Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Никаких SALE, кешбэк и трэйд-ин. Как закон о русском языке поменяет рекламную индустрию?

Александр Соловьев
Александр Соловьев. Автор фото: Владислав Бурнашев. Иллюстрация: Пресс-центр ТАСС-Урал

«Каждую шестую рекламу придется демонтировать. А штраф для юрлиц за наличие иностранной лексики в рекламе составит от 100 до 500 тыс. руб. Для МСБ почти наверняка — разорение», — Александр Соловьев.

В начале 2023 г. Владимир Путин подписал поправки в закон «О государственном языке РФ», регулирующие употребление иностранных слов. Нововведения призваны защитить великий и могучий русский язык от засилья иностранных слов. Уже с 1 января 2025 г. представители Федеральной антимонопольной службы должны будут осуществлять контроль, в том числе и за рекламными носителями, на предмет содержания иностранных терминов и латинского шрифта. За несоответствие букве закона грозят штрафы. 

Какова польза от законодательных новаций, каковы риски и последствия? В авторской колонке размышляет эксперт АКАР Урал, управляющий партнер медийного агентства AMG Александр Соловьев.

Нам нужна эволюция, а не революция

— Глобально рекламная индустрия поддерживает разворот государства к приоритету русского языка. Забота о языковом суверенитете — это совершенно логичный путь развития. Мы видим, что охранению языковой идентичности уделяют внимание все цивилизованные страны. 

Но вместе с этим нужно учитывать и наш, российский, контекст. Использование латиницы и англицизмов — это многолетний тренд, разворачивать который стоит эволюционным путем, и точно не репрессивными методами. 

На мой взгляд, в текущей и так непростой экономической ситуации важно помнить про интересы бизнеса, в первую очередь малого и среднего предпринимательства. Будет ли посильно для них соблюдение новых норм закона? 

Формулировки в текущей версии законодательства размытые, это ставит бизнес перед непростым выбором: перестраховаться и заменить все потенциально неприемлемые рекламные макеты и вывески или же оставить все как есть и подвергнуть себя риску получения штрафа. И тот и другой путь — финансово накладный. 

Масштабы делатинизации

Сегодня около 15% наружной рекламы в Свердловской области использует иностранные слова и латиницу. Такую оценку дали специалисты Уральской гильдии преподавателей русского языка как иностранного после проведенного исследования. По нашей экспертной оценке, уровень проникновения иноязычной лексики в рекламе гораздо выше: в среднем около 30-40% всех рекламных интеграций используют латиницу или иностранные слова. 

Что это означает? То, что в течение следующего года каждую третью рекламу необходимо будет приводить в соответствие с новыми нормами закона, а каждую шестую вывеску демонтировать. Это довольно существенные затраты.

По самым скромным подсчетам, новая вывеска размером 1 кв. м будет стоить от 35 тыс. руб. И если для крупных городов и миллионников эта сумма может показаться не столь значительной, то для предпринимателей из малых и средних городов с населением меньше 100 тыс. (таких городов в России больше 900) это очень внушительные деньги. 

Административная ответственность за наличие иностранной лексики в рекламе также весьма ощутимая: для юрлиц штраф составит от 100 до 500 тыс. руб. Причем он может быть выписан как рекламодателю, так и рекламораспространителю. Очевидно, что для огромного количества предпринимателей санкции в таком размере будут означать закрытие бизнеса.

Повторюсь, я ни в коем случае не протестую против закона как такового. Но считаю, что в этом вопросе крайне важны здравый смысл и поступательность действий. 

Тренд на русский в рекламе

В рекламе на ТВ требование о переводе или обязательной транскрипции любых иностранных слов действует уже много лет. Отрасль приняла эти правила игры и адаптировалась. Совершенно логично, что это правило будет распространено на другие каналы коммуникации: радио, наружную рекламу, прессу и интернет. Если законодатель своевременно предоставит исчерпывающие объяснения размытых формулировок, если будет предусмотрен адаптационный период, когда штрафы будут взиматься не в полном размере или не будут взиматься вовсе, то процесс перехода к соблюдению новых требований может пройти безболезненно. 

Тем более что подспудно этот процесс уже идет. Мы отмечаем значительный разворот в сторону русского языка в названиях, в брендинге, в рекламных кампаниях. Обратите внимание: девелоперы практически всем новым ЖК дают понятные русские названия. Еще несколько лет назад это было редкостью.

Особенно сильно тенденция перехода к использованию русского языка в нейминге была заметна в третьем квартале 2022 г. Запрос на российские бренды, местные товары, услуги и продукты продолжает расти. Это подтверждают и многочисленные исследования наших коллег.

Например, исследование НРА, проведенное в сентябре 2023 г. в девяти городах, показало, что большинство потребителей (70%) целенаправленно покупают отечественные товары. При этом почти каждый второй (49%) житель мегаполиса за последний год улучшил свое мнение о российских производителях. Это показывает, что запрос на «отечественное» идет от потребителя, а значит и бизнес будет менять свою коммуникацию и подстраиваться.

Читайте также на DK.RU: Одного бюджета мало: компании финансируют расходы на маркетинг и создание HR-бренда

Обсудить

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.