех минусах ведения бизнеса в Белоруссии есть и огромные плюсы — порядочность, например. Уборщицы тут уважаемые члены общества. Здесь, как и везде, есть правила игры — не нарушай их, не играй с государством и все будет хорошо. Я настроен позитивно. Сейчас у нас еще три проекта в стадии готовности.

Узбекистан

«Мыши плакали, кололись, но продолжали». Фитнес на экспорт — как выйти в соседние страны 2

Марианна Татарникова, руководитель Smart Fitness Academy, бизнес-эксперт:

— В Узбекистане сейчас много строек, много иностранных инвестиций. Люди изголодались по брендам, по возможности покупать. Рынок фитнеса там есть в определенном смысле. Он растет ежегодно примерно на 15%. В основном за счет прироста городского населения.

В Ташкенте официально проживает 3 млн человек, а по факту — около 4 млн. 40% коммерческих объектов фитнес-индустрии — это обычные тренажерные залы. Сейчас из сетей и брендов придет UFC. Собственники — Таджикистан. Из ташкентских сетей — Befit, Chekhov — это стартанули россияне. Ощущение, что это история 20-летней давности. Именно поэтому тут такое большое окно возможностей!

«Мыши плакали, кололись, но продолжали». Фитнес на экспорт — как выйти в соседние страны 3

Средняя стоимость годового абонемента — 29 тыс. руб. В общем-то, не сильно дешево, но люди откуда-то достают деньги. В Узбекистане очень сильное имущественное расслоение населения. Такого количества «Тесл», сколько стоит около Befit, я никогда не видела. Средний класс здесь только-только проклевывается.

Я бы, исходя из этого, заходила в эту страну бизнес-плюсом. Да, среднего класса нет, но очень много богатых людей. И еще один нюанс — в Ташкенте проводится очень много спортивных мероприятий, то есть тема спорта хорошо раскачивается. Поэтому перспективы рынка можно оценить как хорошие.

Здесь существует своя политическая история, клановость, ментальные особенности. Сторонним игрокам рынка с этой точки зрения будет трудно. Но все равно рынок открыт, и иностранные инвестиции сюда идут очень хорошо.

Грузия

«Мыши плакали, кололись, но продолжали». Фитнес на экспорт — как выйти в соседние страны 4

Алексей Романов, генеральный директор Bright Fit:

— У нас нет достоверной информации по поводу проникновения фитнеса в Грузию. У нас есть некое ощущение, которое говорит о том, что рынок самого Тбилиси численностью 1 млн 100 тыс. человек отстает от рынка Екатеринбурга и крупных городов России примерно на пять-шесть лет.

Почему мы это видим? Здесь очень большое количество сухих клубов, но пока мало клубов в нашем сегменте «бизнес» с бассейнами, общей площадью примерно 2 или 3 тыс. кв. м.

Многие из нас видели становление рынка фитнеса в России — сначала качалки, потом сухие клубы, потом большие, премиальные — очень маленький сегмент, потом вырастает массовый сегмент. Я думаю, что это некий исторический процесс, имеющий закономерность.

Сейчас в Грузии взрыв интереса к фитнесу через сухие клубы, а хороших клубов с бассейнами нет. Соответственно, мы видим в этом возможность, в этот сегмент в Грузии можно заходить, а биться в «сухом» сегменте не стоит.

Мы зарегистрировали в Грузии компанию и торговую марку в прошлом году. Сейчас нашему клубу год. У нас уже есть некое понимание ведения бизнеса в Грузии. Налоговая нагрузка здесь больше, чем в России, но не колоссально. Строительство здесь — это экстрим, но и в этом мы уже имеем опыт.

Сейчас мы готовим к открытию второй клуб. Они примерно в одном районе. Одновременно строится площадка для третьего клуба. Есть еще две площадки, которые мы только проектируем. Таким образом, у нас будет пять клубов в Тбилиси. И еще один планируется в Батуми.

Я хочу предвосхитить вопрос о релокантах и заранее сказать, что мы не ориентируемся на эту категорию граждан. Их в клубах примерно 20%. Мы делаем ставку на другую, более стабильную аудиторию — граждан Грузии.

Есть универсальная история, которая говорит о том, что сначала нужно узнать рынок, прежде чем туда заходить. Я эту страну знаю давно. Выбор был связан именно с эмоциональным порывом. Но мы заранее ходили по клубам и знали всех операторов, которые там есть, и все цены, какие там есть.

В итоге я могу сказать, что да, в Грузии можно вести бизнес: она быстро развивается, экономика растет, менталитет близок к европейскому и нашему.

Фотографии предоставлены организаторами Bright Conf

Читайте также на DK.RU: Неспешность, гордость, отсутствие бюрократии. Как открыть бизнес в Грузии: личный опыт.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.