Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Мне пришлось поставить ультиматум, чтобы начать все заново». История семейного бизнеса

«Мне пришлось поставить ультиматум, чтобы начать все заново». История семейного бизнеса
Иллюстрация: Личный архив Артема Миронова

Хочешь поссориться с близкими? Возьми их к себе на работу или поселись в соседях… Это проверено временем и справедливо для всех. Но решение найти можно. История семейного бизнеса. Лайфхак.

DK.RU побывал в гостях у учредителя и генерального директора компании «Квокка» (ООО «КВОККА») Артема Миронова, которая занимается разработкой мерча. Ее уникальность в том, что она представляет собой экосистему из нескольких предприятий, каждое из которых основано членами одной семьи.

«Мне пришлось поставить ультиматум, чтобы начать все заново». История семейного бизнеса 1

Креативное пространство «Квокки»: шоурум для мастер-классов и офис

У компании непростая история. Для многих семейных бизнесов она может стать спасительным кругом: говорят ведь, что можно учиться на чужом опыте. Правда, насколько это практически применимо, никто точно не знает. Тем не менее мы предлагаем вам прочитать рассказ предпринимателя о своем бизнесе.

Артем Миронов вырос в семье предпринимателей. Со временем он открыл собственное дело, которое никак не было связано с родительским. А когда бизнес родителей стал загибаться, просто решил помочь…

— В 2007 г. мама открыла небольшой цех по пошиву штор и портьер. Они работали в небольшом городке Свердловской области. Через 10 лет клиентская база города иссякла: люди, которые могли себе позволить шторы на заказ, просто закончились. Плюс в регион зашли такие игроки, как HoFF, IKEA, Leroy Merlin.

Родители стали искать, что делать дальше, и нашли франшизу из Казани по пошиву университетских толстовок. Идея была простая: берем толстовку, худи или свитшот, делаем для нее логотип факультета, команды и т.д., и студенты заказываю себе такую продукцию.

Сама по себе идея упаковать во франшизу швейный бизнес была плохая. Этот кейс неудачный во всех смыслах, потому что в швейном деле много нюансов. А адаптировать отлаженную бизнес-стратегию из Татарстана в Свердловской области оказалось просто невозможно. Они полгода поработали, окупили свои вложения, но не было никаких вариантов — что делать дальше.

К тому моменту я работал в продажах на строительном рынке, но решил помочь родителям: развивал группу во ВКонтакте, находил клиентов. Так у нас появилось общее дело. Долгое время мы ощущали себя именно как швейный бизнес, но со временем пришли к тому, что мы — некое креативное агентство или студия, которой неважно, что отшивать.

В 2017 г. мы придумали название для своего общего бизнеса — «Квокка».  Просто это очень позитивный сумчатый австралийский зверек, занесенный в Красную книгу. К тому же, если вы помните, толстовки и худи когда-то называли «кенгуру».

Так мы с мамой начали свою деятельность под общим брендом. Со временем к бизнесу подключилось еще пять членов семьи: папа, брат, жена брата, моя жена, брат жены — всего семь человек и плюс уже наши дети периодически помогают.

То есть бизнес стал масштабироваться за счет интеллектуальных творческих вложений других членов семьи?

— Именно так. Мой брат жил в Москве долгое время, был коммерческим директором в крупной компании с миллиардными оборотами и в пандемийный год (решение не связано с пандемией, просто чтобы вы поняли о каком годе речь) было принято решение, что он возвращается сюда и вместе со всеми также занимается бизнесом. Естественно, это было серьезное приобретение. Он возглавил коммерческий отдел и впоследствии в рамках семейного бизнеса у него получилось открыть два своих предприятия — цех печати и цех пошива.

Вообще со временем каждый член семьи открыл свое ИП: моя жена развивает студию дизайна, ее брат — бренды одежды, у мамы швейное производство… и так далее. Так у нас возникла группа разных компаний, которые мы продвигаем в рамках одной экосистемы наподобие Яндекса, ВКонтакте или Нетфликс.

Казалось бы, все складывается замечательно, можно расти, масштабироваться, жить долго и счастливо, но…

— Проблема была в том, что бизнес основан на личных отношениях, даже с клиентами долгое время мы выстраивали связи, основанные на личностном, а не деловом подходе — это было в корне неправильно.

Было сложно разграничивать, где мы родственники, а где коллеги. В бане, например, мы отдыхали как родственники, но могли решать вопросы компании, а в офисе — семейные. Естественно, у моих родственников ушло много времени на то, чтобы принять мою роль главы бизнеса (кроме социальных — сын, муж, брат).

К пониманию того, что нужно разделить личное и бизнес, мы шли несколько лет. Но если бы этого не произошло, мы бы его потеряли… Инструментов воздействия на коллег-родственников практически нет: ты не можешь потребовать, оштрафовать или подать в суд, проблемы копятся.

Завтра надо детей к бабушке везти, а бабушка заказ не отгрузила вовремя. Возникает определенный диссонанс: кто она — начальник производства или бабушка?

По сути, у всех бизнесменов проблемы похожие, независимо от сферы деятельности. Но у меня случай довольно уникальный в плане семейности: обычно люди так не делают, стараются разводить — жена своим делом занимается, муж — своим, родители на пенсии. К сожалению, этот классический кейс оказался не моим.

С годами семейные отношения из-за работы ухудшались — ты начинаешь реже приезжать на выходные, ты не хочешь брать трубку, потому что знаешь, что тебе звонят не узнать, как дела, а по каким-то вопросам типа денег дай… Расставить приоритеты получилось, когда ситуация была доведена до предела.

Вы собрали всех родственников, поставили к стенке и сказали: «Теперь все будет по-другому как я скажу»?

— Можно сказать и так. Я сказал: «Ребята, с этого момента мы будем общаться по-другому или я ухожу…». Мы перешли к открытому диалогу, нам пришлось четко разграничить личное и рабочее. Мое видение плана работы с принятием корректировок в целом было признано главенствующим.

На необходимость того, что нужно поставить ультиматум, подтолкнули проблемы со здоровьем. Я чувствовал себя плохо, но после множества обследований врачи сказали: «Дело только в голове — большая нагрузка, тревожные мысли, пора что-то менять».

Единственная моя проблема в жизни была внутри семьи — это была проблема взаимоотношений, и она не решалась никак.

А как с мамой?

— А на швейное производство я пригласил аудитора из Москвы.

И теперь уже можно раздавать советы другим?

— Во-первых, я бы сразу переходил к отношениям бизнес-бизнес — это партнерские соглашения, разделение юрлиц и так далее. Смысл делать пять учредителей, когда можно сделать пять ИП либо пять разных компаний?

Во-вторых, я бы посоветовал с самого начала четко разделить сферы ответственности, а не так что давай начнем вместе, а потом разберемся.

В-третьих, всегда полезно как можно чаще синхронизироваться не в плане оперативной работы — приходы-доходы и так далее, а относительно целей, планов, ожиданий, потому что все это может различаться.

И все-таки почему далеко не у каждой семьи получается объединиться ради общего дела? А если и получается, далеко не всем удается его сохранять?

— Если бы дело было не так интересно или легко заменимо, с ним было бы легче расстаться. В нашем случае сыграла роль вера в это дело. У всех было понимание, что бросать ни в коем случае нельзя. У нас в семье крепкие эмоциональные связи и высокий уровень эмпатии. Это тоже сыграло роль.

Моя личная позиция заключается в том, что я очень хочу, чтобы у людей, которые меня окружают, все было хорошо, но я не готов нести ответственность за всех на свете, даже за самых близких, если это взрослые люди.

И еще важно, чтобы все члены команды постоянно развивались. Если один все время учится, а другой занимается только оперативной работой, дистанция между ними будет постоянно расти, отсюда нет понимания. Я выступаю за постоянное обучение как костяка команды, так и всех сотрудников.

В каждой семье есть преемственность определенных принципов воспитания, расскажите о ваших.

— Я помню, как моя бабушка говорила про своего зятя, что ему постоянно всего мало, что он никак не успокоится. Она не понимала, почему бы ему не поставить домик, не завести огород и не выращивать картошку. И я до поры до времени с ней соглашался — и правда, а что ему все время надо? Но в процессе взросления я понял, что это и отличает людей друг от друга.

Самый худший вариант для бизнеса — это когда всего стало достаточно: всем спасибо, расходитесь. Я не хочу, чтобы ко мне приходило это успокоение, не хочу стабильности. Хочу искать идеи и ошибаться. При этом я не ненасытный достигатор. Я так живу, потому что мне так нравится.

Мне никогда ничего не запрещали и не обременяли словом «должен». И хотя все двери были открыты, кучи шансов и возможностей особо не было. Мне пришлось переехать из маленького города в большой, я жил в общежитии и, как родители, начинал с нуля.

Сейчас моему старшему сыну 14 лет, перед ним открыто больше дверей, чем когда-то было открыто передо мной. Он посещает бизнес-школу, вылетал с бизнес-миссиями в Москву и Китай. Я пытаюсь дать ему максимум возможностей и информации об этой жизни, но без рамок и жизненных установок. Кроме базовых, конечно, — воспитание, семья, любовь.

Мне сложно представить его совершеннолетним, потому что его 18 и мои 18 — это огромная разница. Сейчас у него есть команда, бренд одежды, первое место за проект и они скоро идут к инвесторам… У меня было 500 руб. в неделю, общежитие и я учился на истфаке…

В чем же плюсы семейного бизнеса — не одни же минусы?

— Любой бизнес строится на доверии. Но какие бы кредиты доверия ни выдавались, чаще всего они не оправдываются. С этим сложно — сложно найти партнера, персонал и даже спутника жизни. Посмотрите, сколько людей живет в одиночестве.

Бизнес одному не построить. Я знаю, что есть одиночки, но это исключения из правила и это не мой случай — мне нужна команда. Поэтому семья — это, безусловно, самый хороший вариант, особенно если все мотивированы. Если у всех есть общие цели и интересы, на мой взгляд, плюсов больше, чем минусов.

Здесь мы переходим к смыслу бизнеса к тому, чем ваша семья очень дорожит. Какие у вас общие цели и интересы?

— Сейчас в Екатеринбурге есть рынок сувенирной и промопродукции. Мы хотим превратить его в рынок мерча. Это немного больше, чем просто сувенирка. Мерч — более дорогой и красивый по дизайну продукт.

Сувенир — это, скорее всего, рюкзак-мешок, ручка, блокнот и что-то такое… а под мерчем прежде всего подразумевают одежду — футболки, толстовки, аксессуары и все на свете.

В России, как и на Западе, есть успешные примеры, когда мерч превращается в отдельный бренд, не привязанный к какой-то компании или событию. Например, мерч Альфа-банка, Яндекса или Сбера.

Наша цель превращать сувенирную продукцию в мерч, а мерч — в бренд. Для этого мы создали полный комплекс услуг за счет структуры компании и входящих в нее бизнесов.

Основная сфера и двигатель всего дела — производство мерча. Компания создает мерч для бизнеса, развивая культуру брендинга, — так звучит миссия компании.

Таких экосистем, как наша, на данный момент на рынке нет. Того, что мы начали в 2019 г. продвигать слово мерч и позиционировать себя как создатели мерча, — тоже никто до нас в Екатеринбурге не делал: создатели мерча либо продвигали себя как рекламное агентство, либо как сувенирную компанию, либо как пошивочный цех.

Интересно ваше видение брендирования Екатеринбурга.

— Мои наблюдения основаны на многочисленных поездках по России в рамках соответствующих мероприятий, где вопрос о городе ставился конкретно: «Почему вы не привозите своих клиентов в Екатеринбург?».

К сожалению, о нем в России мало кто знает. Многие думают, что он находится где-то в Сибири, это город с заводами, в котором убили царскую семью.

Сейчас у нас есть «Ночь музыки» и «Стенограффия» — это проекты, за счет которых город становится узнаваемым. Жаль, что у нас нет мощных культурных брендов или молодежных брендов.

Ставрополь с Нижним Новгородом и Казанью постоянно борются за статус молодежной столицы России — почему Екатеринбург не борется? У нас столько университетов, а УрФУ входит во все топы. В Екатеринбурге самые худшие молодежные проекты с самым маленьким бюджетом и масштабом.

Мы готовы вложиться в этот проект. Нам нравится, что мы из Екатеринбурга, хочется, чтобы у нас был более сильный узнаваемый бренд. У нас в аэропорту сейчас продается мерч Санкт-Петербурга. Почему он там?

Если бы…

Екатеринбург мог бы стать центром креативного бизнеса. Кроме «Ночи музыки» и «Стенограффии», у нас есть «Лето на заводе», креативные кластеры и неплохие бренды одежды. У нас много креативного бизнеса и идейных людей, которых можно считать идеологами в определенной сфере.

Их достаточно по сравнению с Москвой и Санкт-Петербургом, но в то же время реализовать здесь идею креативного центра намного проще: мы более компактные, здесь легче соединить все бизнесы в одну цепочку.

Читайте также на DK.RU: Черты успешных бизнесменов в трех поколениях. Продолжаем изучать ген предпринимательства.

Обсудить

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.