Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Квадроберы: что под маской? На вопросы отвечает детский психолог

Кирилл Бородин, «Маска леопарда», 2015 год
Кирилл Бородин, «Маска леопарда», 2015 год. Иллюстрация: kirillborodin.art

Про квадробинг слышали все. Но существует ли в реальности субкультура, взорвавшая новостную повестку? О чем действительно стоит задуматься, если ваш ребенок хочет жить жизнью кошки, читайте на DK.RU.

Психолог медицинского центра «УГМК-Здоровье» (Екатеринбург) Александра Шарапова в интервью DK.RU рассказала, что дети могут прятать под образом животного, почему схватиться за маску — порой самый простой для ребенка способ привлечь к себе внимание близких людей и что предпринять родителям, чтобы ребенок жил в реальном, а не в фантазийном мире.

Квадроберы: что под маской? На вопросы отвечает детский психолог 1Вы сами встречали квадроберов?

— Нет. Один раз, летом, еще до начала ажиотажа у меня на приеме были мама с дочкой семи лет, девочка рассказала, что смотрела видео и что ей нравится квадробика. И все.

В силу вашей профессии вы должны были бы сталкиваться с квадроберами, но их никто не видит — ни психологи, ни педагоги в школах, ни люди в городах. Есть ли вообще это явление?

— На улицах я не видела, а родители не приводят детей на прием к психологу только из-за хобби. Но в моей практике было, когда дети увлекались анимэ, косплеем, а их родители интересовались, нормальны ли эти увлечения. Квадроберов не приводили.

Если ребенка отдают в три-пять лет в спортивную секцию и этому занятию подчиняют всю его жизнь — это воспринимается как норма. А когда ребенок сам устанавливает правила игры — почему это ненормально?

— Самое важное, чтобы ребенок удерживался в реальности и не нарушал границы других людей. Если взрослый человек видит, что ребенок, прыгающий в маске кошки, пытается кого-то покусать, испугать, задеть, задача взрослого остановить этого ребенка. У детей понятие норм только формируется, поэтому рядом должны быть те, кто скажет, что так нельзя, в обществе так не принято. Фантазия у детей работает хорошо, и иногда они заигрываются. Если никто за этим не наблюдает, где-то они могут «перегнуть палку». Это больше касается маленьких детей, которые много фантазируют и выдумывают. Тут, наверное, еще угроза в том, что они могут в этот образ уйти и потом начать терять свою идентичность.

В норме дети копируют поведение животных в 4-5 лет, когда начинают обращать внимание на других. Все мы помним игры «идем, как лисички… а теперь, как медведи…» Позже дети ассоциируют себя с героями-людьми, персонажами детской литературы и кино: «Я — Эльза», «Я — Кот в сапогах», «Я — Электроник». Персонажа, с которым ребенок себя ассоциирует, можно изучать, обсуждать с ребенком, выяснять: какие качества у тебя есть, а какие — только у персонажа; какой он, а какой ты? В чем бы ты хотел быть похожим на него? И вот тогда ребенок начинает понимать, кто он сам.

И выясняется: для того чтобы быть Эльзой, недостаточно носить платье и косичку, нужны какие-то внутренние качества, черты характера. 

Всего этого у квадроберов, кстати, нет — это просто кошки, собаки. Нет никакой философии, никакого подтекста смыслового, по сути даже персонажа нет.

Маска, я тебя знаю?

Оценка детских игр неоднозначна. Почему-то играть в Человек-паука или Бэтмена, человека в костюме летучей мыши, — хорошо, а носить маску кошки — плохо.

— В квадробинге у кошек и собак нет своей линии поведения, в этом их минус. Когда персонаж более очеловечен, в нем больше смысла в плане развития ребенка, в качестве примера поведения, развития каких-то черт характера, принятия каких-то качеств. Порой ребенок выбирает отрицательный, агрессивный персонаж, который отражает какие-то теневые, скрытые стороны. Примерка образа сильного, неоднозначного героя детям полезна, потому что в мире есть и добро, и зло, и разные чувства — радость, горе, печаль, обида, нежность, ненависть, и они все одинаково важны. А также это помогает видеть ситуацию с точки зрения другого человека.

На новогодних утренниках теперь надо запретить зайчиков и белочек?

— Утренник или карнавал как мероприятия задают рамки. В формате праздника допустимо подготовить костюм, вжиться в какой-то образ, сыграть другую роль, побыть не собой. Это поощряется и приветствуется, детям нужна игра. Но если ребенок не хочет снимать маску за пределами праздника, надо посмотреть, что там, почему ребенок настолько хочет быть в образе кошки. И, конечно, психологов интересует, почему квадроберы объединяются в группы и какие правила и ценности есть внутри этих групп.

Возможно, так они находят друзей в реальном мире, не в соцсетях? Если ребенку покупают самокат или bmx-велосипед, он идет на экстрим-площадку и там знакомится.

— Да, для детей объединяться и общаться нормально, как раз с семи лет им больше интересно общество сверстников, чем родителей. То есть ребенок из семьи должен выйти в общество, найти единомышленников, чаще всего по хобби или увлечению. На приеме дети говорят, что не знают, где найти друзей, в итоге тех, кто слушает, например, их любимую группу, ищут в интернете.

На улице, скажем, скейт сразу видно, понятно, с кем знакомиться.

— Действительно, квадроберам достаточно маски и хвоста, чтобы войти в сообщество. Общение детей-квадроберов часто происходит в соцсетях или по месту жительства, квадроберами могут быть подруги, одноклассники и т.д. Может так быть: если дети не доверяют родителям или боятся, что их будут ругать, они не попросят денег на маску, смастерят ее сами. В этом я вижу развитие самостоятельности, творческих навыков, умение работать с материалами. Но если родители тревожатся, что ребенок чем-то чрезмерно увлекся, или, наоборот, не знают, чем занят ребенок, стоит сходить на консультацию.

Как она должна проходить по отдельности или родитель и ребенок вместе?

— Мы всегда говорим родителям, что если вы хотите прийти на консультацию по поводу ребенка, то лучше, чтобы в первый раз вы пришли без него. Если это подростки, имеет смысл приходить вдвоем, но возможно и начать по отдельности, а потом объединить работу. Чем младше дети, тем больше акцент делается именно на родителей, многое идет из воспитания, из общения, из того, как выстраиваются отношения в семье.

Родительский взгляд очень важен. Важно, если семья видит таланты ребенка, помогает ему реализоваться. Изначально самооценка ребенка — это глаза родителя на него, на этом построено все детство. Потом для самооценки ребенка станет важно мнение сверстников в школе и уже только потом, после подросткового возраста, ребенок начинает думать сам о себе.

Сейчас есть много возможностей узнать своего ребенка, выяснить, что ему нравится, что привлекает, заметить сильные стороны и помогать ему их развивать. Самостоятельно ребенок может ничего и не открыть в себе.

Есть интересные увлечения, которые развивают интеллект, расширяют знания о мире. Дети в таком возрасте собирают коллекции минералов, увлекаются космосом или историей пиратов. Это такие масштабные темы, если сравнивать их с каким-то квадробингом.

Мне кажется, квадробинг может появиться в жизни ребенка от того, что не было ничего другого, не было возможности в 7-8 лет, в начальной школе, сделать выбор. А подростки, которые уже постарше, размышляют о проблемах человечества и слушают Цоя, они точно в масках прыгать не будут.

Часто дети перегружены и не могут отдохнуть. Квадробинг можно рассматривать как возможность сказать: «У меня лапки!», потребовать мир оставить тебя в покое, отодвинуть реальность, которая тебе не нравится?

— Это немножко другая история. Например, сидеть в комнате, размышлять, писать стихи или рисовать, общаться внутри с самим собой. А если мы идем куда-то, где есть компания, как в квадробинге, это не про уход в свою раковину, а наоборот, про выход в социум. Хотя это, безусловно, лучше, чем бегать по заброшкам.

Не соглашусь. То, что было нормально для дошкольника или младшего школьника еще лет 30-40 назад, сегодня недопустимо. Вернуть те стандарты — и ужасаться будет нечему, кадроберы даже шифер не жгут и в ножички не играют.

— Да, дети растут в других условиях.

То есть ребенок с рождения под колпаком, под видеонаблюдением, и неудивительно, что в нем рождается протест из-за диктовки, каким ему быть, что делать, что думать.

— Есть разные возрастные этапы психологического принятия ребенком норм, это начинается от кризиса трех лет и повторяется потом в других возрастах. К трем годам ребенок понимает, что он человек и что он будет ходить в туалет, как люди, а не как животные, и таким образом принимает начальные правила общества. Один из возрастных этапов — как раз начало школьного периода. Дети учатся общаться в коллективе по-взрослому, договариваться между собой, учитывать чувства других, принимать свои недостатки и достоинства.

В начальной школе дети развивают дисциплину, волю и усидчивость, учатся прогнозировать результат и разбивать деятельность на несколько шагов, чтобы к нему прийти. Сложнейшие задачи! При этом они, конечно, остаются детьми, эмоционально очень уязвимыми, которым по-прежнему нужно веселиться, прыгать, бегать, играть и быть услышанными — сверстниками и родителями.

И когда этого нет, а есть только учеба, дети идут в протест. Кто-то в тихий, в мир фантазий, кто-то в грубость по отношению к родителям, кто-то протестует перекраской волос, кто-то снижением успеваемости или квадробингом… По сути, это все способы детей докричаться до взрослых и заявить о своих потребностях.

Часто бывает и так, что родители физически присутствуют в жизни ребенка, но их в ней не существует — они в работе, в телефоне, на ребенка не реагируют.

— Это проблема сегодняшняя, что дети фактически предоставлены сами себе и сами пытаются в этой ситуации выживать. Если ты сто раз прокричал: мама, мама, посмотри, мама, скажи, мама, объясни, а реакции нет, то ребенок перестает спрашивать и будет искать ответ в другом месте. Бабушки и дедушки живут отдельно, с ними тоже не всегда поговоришь и не всегда есть контакт. Родители вечером в лучшем случае зададут дежурный вопрос — как прошел день, и все. Взрослые как в стеклянном кубе, куда ребенку доступа нет. В этом огромная проблема, детям необходимы совместный досуг, общие дела и приемы пищи с родителями, совместный опыт и впечатления, я в рекомендациях почти в каждом заключении это пишу.

У ребенка не будет потребности уходить в какой-то фантазийный мир, если в его жизни есть родители, активная, насыщенная жизнь и четкие ориентиры. Детей нельзя полностью предоставлять самим себе, у них только к 17 годам окончательно формируется умение планировать, идти к своим целям.

Раньше большую часть брала на себя школа, огромную часть — книги. Школа утратила незыблемый авторитет, а дети почти перестали читать. Сегодня в 6-7 лет дети читают не «Остров сокровищ» и не «Фантазеров», а упрощенные яркие книжки про пушистых кроликов, про милых собачек. Поэтому они не знают, на чье мнение опереться, тем более в подростковом возрасте, когда даже любящая понимающая мама воспринимается ребенком как враг. Поэтому дети идут искать ответы куда-то еще, и тут вопрос, что и кого они найдут.

Квадроберы отлично встают в ряд этой мимишности и кавайности, волшебных пони, единорогов, блесток и радуги.

— Да, я буду кошечкой, это так мило и здорово. Я вижу на занятиях, что дети не умеют играть. Вот ты животное в волшебной стране — что дальше? Ты куда-то пойдешь, поедешь, где ты живешь, с кем дружишь, как проводишь свои дни? Ребенок не знает и не может ответить на эти вопросы, он умеет только расставлять коллекцию пони на полочке, чтобы мама не ругалась, что игрушки раскиданы. 

Часто в детских играх нет никакого развития, нет конфликта и динамики, а самое главное, нет приключений. А они необходимы, чтобы мозг работал, развивалась гибкость мышления. Должны быть ролевые взаимодействия, этап, который полностью потерялся с уходом дворовых игр. Дети не могут ни договориться, ни какую-то свою идею доказать группе сверстников, они даже друг с другом не знают, как организовать общение, если их, например, человек пять. Поэтому расцвела культура аниматоров, организаторов детского досуга.

В группе квадроберов появляется коммуникация, это же хорошо?

— В этом плане, конечно, проще с общением, раз дети стараются как-то разговаривать, что-то вместе делать. Главное, чтобы это было безопасно. Потому что, насколько я смогла понять, там идет сравнение снятых видео, кто выше, красивее и лучше прыгнет, у кого красивее костюм.

Это легкая атлетика, за это даже медали дают. В сложнокоординационных видах спорта маленькие дети ломают руки, ноги, позвоночники, но их никто не запрещает.

— Я за безопасность во всем. Меня смущает, что квадроберы скачут на бетоне. Я не думаю, что физиологично передвигаться на четырех конечностях, наш позвоночник создан для прямохождения, да и прыжки с опорой на запястье вряд ли полезны.

Сила противодействия

Чем больше запрещать — тем больший интерес вызывает явление. К тому же дети, не получая от родителей необходимого внимания, используют любые средства, в т.ч. квадробинг, чтобы добиться хоть какой-то реакции, неважно, позитивной или негативной. 

— Если дети не могут до родителей достучаться, есть неразрешимые проблемы и напряжение накапливается, то у них немного выходов — уходить в психосоматику либо чем-то внешним привлекать внимание, гиперактивным или вызывающим поведением. Опасность есть, продажи аксессуаров для квадробинга резко выросли после того, как о нем широко заговорили с отрицательной оценкой. 

Дети просят, требуют внимания к их мыслям, к их жизни. У них есть гораздо более сложные чувства, чем хотеть просто мяукать и прыгать, но многие дети даже не знакомы с собой и своим чувствами и не могут рассказать про них, когда спрашиваешь.

Я против того, чтобы в теме воспитания детей клеймить родителей. Да, поведение ребенка 12 лет — это явный результат родительского воспитания до этого возраста, но все же если родитель психически здоров, то он любит ребенка и не будет желать ему вреда. Родителям самим бывает непросто справляться со своими эмоциями и проблемами. Иногда бывает полезно обратиться за помощью к психологу, особенно если отношения с ребенком зашли в тупик.

Психолог на консультации выступает как медиатор и может оказать большую помощь. Внутри семьи не всегда все видно, нужен кто-то третий, кто на ситуацию посмотрит и поможет. Родители точно не монстры и очень многие меняют линию поведения, когда видят, к каким последствиям она может привести. И взрослым надо помнить, что поток коммуникации не должен быть однонаправленным, общение должно идти в режиме диалога, родители тоже должны рассказывать о себе, делиться своими эмоциями, мыслями, даже просто кидать детям музыку, мемы, ролики.

Что может служить сигналом в поведении ребенка, что пора начинать работать над отношениями?

— Это заметно по переменам в настроении ребенка, в аппетите, сне, эмоциях. Достаточно того, что ребенок замыкается и мало общается. Здоровый ребенок активен, весел, он взаимодействует с миром, в том числе с родителями, и если поведение изменилось — это сигнал. Когда ребенок прыгает из окна, а все вокруг утверждают, что все было хорошо, он был счастлив, — так не бывает, значит, он был несчастлив, просто все рядом были недостаточно внимательны.

Дети всегда говорят, если их что-то беспокоит. Бывает, что дети не очень развиты в осознании своих чувств, этому тоже нужно учить, называть эмоции. Но даже дети, которые закрыты, на приемах говорят: я знаю, что мама/папа меня не поймет, потому что я уже много раз ей/ему про это говорил.

Дети всегда начинают с того, что заявляют о проблеме так, как могут, как умеют, а если взрослые не реагируют и не решают — это уже ответственность взрослых.

Работать над восстановлением доверия можно в любом возрасте?

— Если контакт был потерян по каким-то причинам, то чем больше возраст ребенка, тем сложнее. В принципе, психология сейчас может поправить практически все. Взаимодействие с родителями наладить возможно всегда, особенно если необходимость в этом видит сам ребенок.

Как быть ребенку в ситуации, когда он не доверяет никому, когда ему не с кем поговорить о том, что на душе?

— Ребенок с этим точно не должен идти к друзьям, нужен квалифицированный специалист. Если нет возможности пойти к психологу и нет контакта с родителями, то можно позвонить по телефону доверия, единый общероссийский номер для детей и подростков 8-800-2000-122. Он работает круглосуточно, родители тоже могут туда обращаться за помощью.

Дети сейчас грамотные, сами просят родителей записать их на прием к психологу. Это у них даже популярно, модно, даже в шесть лет могут делиться своим опытом похода к психологу, и, конечно, в подростковом. Многие потом говорят родителям: моя подруга пошла к психологу, ей понравилось, я тоже хочу, запиши меня.

Есть какой-то минимальный возраст для обращения к психологу?

— В целом психологи работают с детьми примерно с двух лет, но конечно, это больше работа по развитию: речи, коммуникации, мышления. Психологическая работа в узком понимании с эмоциональными страхами или тревогами возможна лет с четырех через игровые методы. А психологическая коррекция-самоанализ возможна лет с девяти, это зависит от индивидуального развития ребенка. Напомню, по вопросам воспитания ребенка до пяти лет лучше обратиться в первый раз без него.

Приведите, пожалуйста, пример, как могут возникать у малышей эмоциональные страхи?

— Дети много что находят в интернете и часто не очень хорошее. Реальный случай из практики — один ребенок пяти лет смотрел с папой «Пункт назначения», потом в садике пересказывал это и они всей группой боялись. Другого ребенка в четыре года мама застала за просмотром видео «как разделывать свинью», при том что дала ему телефон «на пять минут».

Нужно следить за контентом, который ребенок потребляет, а для этого нужен не тотальный контроль и проверка гаджетов, а доверие и общение. И уделять большое внимание вопросам цифровой безопасности, учить этому детей. Хорошая история — приложения родительского контроля, которые снимают с родителей необходимость стоять над ребенком с криками «Убери телефон!».

Я против проверок телефона и компьютера, как тайных, так и насильственных. Но при этом можно периодически спрашивать ребенка о его подписках, уважительно задавать ему вопросы. Родители точно имеют право знать, на что и где подписаны дети. Это можно использовать, чтобы увидеть, что происходит с ребенком. Не запрещать, не отрицать, не навязывать свой взгляд, а пытаться понять, что ребенку стало интересно, что он там нашел, поразмышлять вместе с ним, понять его потребности и предложить варианты решения. А самое лучшее — делиться с детьми тем, что есть интересного в интернете, скидывать познавательные видео, показывать интересных людей, смотреть ролики вместе и обсуждать их, то есть показывать им другой контент.

Вообще вся эта история работает, конечно, только с детьми, которые не врут (а не врут, потому что не боятся). Если ребенок умеет врать и изворачиваться, нужно сначала восстанавливать потерянное доверие. Дети ориентируются в цифровом пространстве лучше родителей, чистить историю браузера умеют, под давлением вы ничего не узнаете.

Если вернуться к вопросу доверия, родители многое не видят?

— Психологические проблемы у детей до семи лет всегда идут из семьи из-за нарушения взаимоотношений либо с родителями, либо родителей между собой, либо с какими-то еще родственниками, а выражаться у ребенка это может совершенно по-разному. У кого-то это будет общее ухудшение психических функций, у кого-то начинаются проблемы с обучением или поведением, может появиться какое-то увлечение и это будет такой маячок.

В любом случае, бояться похода к психологу с ребенком не нужно. Психологи не клеймят ни детей, ни родителей, не ставят диагнозов и не объединяются с ребенком против мамы или папы. К психологам мы все ходим, чтобы изменить свою жизнь к лучшему и стать немножко счастливее.

Читайте также на DK.RU:

>>> «Клеймо «псих» на лбу не появляется после приема у психотерапевта или психиатра»

>>> «Сейчас представилась возможность не выживать, а жить. Но мы забыли, как это делать»

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.