Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Сергей Чемезов, «Ростех»: Нас кинули, как в 1990-е годы бандиты кидали

Сергей Чемезов, «Ростех»: Нас кинули, как в 1990-е годы бандиты кидали
Автор фото: Андрей Любимов. Иллюстрация: РБК

Глава госкорпорации рассказал, что к 2030 г. начнется заметное убытие иностранных самолетов из российских авиакомпаний, потому что нет возможности их ремонтировать. Ключевое из его интервью.

Гендиректор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов в большом интервью РБК рассказал об экономических проблемах оборонной промышленности России, прокомментировал новые назначения в правительстве, рассказал, зачем «Ростеху» национализированный завод в Челябинске и почему корпорация планирует ребрендинг для Superjet. DK.RU публикует главные заявления.

Про нового министра обороны

Владимир Путин, избранный президентом на пятый срок, после вступления в должность провел назначения в правительстве. В частности президент принял решение сменить главу Минобороны, которым на протяжении 12 лет был Сергей Шойгу. Теперь его пост занимает бывший первый вице-премьер Андрей Белоусов.

Для «Ростеха» это значимая перестановка, поскольку госкорпорация является, по сути, главным подрядчиком армии. Вот как Сергей Чемезов прокомментировал назначение Андрея Белоусова:

— Сегодня нужен человек, который рассматривал бы оборонную промышленность не просто как источник получения вооружения, а, в том числе, как достаточно большую сферу экономики, которая дает возможность для развития гражданской продукции…

У Министерства обороны задача — получить качественное и эффективное вооружение, экономика для военных — дело десятое. Проблем у нас в этом направлении, конечно, накопилось огромное количество. Рентабельность производства продукции у нас сегодня составляет всего 2,28%, а должна быть минимум 5%... рентабельность нужно повышать. В противном случае нас надолго не хватит. Я думаю, что нас услышит министр, он экономист.

Про гособоронзаказ

— Если говорить о гособоронзаказе, то наша доля составляет чуть более 50%. Это в стоимостном выражении. В количественном, конечно, у нас намного больше. Если говорить о СВО — 80% всей продукции поставляется нами: это и вся авиация военная, это и бронетехника вся, артиллерия, РСЗО, боеприпасы и средства радиоэлектронной борьбы.

Про зарплаты в оборонке

— Все-таки зарплата не столь высока, как, допустим, в энергетическом комплексе или в банковской сфере. Средняя зарплата по России — 73,7 тыс. руб. У нас средняя зарплата — 80 тыс. руб. с небольшим. Поэтому говорить, что она так сильно выросла, я не могу. Но тем не менее все равно для людей, которые живут не в Москве, а, условно говоря, в Нижнем Тагиле, это достаточно хорошая зарплата, достойная. 

Про санкции

— Крупные компании, которые работали у нас в России и с которыми мы могли бы конкурировать на внутреннем рынке, ушли — это и Airbus, и Boeing, и General Electric, и так далее. Благодаря этому высвободились огромные ниши, которые наши предприятия могут занять и уже занимают. Это дает возможность развития и создания новой современной техники для нас. 

Что касается проблем с расчетами, мы давно уже перешли на национальные валюты в платежах, от долларов и евро ушли.

Про отечественное авиастроение

— Я думаю, что с 2030 г. начнется заметное убытие иностранных самолетов из российских авиакомпаний, поскольку возможностей ремонтировать уже особо не будет. Поэтому нам нужно будет произвести к этому моменту достаточное количество различных летательных аппаратов: это, прежде всего, конечно, МС21, Superjet, Ту-214, Ил-114, Ил-96. Эти гражданские самолеты должны обеспечить все наши авиакомпании.

От названия Superjet будем отказываться. У нас это все под «КБ им. А. С. Яковлева» и, я думаю, что так и будет — «Яковлев».

Как рассказывал DK.RU, ранее Минпромторг и госкорпорация «Ростех» официально объявили о переносе сроков поставок всех российских пассажирских самолетов SJ-100, МС-21, Ту-214 и Ил-114–300. Изначально поставки планировались на 2024 г., однако из-за незавершенный испытаний они переносятся 2025–2026 гг. 

Про национализацию предприятий в сфере ВПК

Как рассказывал DK.RU, процесс национализации АО «ЧЭМК», одного из самых крупных и прибыльных промышленных предприятий Челябинска, был запущен в феврале 2024 г., тогда суд постановил изъять акции завода у собственников компании «Эталон» Юрия и Людмилы Антиповых. Сергей Чемезов сказал: 

— Большая часть продукции с ЧЭМК вывозилась за рубеж. При этом на продукцию, которую они нам продавали, постоянно поднимались цены. Мы уже говорим: «Слушайте, пора заканчивать».

Челябинский электрометаллургический комбинат интересен как производитель металла. Потому что без этой продукции мы, конечно, ни самолеты не построим, ни танки, ни пушки.

Также в начале мая стало известно, что акции Климовского специализированного патронного завода (КСПЗ), который выпускает патроны для оружия, переданы в пользу государства, писал DK.RU. Планируется, что завод перейдет под управление «Ростеха»:

— Мы консолидировали уже около 36% акций завода. Сейчас судом принято решение об изъятии оставшегося пакета акций у частников, которые сегодня все уже не в России, все сбежали. Их пакеты передадут в Росимущество. Ситуация там не очень хорошая. Экономически не очень хорошая. Предприятие нужно восстанавливать.

Про сотрудничество с иностранным бизнесом

— Не будем создавать совместные предприятия с западными компаниями. Потому что бессмысленно. Вы видите, они просто нас кинули, как в 1990-е годы бандиты кидали.

А если дружественная страна, — конечно. Мы с ними работали и будем работать. И создавать совместные предприятия и здесь, и у них в стране.

Про экспорт

— Сегодня у нас экспортный портфель составляет почти $60 млрд. Это рекордная цифра. Портфель говорит о том, что, как только завершим СВО, так сразу у нас большое количество продукции пойдет на экспорт.

Речь идет о Су-35. Самолет, который себя очень хорошо зарекомендовал, и на него есть спрос. Вертолет К-52 очень эффективным оказался. Из сухопутной техники — РСЗО «Торнадо» и «Смерч», самоходная артиллерийская установка «Мста-С». И ЗРПК «Панцирь — С1», конечно.

В ближайшие, я думаю, 10 лет военная продукция будет востребована либо на экспорт, либо на склады Министерства обороны, которое все равно должно создавать свои резервы. Поэтому говорить, что завтра СВО закончится и сразу все рухнет, — нет, потребность будет, останется.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.