Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Нас заказали в интернете. Как уральская компания теряет клиентов из-за фейковых отзывов

«Мы осваивали рынок и шли вперед, а потом продажи резко упали. Думали, проблема в СВО и спаде экономики, оказалось — в сети появилось море жутких фейковых отзывов».

Евгений Мельников, один из основателей сервиса HVALA (многофункциональный Wi-Fi для бизнеса) рассказал о проблеме, с которой неожиданно столкнулась компания. Убытки от деятельности неведомых недоброжелателей оказались очень существенны.

>>> Ранее DK.RU подробно писал о проекте HVALA — он представлен во многих городах России, а также на рынках соседних стран. 

— Мы запустили проект в 2015 г., развиваться он сразу стал отлично. Освоили рынок Екатеринбурга и в 2018 г. задумались над расширением географии. Встал вопрос: открывать офисы в других городах и набирать сотрудников или продавать франшизы. Выбрали второй вариант. Буквально за полгода хорошо прокачали и это направление, начали получать заметно большую прибыль, планы были очень смелые.

Пандемия и последовавший за ней карантин, конечно, многое поменяли, ведь нашими услугами пользуются в основном в заведениях общепита и отелях — местах, которые закрылись в COVID в первую очередь.

150 дней все было закрыто, все эти дни мы не получали никакой прибыли, вернули деньги по рекламным контрактам и просто не знали, что делать. После двукратного роста в 2019 г. это было, конечно, неожиданно. Продажу франшиз тогда приостановили, работу сервиса поддерживали, платили сотрудникам, которые, по сути, были в отпуске с неясными сроками.

С окончанием пандемии рынок оживился, клиентов снова стало достаточно. Но через некоторое время мы заметили, что наши усилия — работа с клиентами, реклама — дают не такой хороший эффект, каким он должен быть. Например, до пандемии у нас в среднем было две сделки по продаже франшиз в месяц, а в 2023-м мы увидели, что продается всего одна франшиза в полгода.

Полагали, что дело в экономической ситуации в стране. Но оказалось, все совсем не так. Оказалось, против нашей компании в интернете идет настоящая травля.

О происходящем мы узнали случайно: рассказал один из клиентов. Он спросил, в курсе ли мы, что о компании в сети очень много жутких отзывов. По запросу «HVALA отзывы» мы нашли огромное количество комментариев от неизвестных, якобы сотрудничавших с нами. Естественно, максимально негативных. Все они опубликованы на каких-то фейковых сайтах, сделанных на коленке. Явно заказные, изготовлены словно под копирку и все ведут на один IP-адрес.

Нас заказали в интернете. Как уральская компания теряет клиентов из-за фейковых отзывов 1

Фото: пример сайтов, которые поисковик выдает по запросу «HVALA отзывы»

Мы были в шоке. Проверить то, что пишут о нас в интернете, просто не приходило нам в голову, мы же работаем в сервисе B2B, для нас мониторинг отзывов — не первоочередная задача.

А размещена там просто какая-то чушь, например, неизвестные «пользователи» пишут про обманутых вкладчиков. Каких вкладчиков? Мы же не банк, не финансовая организация. Но нам-то это понятно, а потенциальные клиенты всегда проверяют компанию в интернете, и даже одного негативного отзыва достаточно, чтобы человек решил не тратить деньги на работу с ней.

Позже было несколько случаев, когда звонили уже действующие клиенты, которые хотели подключить новый объект, и уточняли, все ли с нами в порядке. «А что с нами могло случиться?» — «Не знаем, в интернете что-то про вас всякое…». То есть мы явно недополучаем прибыль и, судя по всему, в немалом количестве. Люди видят отзывы и начинают сомневаться. Разбираться в том, что это за сайт и стоит ли ему доверять, будет далеко не каждый.

УБРиР

В итоге мы оказались в очень странном положении. Выходит, что годы работы просто смазаны кем-то неизвестным, какими-то странными заказными отзывами от несуществующих клиентов.

Мы же не какая-то большая компания, непонятно, кому могло такое понадобиться. Видимо, кто-то просто решил, что не справляется с работой на рынке стандартными методами — улучшением сервиса, работой с клиентами, и решил поступить вот так.

Проблема в том, что бороться с этими отзывами и сайтами в правоохранительном поле практически бесполезно. Допустим, потратив много времени, сил и средств по решению суда мы заблокируем один такой сайт. Уже через день на его месте появится десять новых. С того момента, как мы обнаружили проблему, а это было в конце лета, их уже стало в несколько раз больше.

Спустя несколько дней после рассказа о проблеме Евгений продолжил историю:

— Мы нашли хотя бы какие-то контакты на этих сайтах, адреса электронных почт. И нам даже ответили, предложили продолжить общение по электронной почте или в Телеграме. В переписке там рассказали, что сделать, чтобы отзывы пропали. Заплатить. Суммы разные на разных сайтах, от 40 000 руб. до $1500.

 

Нас заказали в интернете. Как уральская компания теряет клиентов из-за фейковых отзывов 2

Нас заказали в интернете. Как уральская компания теряет клиентов из-за фейковых отзывов 3

Нас заказали в интернете. Как уральская компания теряет клиентов из-за фейковых отзывов 4

Нас заказали в интернете. Как уральская компания теряет клиентов из-за фейковых отзывов 5

Фото: скриншоты переписки с предполагаемыми админами сайтов с сомнительными отзывами

Проведя небольшой анализ, мы сделали вывод, что большинство сайтов принадлежит одной преступной группе, так как явно выявили два пула IP-адресов. Никакой юридической информации нет ни об одном этом сайте. Конечно, будем обращаться в полицию. Но то, с какой легкостью сегодня можно опорочить любую компанию, которая честно работает на рынке и развивается — просто шокировало.

Читайте также: «Соискатели, начитавшись интернета, отказывались даже приходить к нам на собеседования»

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.