Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Эксперты предупредили о деградации дорожно-строительной отрасли

Эксперты предупредили о деградации дорожно-строительной отрасли
Иллюстрация: freepik.com

Отрасль дорожного строительства к 2023–2024 гг. достигла исторического пика развития из-за реализации крупных государственных проектов. Однако теперь госзаказов стало меньше, а расходов больше.

Национальная ассоциация инфраструктурных компаний (НАИК; объединяет крупнейших игроков отрасли, в частности «Нацпроектстрой», «Трансстроймеханизацию», «Автобан» и др.) ожидает «деградации отрасли» и ряд негативных последствий для экономики в целом при отсутствии государственных мер поддержки, пишет РБК со ссылкой на аналитический обзор «Дорожное строительство: оценка состояния и перспективы развития».

Авторы обзора отмечают, что для выполнения государственных задач отрасль дорожно-мостового строительства к 2023–2024 гг. достигла исторического пика развития. Подрядные организации нарастили парк техники, сформировали высококлассные трудовые коллективы. Однако на данный момент ситуация стремительно меняется:

Отсутствие социально значимых проектов по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог и мостов, формирующих единую опорную транспортную сеть страны, смещение финансирования по уже реализующимся объектам на один — три года в сочетании с высокой ключевой ставкой и ростом издержек приведут к деградации отрасли и негативным последствиям для экономики в целом, — сказано в документе.

В частности у компаний выросли расходы на оплату труда сотрудников. По данным Росстата, средняя зарплата в строительной отрасли в минувшем сентябре составила 84,1 тыс. руб., что на 18,5% больше, чем в прошлом году. Кроме того, выросла долговая нагрузка компаний. По данным кредитных организаций, отношение суммы обязательств 25 крупнейших дорожно-строительных компаний к EBITDA без государственных гарантий составляет 1,6 (в 2023 г. — 1,1), а с государственными гарантиями — 3,2 (в 2023 г. — 2,7).

Также объемы лизингового портфеля по отношению к 2022 г. выросли на 114%, а из-за роста ключевой ставки удорожание по лизинговым договорам составило 54,6%.

НАИК обращает внимание на то, что начиная с 2024 г. наблюдается тенденция к значительному снижению объемов дорожно-строительных работ, которая станет «особо острой» с 2025 г. после окончания строительства участков трасс М-4 и М-12.

Объемы финансирования снижаются либо переносятся «вправо». По объектам, планировавшимся к заключению в 2024 г., стоимостью от 5 млрд руб. и выше финансирование перенесено на последующие годы, — сказано в обзоре.

Также в документе со ссылкой на данные Росстата и расчеты НИУ ВШЭ говорится, что средняя рентабельность в дорожном строительстве не превышает 2,6–3,3%, тогда как в строительной отрасли, включая жилищное строительство, она достигает 9,2%.

Чтобы сохранить устойчивость отрасли, ассоциация предлагает продлить на 2025 г. возможность авансировать до 50% от цены государственного контракта на поставку товаров и оказание работ и услуг. 

Еще одна мера поддержки — разрешение компаниям отрасли направлять средства из лимита на непредвиденные расходы и затраты на оплату процентов по банковским кредитам в тех случаях, когда они привлекаются отраслевыми игроками для досрочного исполнения договора подряда или при отставании графика финансирования от графика строительно-монтажных работ.

В Минстрое сообщили, что на данный момент ведут работу по новым мерам поддержки строительной отрасли.

Гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что сегодня в России формируются два параллельных рынка — льготного и рыночного кредитования. По словам эксперта, маловероятно, что государство будет направлять льготные кредиты на крупные инфраструктурные проекты:

Следующий год будет для отрасли таким же сложным, как 2024 г. С одной стороны, заявлены крупные проекты, например ВСМ. С другой стороны, их реализация может смещаться. При этом крупным инфраструктурным компаниям, по всей видимости, не дадут упасть, чтобы не допустить эффекта домино на подрядные и субподрядные организации.

Ранее директор ООО «Евразия» Виктор Молокитин в интервью DK.RU рассказывал, что стоимость банковского кредитования даже для крупного бизнеса доходит до 28% годовых. Кроме того, банки в любой момент могут пересмотреть согласованные условия кредитования и даже приостановить выдачи траншей по уже заключенным сделкам.

Многие компании, выполняющие работы по длинным крупным контрактам, сильно закредитованы. Дополнительная процентная нагрузка не учтена в сметах и генерит дополнительные убытки. Например, в прошлом году в связи с активным строительством М-12 был высокий сезон потребления материалов. Чтобы сэкономить деньги, подрядчики перенесли закупку новых партий с прошлого года на текущий. Все проекты были просчитаны на старых условиях, а в этом году цены серьезно выросли. В итоге сейчас дорожники оказались в непростой ситуации — им приходится закупать материалы себе в убыток, чтобы выполнить обязательства по контрактам. 

Эксперт отмечал, что уже зимой 2024 г. на дорожном рынке начнется стагнация, а, возможно, даже череда банкротств предприятий.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.