Подписаться
Курс ЦБ на 28.04
91,77
98,02

60% грузов идут по серым схемам. В России создадут реестр транспортных компаний и фур

60% грузов идут по серым схемам. В России создадут реестр транспортных компаний и фур
Иллюстрация: https://ru.freepik.com/

ФНС столкнулась с гигантским уходом от НДС и налога на прибыль в отрасли грузоперевозок. Налоги, которые можно получить при легализации отрасли, оцениваются в 450 млрд руб.

С 1 марта 2025 г. коммерческие перевозчики должны будут регистрироваться в специальном реестре, а также зарегистрировать грузовики. Как пишет «Коммерсант», глава комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев внес законопроект, который обяжет перевозчиков грузов автотранспортом регистрироваться в едином электронном реестре («ГосЛог»), куда вносятся данные о перевозчиках и транспортных средствах. Так законодатели хотят бороться с серыми схемами уклонения от налогов.

В реестре будут учитываются коммерческие перевозчики (получают плату за услугу) и грузовики с максимальной массой свыше 3,5 тонны. Исключение из реестра будет означать прекращение права на перевозки грузов.

Юрлица и ИП должны будут соблюдать все требования по поддержанию транспорта в исправном техническом состоянии, проведению медосмотра водителей и т. п. Самозанятым можно будет заниматься коммерческими перевозками только транспортными средствами массой от 2,5 до 3,5 тонны. Предполагается, что закон вступит в силу с 1 марта 2025 г.

Президент Ассоциации транспортных экспертов и специалистов Тарас Коваль рассказал, что законопроект о создании реестра — ответ на претензии ФНС. Налоговая начала уделять автотранспортному рынку пристальное внимание примерно с 2019 г.:

ФНС столкнулась с гигантским уходом от НДС и налога на прибыль со стороны компаний-посредников между грузовладельцами и перевозчиками, которые фактически выполняли транспортировку груза, — говорит Коваль.

В пояснительной записке говорится, что после того как в 2009 г. было отменено лицензирование транспортных компаний, в отрасли отсутствует контроль за грузоперевозками. По данным на 2 апреля 2024 г., только 46,1 тыс. владельцев автомобилей уведомили, что занимаются перевозками, а это менее 20% от общего числа собственников. Таким образом, контроль за деятельностью 80% перевозчиков не осуществляется.

Более 60% перевозок грузов осуществляются по серым схемам физлицами, которым владельцы грузовиков передают их в аренду с целью снижения налогов и ухода от ответственности. Больше половины — 56,2% грузовиков — зарегистрировано на физлиц. Налоги, которые можно получить при легализации грузоперевозок, оцениваются в 450 млрд руб. в год, — говорится в пояснительной записке.

Руководитель Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов Вадим Филатов говорит, что доля небольших компаний с автопарком менее 50 транспортных средств в отрасли превышает 80%:

Есть немало игроков, которые демпингуют за счет оптимизации налогов и сборов. Для развития рынка необходимо повысить безопасность грузоперевозок и прозрачность отрасли. Создание единого реестра перевозчиков грузов, возобновление лицензирования могут помочь решить эти вопросы, но необходимо избежать дополнительной административной и финансовой нагрузки на компании, — считает эксперт.

Директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России Эдуард Миронов отмечает, что с появлением электронных транспортных накладных и путевых листов стала ощутимой потребность в единой системе, способной безошибочно обрабатывать весь транспортный поток.

При этом участники рынка опасаются, что законопроект не облегчит деятельность перевозчиков, а только усложнит ее. «Если для внесения данных в новую систему понадобится привлечение дополнительного персонала, оптимизации процессов достичь не удастся», — говорят собеседники.

Ранее DK.RU рассказывал, что рост лизинговых ставок вынуждает автомобильных перевозчиков сокращать долю парка или вовсе отдавать перевозки в аутсорсинг. Ставка по лизинговым договорам достигла порядка 24% годовых, многие малые автотранспортные предприятия с небольшой историей становятся банкротами, а их автопарк возвращается лизинговым компаниям.

Вместе с тем диспропорция спроса и предложения на рынке, нехватка транспортных средств и примерно 60 тыс. водителей категории Е, привели к росту ставок на грузоперевозки в среднем на 30–40%.

Самое читаемое
  • 10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники
  • Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.
  • Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»
  • Прогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделийПрогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделий
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.