Подписаться
Курс ЦБ на 20.12
80,72
94,51

Черты успешных бизнесменов в трех поколениях. Продолжаем изучать ген предпринимательства

Черты успешных бизнесменов в трех поколениях. Продолжаем изучать ген предпринимательства
Иллюстрация: DK.RU

Давайте представим, что мы снимаем кино, хорошее российское кино, где одним из героев будет уральский предприниматель. Каким мы покажем его характер, черты личности — в чем его неповторимость?

В управленческой среде есть такой термин — «бизнес по-уральски». Что подразумевается под этими словами? DK.RU исследует эту тему в спецпроекте «Ген уральского предпринимательства». На этот раз на наши вопросы отвечали:

  • Ольга Чебыкина, управляющий партнер HR-Лидер, председатель комитета по предпринимательству в сфере управления персоналом и человеческим капиталом Уральской Торгово-Промышленной палаты, корпоративный и HR-директор с более чем 20-летним опытом управления, в том числе и международными проектами, научный руководитель и эксперт-преподаватель программы мини-MBA Высшей Экономической Школы;
  • Екатерина Легостаева, партнер направления «Корпоративный психолог» HR-Лидер, кандидат психологических наук, эксперт по эмоциональному интеллекту и когнитивным ошибкам с 20-летним опытом психологической помощи, основатель научного направления «Когнитивные ошибки в профессиональной коммуникации», член комитета по предпринимательству в сфере управления персоналом и человеческим капиталом Уральской Торговой-Промышленной Палаты.

 «Уральский характер что надо! Видать, закаляли огнем!»

© Лев Сорокин

HR-Лидер, Ольга Чебыкина, Екатерина ЛегостаеваОльга Чебыкина, Екатерина Легостаева

Можно ли назвать предпринимательство профессией?

— Думаю, по истечении 30-летнего периода накопления первичного капитала в России — уже смело можно. Предприниматель — от слова предпринимать, значит действовать. Действовать для извлечения прибыли из своей деятельности, в идеале с сохранением и восстановлением внешних ресурсов. Вот так видим предпринимателей мы — те, кто помогает им максимизировать прибыль, вкладываясь в максимальное развитие человеческого капитала.

Есть ли набор определенных черт характера и свойств личности, описывающий бизнесменов и предпринимателей?

— Предприниматель — одна из самых сложных профессий, потому что этот человек должен обладать чертами всех четырех базовых темпераментов: меланхолик «чувствует», где можно заработать, и мечтает, флегматик анализирует факты и считает цифры, освобождая чувственную мечту от иллюзий и делая ее целью. Холерик активно проверяет цель на правдивость и «открывает» новые рынки, а сангвиник создает команды, которые «осваивают» уже открытые рынки.

Трудно ли уместить все эти качества в одном человеке? Практически невозможно. Как правило, один из темпераментов все равно доминирует. Как сказал Ицхак Адизес, один из величайших теоретиков и практиков международного менеджмента, идеальных руководителей не бывает, а предприниматель априори является руководителем. И это только психо-эмоциональная составляющая предпринимательского типа.

В нашей практике успешные и устойчивые бизнесы создают холерики и флегматики, остальные два психотипа — меланхолики и сангвиники — им ассистируют, содействуют и помогают.

Как всякий профессионал, предприниматель проходит стадии и циклы развития, переживает кризисы становления, болезни роста. Но, в отличие от других, он максималист в своей индивидуальности. Фактически помощь такому человеку в его становлении — целевая, ориентированная на развитие сильных сторон и социализацию. Не секрет, что в своем стремлении к реализации замысла предприниматель может выходить за рамки обыденного и вступать в конфликт с существующей реальностью и законом.

Что отличает предпринимателей на Урале? Какими общими чертами личности и характера обладают предприниматели и обладают ли? Благодаря каким качествам они добиваются успеха?

— За многолетний опыт работы с предпринимателями первой, второй и третьей волны у нас сложилось свое понимание тех качеств, которые необходимы для успешного ведения предпринимательской деятельности.

Черты успешных уральских, и не только, предпринимателей по поколениям:

Первая волна — поколение первых основателей (60+ лет):

  • Смелость;
  • Прагматичность/прибыльность;
  • Стратегическое мышление/масштабность; 
  • Жизнестойкость/высокий VQ;
  • Потребность во власти и влиянии.

Вторая волна (40-60 лет):  

  • Все свойства первой волны+
  • Результативность;  
  • Харизматичность;
  • Начинает приобретать важность эмоциональный интеллект;
  • Потребность в признании.

Третья волна (25-40 лет):

  • Созидательность/социальная ответственность;
  • Социальный интеллект/человеческий капитал;
  • Развитие/возможности;
  • Потребность в мобильности и свободе.

Но главное качество, которое необходимо предпринимателю любого поколения, — способность и готовность принимать решения.

Есть ли ген уральского предпринимательства? Под ним мы подразумеваем черты характера, сформированные географическим положением и социально-политическим развитием общества здесь, в провинции, на территории, удаленной от центра, где ведущими отраслями экономики всегда была тяжелая промышленность.

— Есть даже в управленческой среде такой термин — «бизнес по-уральски». Обычно под ним подразумевают высокую эмоциональную вовлеченность в свой бизнес и ориентацию на отношения между людьми. В эту же категорию попадает и клановость/семейственность наших бизнесов: доверяю своим, они не предадут.

Другая черта уральских предпринимателей — устойчивость: способность сохранять высокие результаты даже в самые нестабильные периоды. Возможно, это связано с тем, что наш край промышленный, а ключевые показатели эффективности любого производства — устойчивый выпуск продукции в любых условиях.

Надежность: ответственность за свои слова и обещания. «Мужик сказал — мужик сделал» — не пустые слова для Урала.

Суровая территория выковала суровый характер, ориентированный на результат любой ценой. Деятельность и действия, прежде всего эмоции и сентиментальность, исключены. Сотрудник остается в обойме, пока приносит пользу. С ним легко расстаются, если он теряет эффективность. Невероятная работоспособность и требование того же от всех сотрудников компании — тоже характерная черта уральских предпринимателей.

Можно ли передать предпринимательские качества по наследству? Можно ли это воспитать?

— По последним данным психогенетики, многие наши качества и поведенческие характеристики передаются по наследству от четырех предыдущих поколений в семье. Чем более здоровый психо-эмоциональный климат и любовь к труду в семье, тем более здоровых и трудолюбивых детей мы получаем в результате. При этом рождение в семье предпринимателей — не гарантия, что каждый их ребенок наследует эти качества.

Каждый человек рождается с индивидуальным генокодом. Задача родителей — правильно увидеть врожденные качества ребенка и обеспечить максимально поддерживающую среду развития для плодотворной жизни. Для этого важно приобщать ребенка к максимально возможному количеству знаний, умений и навыков, которые необходимы в бизнесе. И обязательно воспитывать в ребенке жизнестойкость — качество, которым обладает первое поколение предпринимателей в России в силу того, что им пришлось пережить максимальное количество жизненных испытаний и еще создавать созидательные проекты в этих условиях.

Важно прививать ребенку понимание, что бизнес — это не хайп, как сейчас принято говорить. Бизнес — это большой труд. А хайпуете вы при этом и получаете удовольствие или нет — это уже ваше решение.

Есть профиль качеств, обеспечивающих достойный старт молодого человека в бизнесе, сформированный по оценкам экспертов — состоявшихся бизнесменов и подтвержденный опытом многолетней работы с детьми и подростками: увлеченность идеей, открытая коммуникация, способность объединять вокруг себя людей, управлять достижением результата и, конечно, желание извлекать прибыль и преумножать ее. Самое важное — понять индивидуальность ребенка и помочь ему реализовать свой потенциал современными и эффективными способами. Не навязывать свою точку зрения на бизнес, не сломать предпринимательское чутье и желание действовать.

Также мы четко наблюдаем, что у предпринимателей первой волны дети редко становятся преемниками. Чаще они предпочитают либо уходить в наем, либо организуют свои стартапы. Преемственность бизнеса, его развитие и сохранение от поколения к поколению — отдельная большая тема в предпринимательстве.

«Работать не на себя, а на общество принципиальное отличие предпринимателя от ремесленника», считают наши эксперты. Что формирует такое мировоззрение и почему оно свойственно не всем?

— «Подзаработать и приодеться» — смысл ведения бизнеса для большинства основателей первого поколения. Это прагматизм логиков. Этим они и отличаются. А если мы добавим сюда ключевой психологический фактор капитализма — крайний индивидуализм, то получим предпринимателя, который не заботится о последствиях своей деятельности в отношении используемых ресурсов: природных, финансовых или человеческих. Мы, конечно, не можем констатировать, что таковыми являются все предприниматели первого поколения, но их очень много, это точно. Кроме того, принимаем во внимание, что в эру первичного накопления капитала все хотели «заработать и разбогатеть» по-быстрому. 

Второе поколение думает про бизнес «вдолгую», поэтому начинает заботиться о природных, финансовых и человеческих ресурсах, а значит, работает не только на себя, но и на социум не только в настоящем моменте, но и на общество будущего.

Это совершенно иные управленческие подходы, которые сейчас активно прорастают среди предпринимателей и называются ответственным предпринимательством.

Предприниматели третьей волны активно пробуют новые формы бизнеса и скорее самовыражаются, чем стремятся к деньгам. Перед ними не стоит проблема накопления первоначального капитала, они растут в сытой, богатой ресурсами и возможностями среде. Поэтому им важнее всего личная свобода, возможность «не быть распятым на своем бизнесе», мобильность. Они вовлекают других в свои идеи и хотят задавать тренды, иметь фолловеров и быть узнаваемыми. Все чаще и чаще они ищут смыслы и пытаются обращаться к ценностям.

Так что скорее это не про ремесленников и предпринимателей, а про эволюцию предпринимательства в целом.

Читайте также на DK.RU: «Это такая дофаминовая история». Что включает в себя ген предпринимательства и есть ли он?

Обсудить

Самое читаемое
  • Путин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявленияПутин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявления
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
  • 2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы
  • Какие меры правительство РФ предпримет для обеления экономики в 2026 г.Какие меры правительство РФ предпримет для обеления экономики в 2026 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.