Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Дорогие автомобили, запчасти, лизинг. Грузоперевозчики отказываются от парков фур

Дорогие автомобили, запчасти, лизинг. Грузоперевозчики отказываются от парков фур
Автор фото: Наталья Кажан. Иллюстрация: Коммерсантъ

Рост лизинговых платежей и обслуживание техники, которое подорожало в 2024 г. на 10-12%, превращают собственный автопарк в проблему для небольших игроков рынка.

Рост лизинговых ставок вынуждает автомобильных перевозчиков сокращать долю парка в лизинге или вовсе отдавать перевозки в аутсорсинг, пишет «Коммерсант».

Гендиректор TTG Андрей Рудаков рассказал изданию, что в компании рассматривают возможность отказа от собственных автомобилей, потому что фуры в лизинге при текущих условиях — это невыгодная бизнес-модель:

У большинства это работа в ноль или в небольшой, допустимый минус. Если машина выкуплена, то речь идет о чистой прибыли в 25 руб. с километра. При этом есть тенденция к уменьшению при длительном сроке эксплуатации (пять-семь лет) до 12 руб. с километра. При текущем уровне стоимости основных средств и долгосрочной аренды работа в лизинг будет в лучшем случае в ноль, а с каждым годом — только в убыток. Цель такой работы — только выкатать в лизинг и продать основное средство. Такое могут позволить себе лишь крупные автопарки, — говорит собеседник.

Директор по развитию бизнеса SOTA Logistic Игорь Чернышев говорит, что ставка по лизинговым договорам достигла порядка 24% годовых:

И это при условии первоначального взноса не менее 20%. А стоимость покупки только растет следом за курсом доллара и юаня. Поэтому многие малые автотранспортные предприятия с небольшой историей становятся банкротами, а их автопарк возвращается лизинговым компаниям.

Основатель портала Main Transport Роман Судорогин напоминает, что рынок перевозок автотранспортом по итогам прошлого года вырос на 11%, резко поднялись в цене и сами автомобили. Диспропорция спроса и предложения, нехватка ТС и примерно 60 тыс. водителей категории Е привели к росту ставок на грузоперевозки в среднем на 30–40%:

В такой ситуации свой автопарк позволяет гарантировать клиенту срок перевозки. Но для малых и средних транспортно-логистических компаний автопарк — это проблема, упирающаяся в рост лизинговых платежей и необходимость ухаживать за машинами.

Компания Bridge Logistics, которая занимается автоперевозками контейнеров, автомобилей, негабаритных и опасных грузов, в 2022 г. купила девять тягачей и 16 прицепов, однако сегодня решила отказаться от владения транспортом и перешла на аренду автопарка:

Сегодня у нас несколько договоров подряда с транспортными компаниями, у которых до 100 различных видов, марок и моделей автомобилей, что в полной мере закрывает потребность в автоперевозках. Плюсы такой модели в том, что она позволяет уделять больше времени основной работе, избавляет от необходимости обслуживать технику, а также ломать голову над тем, где она будет стоять и кем охраняться, — говорит гендиректор Bridge Logistics Андрей Шаплов.

Гендиректор компании «Да-Транс» Павла Янченко объясняет, что работа со своим автопарком и без него — это два разных бизнеса:

Мы пробовали и то, и другое. В итоге отказались от своего автопарка в пользу развития клиентского сервиса и экспедирования. Модель ведения бизнеса с автопарком — это меньше порожних пробегов, затрат на топливо на километр пути и ремонт, а также низкая амортизация. Главный недостаток — это цена как на автомобили, так и запчасти.

Модель с использованием наемного транспорта ориентирована на максимизацию прибыли, как рассказывает Павел Янченко, в этом случае экспедитор имеет транспорт в любой точке страны, однако испытывает сложности в работе с крупным бизнесом и ощущает угрозу со стороны различных IT-платформ.

Гендиректор «Авто-ПЭК» Дмитрий Иевлев рассказывает, что у них в компании автопарк насчитывает 2,5 тыс. единиц техники, при этом 15% из них находится в лизинге. Несмотря на высокие ставки, отказаться от лизинга там не могут:

В условиях, когда дефицит транспорта на рынке обостряется, а средний возраст грузовой техники в России увеличивается, развитие собственного автопарка позволяет свести к минимуму нарушения сроков и качества доставки. При этом в 2023 г. расходы на обслуживание техники выросли на 10–12%.

Банки пока не видят оттока перевозчиков из финлизинга. Например, в «ВТБ Лизинг» рассказали, что за январь-февраль профинансировали в 2,5 раза больше автомобилей и техники, чем год назад, а количество машин, переданных логистическим компаниям, выросло в два раза.

Ранее DK.RU рассказывал, что 2023 г. показал рекордные продажи грузовой техники. По итогам января – ноября в РФ было продано почти 131,2 тыс. грузовых автомобилей свыше 3,5 тонны, следует из данных «Автостата». При этом на КамАЗе считают, что объемы рынка тяжелых грузовиков в 2023 г. были еще больше — 137 тыс. машин. Прогноз автоконцерна по объему рынка на 2024 г. — до 110 тыс. штук.

Вместе с тем под конец года продажи грузовиков пошли на спад из-за роста ключевой ставки. Под конец 2023 г. на складах дилеров и дистрибьюторов в РФ скопилось более 11 тыс. седельных тягачей и 6,5 тыс. самосвалов китайского производства, писал DK.RU.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.