Подписаться
Курс ЦБ на 20.12
80,72
94,51

«Экосистему развлечений нужно развить в проект, востребованный в России и за её пределами»

В нескольких регионах России планируется создание специальных экономических зон, в которых в рамках масштабной инвестиционной программы появятся «развлекательные кластеры».

С 10 по 12 декабря в Московском парке развлечений «Сказка» состоится Инвестиционный Форум Индустрии развлечений «ИФИР-2023». DK.RU поговорил с одним из ключевых спикеров форума, основателем и генеральным директором компании «Зaмания» Павлом Ковшаровым о экономике в отрасли, будущем городских парков и создании мегапроектов в России.

«Выживание – ключ к активному росту»

В экономике сегодняшнего дня, а равно и в бизнесе, мы видим снижение таких базовых параметров, как покупательская способность и индексация заработной платы не успевает за уровнем инфляции. Безусловно, это напрямую влияет на внутреннее потребление услуг и товаров. Также значительно снизился внешний туризм. С другой стороны, происходит значительное увеличение рынка внутреннего туризма. Как известно, если где-то убыло — в другом месте прибыло. Это выражается не только в увеличении поездок по стране, но и в развитии локального туризма в рамках одного города, без длительных перемещений.

Посещаемость выросла у аквапарков, загородных отелей, пансионатов, классических городских парков и тематических парков. Как благодаря новой аудитории, так и в повышении количества возвратов лояльных гостей. Посещение городских парков, как открытых, так и внутри помещений, является одной из самых доступных услуг для семей. Если нет возможности выехать далеко, но при этом есть потребность развлечений детей, то это самый удобный, доступный и недорогой способ развлечения.

Одним из наших конкурентов за время и кошелек всегда были в том числе и кинотеатры, которые также значительно пострадали и в пандемию, и от введения санкций. В отсутствии контента для них, посещаемость значительно снизилась.

В индустрии развлечений сформировались два важных тренда. Первый — в регионах строится большое количество крытых семейных парков, и все российские производители оборудования загружены заказами минимум на полгода вперед. Конечно, с учетом цикла строительства около 6-9 месяцев, через 1,5-2 года такой резкий рост парков может привести к значительному росту конкуренции, а как следствие — ухудшению инвестиционных показателей. Многие хотят «запрыгнуть» в растущую отрасль и строят бездумно, где придется – порой конкурируя даже не в рамках городского района, а внутри одного торгового центра. Так быть конечно не должно. Часто мы видим, как кто-то решает построить проект, но при этом не понимает, что самое сложное не строить парк, а управлять им. Строительство парков развлечений вдохновляет, это очень интересно. Но сложность именно в операционном ежедневном управлении. Это очень непростой бизнес.

Второй тренд: большой и осознанный интерес к паркам развлечений и тематическим паркам появился со стороны государства и крупных корпораций. Причем, инициатива в этом направлении идет от президента и премьер министра и, как следствие, поддерживается министерствами, включая Министерство экономического развития, которое разработало специальную программу стимулирования строительства именно больших парков развлечений, с посещаемостью от 1 млн посетителей в год.

Цель программы — создание в пяти-шести регионах России специальных экономических зон, в которых в рамках масштабной инвестиционной программы появятся «развлекательные кластеры». Это позволит качественно расширить отрасль: появится больше локальных производителей, повысится качество и стандарты их услуг, появится большое количество профессионалов в этой индустрии. И, конечно, это значительно повлияет на развитие внутреннего туризма.

Я считаю, что это важный шаг и для нашей страны, и для индустрии. При этом я не согласен с тем, что такие меры поддержки направлены только на крупные центры развлечений и крупные инвестиции. Каждому городу нужны внутренние точки притяжения, городские, районные. Для ежедневного использования. Тем более в нашем климате, в котором уличные парки развлечений работают четыре месяца в году.

«Городской парк — не всегда место для развлечений»

В гонке за популярностью локаций, некоторые предприниматели и региональные власти незаслуженно списывают со счетов классические городские парки культуры и отдыха. Так, к нам обращались из Белгорода с запросом переделать центральный парк под парк аттракционов. Сначала я принялся за концепцию, но после разработки понял, что в центральном парке не нужны развлечения, а нужны комфортные зоны для мам и детей, для пожилых людей. Это территория для уютных прогулок и отдыха, там должно быть красиво, тихо, комфортно. А парк развлечений должен быть на окраине города, где не будет дискомфорта от шума и света и от большого количества посетителей. В итоге в Белгороде так и сделали. Чему я очень рад.

И это история не отдельно взятого города. Зачем строить шумный парк в центре, заставлять людей мучиться с доступностью, парковками, когда всё то же самое можно сделать за пределами, но так, чтобы это было логистически удобно? При таком зонировании, поездка в парк превращается в увлекательное путешествие выходного дня, а не раздражающую давку.

Другой вопрос в том, что многие городские парки в регионах морально и технически устарели. И здесь единственно верное решение – это схема государственно-частного партнерства (ГЧП). Муниципалитету очень сложно дается управление такими объектами и это нормально: функция городских властей не в извлечении прибыли, а в создании комфортной среды. Поэтому муниципалитет никогда не сможет по качеству услуг и сервисов быть наравне с предпринимателями, которые 24 часа в сутки живут своим делом.

В моем понимании, развитие городских и тематических парков должно идти по разным моделям. Потому что создание большого парка развлечений — априори длительно в окупаемости. Без правильной поддержки, без правильных налоговых преференций это будет очень долгая история — а значит, государству и региональным властям нужно уже сегодня искать инструменты для понятных частному инвестору моделей окупаемости.

«Хотим быть как Орландо, Макао или Абу-Даби»

Оценивая показатель опыта нашей индустрии от 0 до 10, я бы поставил оценку 1, это показатель реального опыта в России в создании больших тематических парков. Уже не 0 — потому что есть «Сочи Парк», есть люди, которые его построили и эксплуатируют. Но это всё равно лишь начальный уровень развития относительно отрасли развлечений в Штатах, Китае и Европе.

В Америке только один штат Орландо принимает 80+ млн туристов в год с десятью большими парками развлечений. Мы по сравнению с ними в этой части находимся на самом начальном уровне развития. До того, как штат Орландо принял программу превращения штата в центр развлечений, это было, по сути, огромное болото, малопригодное вообще хоть для чего-то. Сейчас — это миллионы туристов, тысячи отелей и ресторанов. Огромная машина индустрии, которая создает рабочие места и огромные налоговые поступления штата. Появились прекрасные дороги, новый большой аэропорт и другая инфраструктура. В качестве другого примера можно взять Макао в Китае или Дубай и Абу-Даби в ОАЭ — все эти города с большими, современными парками развлечений. Они сделали ставку на это и привлекают за счет этого миллионы туристов.

Можно ли такое же сделать и в Краснодарском крае? Я думаю, что вполне можно. Это именно та инициатива, о которой я говорил в начале. Вокруг таких парков строятся отели, аэропорты, рестораны, иными словами, создается отдельная большая ветка экономики.

Важно действовать последовательно. Если уже есть опыт Сочи — давайте развивать его в Краснодаре, создавать комплексный проект «глобального развлекательного юга». Если государство готово активно в этом участвовать, создавать возможности для инвестиций — а создание четырех парков со всей инфраструктурой в сегодняшних деньгах стоит от 60 до 120 млрд руб. — то тогда там из заброшенных пустырей и неиспользуемых площадок обязательно появится что-то чудесное, что значительно изменит побережье, его экономику, инфраструктуру, повысит уровень жизни местного населения, привлечет тысячи профессионалов из других городов.

Но, как я сказал выше, программа поддержки и развития этой индустрии не может быть направлена только на огромные инвестиционные проекты. Я уверен, что это можно и нужно делать системно. Это какой-то специальный налоговый режим, который позволит средним игрокам укрупняться и инвестировать. Это специальные программы кредитования, направленные именно на проектное развитие. Сейчас банки не дают кредиты под операционную деятельность, или дают на стандартных условиях. Все это можно сделать системно, что приведет к большому росту инвестиционной привлекательности этой индустрии, а значит и к ее значительному росту в рамках экономики.

Читайте также на DK.RU:

«Люди с палатками денег нам не принесут». Как туристские тропы на Урале выросли до КРТ

«Парк развлечений не хуже ресторана по комфорту и точно круче — по атмосфере и эмоциям»

Самое читаемое
  • Путин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявленияПутин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявления
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
  • 2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы
  • Какие меры правительство РФ предпримет для обеления экономики в 2026 г.Какие меры правительство РФ предпримет для обеления экономики в 2026 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.