Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

За что платят те, кто покупает кровать за 500 тысяч? Опыт производителя матрасов

Елена Балашова, генеральный директор компании «Нега-Групп»
Елена Балашова, генеральный директор компании «Нега-Групп». Иллюстрация: личный архив

История «Нега-Групп» началась со «схлопывания» дилерства. Как компания выросла в ключевого производителя матрасов и кроватей на Урале, пережила пожар и сейчас создает уникальный дизайн — на DK.RU.

«Заниматься производством морально очень приятно и комфортно, потому что понимаешь, что создаешь то, что нужно людям, чего у них нет», — говорит учредитель, генеральный директор компании «Нега-Групп», специализирующейся на производстве ортопедических матрасов и кроватей, Елена Балашова. В 2000-е они с супругом занялись мебельным ритейлом, а потом основали собственные производства.

В интервью DK.RU Елена Балашова рассказала о построении производственной компании в высококонкурентной отрасли, вызовах, с которыми бизнес сталкивается сегодня, и о том, почему себестоимость самой дорогой кровати не может быть выше 150 тыс. руб.

Как вы пришли в производственную сферу и почему остановились на матрасах? 

— Мы занимаемся производством мебели с 2006 г. До этого в течение нескольких лет торговали простыми экономичными кроватями и тумбочками для бюджетных учреждений. Их изготавливали разные компании, в основном мелкие цеховики. Металлическая мебель была побочным продуктом заводов, которые в тот период как раз утратили интерес к ее производству. Мы поняли, что ниша освободилась и решили ее занять. В 2005 г. мы купили помещение лесопилки в стадии банкротства (по сути, стены без окон и дверей), на его восстановление потребовался год. На этой площадке мы установили оборудование, от которого избавился Первоуральский новотрубный завод. Оно было грубым, морально устаревшим, но вполне рабочим. Потом приобрели станки для работы с ДСП. С этих шагов начался бизнес по производству мебели на металлическом каркасе — компания «Аккорд».

В какой-то момент я подумала: где кровати, там и матрасы. Посетила производство компании «Аскона», оно мне понравилось, и мы заключили дилерское соглашение. В начале двухтысячных эта фабрика была достаточно большой, но еще не имела всероссийской известности, как сейчас. Ее продвижение в регионы обеспечили в том числе такие представители, как я.

Мы открыли салоны под брендом «Аскона» и в течение двух лет их развивали. Сотрудничество «схлопнулось» в один день: партнер поставил меня перед фактом, что будет сам работать в регионе, и предложил закрыть салоны.

Разумеется, я испытала шок. Мы успешно продавали матрасы, мне нравился этот бизнес, я успела в него погрузиться. Я понимала, что хочу его развивать. Но закономерно возникал вопрос: чем торговать? Открывать матрасное производство трудоемко, в этом мы отдавали себе отчет. Но у нас были производственные площади, а муж успел сориентировался в матрасной «теме».

Очень помог интернет, бурное развитие которого как раз пришлось на тот период. Появился Google с сервисом онлайн-перевода, благодаря которому мы сами написали письмо швейцарской фабрике «Шпюль» и спросили, не продадут ли они нам станки. Они ответили: разумеется. Так, по сути, в течение 10 минут мы провели эффективные переговоры и приступили к созданию собственного производства.  

Первые матрасы «Нега» появились в 2007 г., они были очень простыми. Мы покупали в Москве готовые пружинные блоки и зашивали их в чехлы в автоматическом режиме — качественно, красиво, культурно. В течение года организовали собственное производство пружинных блоков. Дальше — больше, мы постоянно вкладываемся в модернизацию производства, не было года, когда бы мы не приобретали новое, более совершенное оборудование. Ведь хорошая производительность обеспечивает преимущество перед конкурентами, которых на рынке матрасов очень много, в отличие от сегмента металлической мебели.

Что вам помогло в ситуации внезапного отказа партнера от сотрудничества не опустить руки? Какие личные и профессиональные качества?

— Отчасти злость. На ней, на эмоциях мы проработали в течение пары лет, нам хотелось доказать и показать, что мы не сдадимся. У нас с супругом удачный для бизнеса тандем. Он производственник, при этом очень педантичен: 10 раз все проверит, оценит риски, потом поставит цель и будет двигаться к ней планомерно и неуклонно. Я «исторически» связана с финансовой сферой: у меня соответствующее образование, в конце 90-х я шесть лет проработала в крупном федеральном банке.

Закалка, полученная в тот период, отчасти помогла мне и в той неприятной ситуации, и в дальнейшем при выборе стратегии и людей. Важно опираться на тех, кто в трудную минуту поддержит советом или просто скажет: не бойся, ты все делаешь правильно, вы справитесь.

Что сейчас представляют собой ваши производства?

— Производственная база находится в городе Асбесте Свердловской области. Со временем мы смогли выкупить землю и построили на ней новые цеха. В настоящий момент их площадь составляет около 12 тыс. кв. м — на каждое из производств приходится примерно по 6 тыс. кв. м. Около тысячи квадратов занимают старые цеха. Мы проектируем на их месте новые, но реализация упирается в подведение газа. Мощностей котельной, которую мы построили в 2012–2014 гг. вместе с цехами, не хватит на дополнительные объемы. Для расширения производства необходимо подвести новую трубу высокого давления, но это дорого и долго. Мы уже заплатили «Газпрому» за проектные работы порядка 10 млн руб., но они ведутся с прошлого года, и горизонт не виден.

При этом мы прекрасно понимаем, что профинансируем прокладку новой трубы на нашу улицу, а потом «Газпром» подключит к ней десятки предприятий и на этом заработает. Это немного обидно. Сейчас мы пытаемся добиться содействия государства, хотя бы в части ускорения процесса проектирования и согласования.

Какое направление флагманское производство матрасов или металлической мебели?

— Они равноценны. В зависимости от экономической ситуации вперед выходит то одно, то другое, ведь они ориентированы на разные рынки, на разных потребителей. Когда в 2000-е муж решил заняться металлической мебелью, идея казалась мне странной. Я думала: кому сейчас нужны железные кровати. Но он видел в этом потенциал, и я не мешала. Нам было по 22 года, у нас не было никаких накоплений, и я кредитовалась под зарплату, чтобы приобрести что-то для бизнеса. В результате он пошел: нашу металлическую мебель начали приобретать бюджетные организации — общежития, больницы, вооруженные силы, и мы смогли заработать капитал, позволивший в том числе запустить матрасный цех.

 

 За что платят те, кто покупает кровать за 500 тысяч? Опыт производителя матрасов 1Матрас «Нега-Групп»

 За что платят те, кто покупает кровать за 500 тысяч? Опыт производителя матрасов 2Интерьерная кровать «Нега-Групп»

В 2014–2019 гг. направление металлической мебели стало «сжиматься», а продажи матрасов выросли. Я радовалась, что в свое время мы диверсифицировали бизнес. Сейчас потребительский рынок проваливается и матрасное направление буксует. Зато, начиная с пандемии, увеличился объем госзаказа на мебель «Аккорд». В этом году произошло наводнение в Курганской области, для эвакуированных людей в моменте потребовались тысячи раскладушек — и мы их поставили. В целом, цех металлической мебели работает без пауз, в отличие от матрасного.

Каков сегодня объем вашего бизнеса по выпуску матрасов? Какова доля рынка?

— Пока мы удерживаемся в рамках лимитов малого бизнеса — 250 млн руб. в год. В регионе много небольших производителей (меньше «Неги»), но на всех нас приходится лишь 15–20% локального рынка, остальные 80–85% прочно держат крупные федеральные компании. Они раньше нас заняли эту нишу, и у них совершенно другие возможности. Легко конкурировать, работая в свободной экономической зоне и имея нулевую ставку по НДС, таможенным пошлинам и низкую ставку по налогу на прибыль.

Таким компаниям, как наша, приходится труднее. Приведу пример: раньше таможенная пошлина на ткани из Китая составляла 8% — льгота предоставлялась в рамках программы поддержки развития легкой промышленности. Но с 2024 г. ту же самую ткань (она трехслойная) начали квалифицировать как полуфабрикат и растаможивать по ставке 13%. Крупные поставщики проиграли все суды, несмотря на заключения экспертов. Увеличение на 5% — это дополнительная нагрузка на себестоимость. Федеральных компаний, работающих в ОЭЗ, это повышение не коснулось.   

С кем острее конкуренция на домашнем рынке — с федеральными компаниями или с локальными игроками?

— Конечно, с федералами. Некоторые из них придерживаются стратегии выжженной земли. Между локальными производителями нет столь острой конкуренции. Мы сталкиваемся с одинаковыми проблемами, поэтому не только общаемся, но даже поддерживаем друг друга.

В 2012 г. у нас дотла сгорел новый матрасный цех, это было ужасно. Мы наконец-то накопили деньги и построили современное производственное помещение — утепленное, обшитое металлопрофилем, с дебаркадерами и воротами. Пожар начался в разгар рабочего дня. Согласно заключению экспертизы, искра от станка попала на заготовки из поролона и они вспыхнули. К счастью, никто из сотрудников серьезно не пострадал. Нам отчасти повезло в том, что в цехе стояло старое оборудование, новое мы еще не успели получить, оно задержалось на таможне.

В целом ситуация была катастрофическая. Пожар произошел в пятницу 13 ноября. Четвертый квартал — это прорва заказов, а у нас полностью сгорели и запас сырья, и готовая продукция. Нас спасло несколько вещей. Во-первых, сотрудники сказали: если будете восстанавливать производство, мы вам поможем, мы готовы подождать с оплатой. Во-вторых, нас поддержали местные коллеги: они взяли на себя весь объем наших заказов и отшивали его под нашей маркой, по нашим технологическим картам. Благодаря им мы выполнили обязательства перед клиентами.

Я считаю это волшебством: мы сгорели дотла, при этом не остановили отгрузки, и большинство клиентов даже не узнало о происшествии. Мы завезли на арендованные площади новое оборудование и через несколько недель «вернулись в строй».  

Где сегодня представлена продукция «Неги»? 

— У нас розница в трех городах — Екатеринбурге, Перми и Тюмени, а также онлайн-магазин, продажи в котором, впрочем, невелики. Мы стремимся выйти на российскую аудиторию через маркетплейсы. Уже работаем на Ozon и Wildberries и за год серьезно продвинули оба направления — и «Аккорд», и «Негу», несмотря высокую конкуренцию. Маркетплейс — это квинтэссенция рынка в целом, там представлены практически все производители и весь спектр маркетинговых инструментов. Сейчас мы планируем выйти на «Яндекс Маркет».

Мы понимаем, что можем продавать через тот же Wildberries до 50% продукции. Нас сдерживает только кадровый вопрос: мы способны увеличить объем и расширить ассортимент, но для этого нужны люди с опытом работы с маркетплейсами.

К сожалению, за год условия для мебельщиков, для производителей крупногабаритной продукции на маркетплейсах ужесточились. Существуют и некоторые ограничения в работе. Недавно мы были в Сочи на выставке для отельеров, у нас буквально расхватали с экспозиции всю продукцию «Аккорд». Завхозы гостиниц сетовали, что таких раскладушек, как наши, на рынке нет, а потребность в них велика — порой в отели заселяют группы спортсменов, и номера приходится срочно превращать из двухместных в трехместные. В то же время Wildberries не показывает нашу продукцию покупателям в Сочи, мы в принципе не можем отгружать ее на склады на юге России, поскольку маркетплейс считает ее крупногабаритной и не принимает.

Одна из наших целей на ближайший год — открыть в этом регионе собственный склад и оперативно пополнять его маленькими партиями.

 За что платят те, кто покупает кровать за 500 тысяч? Опыт производителя матрасов 3

 За что платят те, кто покупает кровать за 500 тысяч? Опыт производителя матрасов 4Интерьерные кровати «Нега-Групп»

Что больше всего помогает в продвижении на маркетплейсах?

— Например, положительные отзывы. На маркетплейсах их сложно «нарисовать». Ты можешь сделать один самовыкуп, чтобы разместить хороший комментарий о своей продукции, потом второй, но не сотни. Получить массу хороших отзывов можно только при стабильно высоком качестве товара. Например у нас меньше одного процента брака, каждый подобный случай — форс-мажор, с которым я разбираюсь лично. Мы сразу выстроили технологические процессы таким образом, чтобы проблем с качеством не возникало. Из-за них можно очень легко вылететь с рынка: несколько негативных оценок на «Яндекс Картах», на сайтах-отзовиках могут перечеркнуть компании все продажи.

В целом если товар хороший, маркетплейсы — идеальный канал для продвижения продукции в массовом сегменте.

С 2022 г. многие производители сталкиваются с трудностями при покупке материалов и оборудования. Повлияли ли санкции на ваш бизнес?

— Ситуация непрерывно меняется. Мы пересмотрели планы по расширению и модернизации производства и пока приостановили покупку нового оборудования. Ключевой драйвер спроса на матрасы — продажи на рынке новостроек. С прекращением действия программы льготной ипотеки они снизились, и мы ощутили последствия. Наша задача в текущей ситуации — максимально загрузить существующие мощности.

Что касается материалов, с весны мы испытываем трудности с платежами в Китай. Найти банк, из которого деньги уйдут поставщику, — настоящий квест. У нас открыты счета в юанях везде, где только можно.

Представьте ситуацию: товар пришел, он растаможен, средства списаны, и тут звонит китайский партнер и буквально со слезами говорит: «Я видел, что деньги от вас зачислили, но сейчас их нет». Проверяем и обнаруживаем, что банк вернул нам платеж. Мы очень надеемся, что власти России и КНР решат этот вопрос на высшем уровне.

В настоящий момент мы делаем ставку на развитие более дорогого сегмента, на создание собственной линейки в сотрудничестве с дизайнерами и повышение среднего чека. Если объемы продаж в категории «эконом» снижаются (похоже, этой группе покупателей сейчас не до мебели и матрасов), то спрос на дорогостоящую продукцию остается стабильным. Кроме того, более дорогие материалы мы привозим из Турции, где платежи принимают даже в рублях.

Экономный сегмент и более дорогой — о каких суммах идет речь?

— Цена двуспальной кровати с матрасом в эконом-сегменте составляет порядка 50 тыс. руб. (матрас — около 20 тыс., кровать — около 30 тыс.), односпальной — в районе 20–25 тыс. руб. Следующий сегмент, назовем его «средним», — это кровати с матрасами стоимостью от 50 тыс. до 100 тыс. руб. Сейчас на нашем рынке он представлен преимущественно продукцией федеральных брендов, при этом она достаточно рядовая, с усредненным дизайном. Мы хотим закрепиться именно в этом сегменте, создав собственную коллекцию, в которой предложим покупателям нечто нестандартное.

На премиальный сегмент не нацеливаетесь? В чем особенность продукции в этой категории?

— У нас есть премиальная линейка матрасов. Ее особенность состоит в пружинном блоке (1 тыс. пружин на квадратный метр, 2 тыс. — на спальное место) и применении дорогих материалов. Что касается кроватей, по нашим подсчетам, себестоимость модели в ткани высшей категории не превышает 150 тыс. руб. И это не премиальный сегмент. Дизайнеры, которые в нем работают, используют в проектах кровати за полмиллиона, например, итальянские. Но кровать — не космический корабль, даже если выполнена из массива эбенового дерева. Самая дорогая составляющая — ткань.

Предположим, производитель использует ткань из Франции, которая стоит €200 за квадратный метр. Больше 10 кв. м на кровать не уйдет, даже при самом нерациональном крое. Не укутывают же ее в 10 слоев. Таким образом, большую часть суммы покупатель платит за дизайн, за бренд производителя, имя продакт-дизайнера (автора коллекции), маркетинг и пр.

Поделюсь собственным опытом: в первую квартиру мы заказали кровать премиальной итальянской фабрики Volpi. Она стоила порядка 6 тыс. евро, и это была оптовая цена. Мы как мебельщики ее изучили — и не нашли ничего особенного, кроме того, что она пришла с двумя левыми царгами.

 За что платят те, кто покупает кровать за 500 тысяч? Опыт производителя матрасов 5

 За что платят те, кто покупает кровать за 500 тысяч? Опыт производителя матрасов 6Интерьерные кровати «Нега-Групп»

Вы планируете разработать собственную линейку продукции. На каком этапе находится этот проект? И почему все-таки существующий модельный ряд не соответствует задаче по закреплению в среднем ценовом сегменте?

— Модели, которые мы выпускаем, достойного качества, они продаются, но мы даже не можем дать им свое имя. Нечто подобное изготавливают все производители — от небольших компаний до федеральных. Если вы введете в поисковике запрос «кровать с мягким изголовьем», то увидите примерно одинаковый дизайн — ничего уникального. В этой ситуации практически невозможно отстроиться от других игроков рынка, с ними можно конкурировать либо ценой, либо стоимостью бренда.  

В 2023 г. я случайно отправилась на выставку ARTDOM, которая проходит в Гостином дворе в Москве. Я обратила внимание, сколько дизайнеров летит со мной в самолете из Екатеринбурга. Я подумала: ведь они работают с хорошо оплачиваемыми специалистами, которым нужен дизайн, и именно для таких заказчиков мы можем создать коллекцию мебели.

Мы объявили конкурс среди дизайнеров, к сожалению, из Екатеринбурга никто не откликнулся, и мы начали сотрудничать с москвичами: заключили договоры на создание прототипов. Поскольку мы уральская компания, нам хотелось бы привнести в коллекцию некую локальную идентичность. Не отсылки к «Малахитовой шкатулке» и «хозяйке Медной горы», но что-то уральское. Я мечтаю, чтобы нашелся местный продакт-дизайнер, коллекция которого прогремит на всю страну.

Заниматься производством в России крайне непросто. Не жалеете, что в свое время покинули банковскую сферу?

— Мы с мужем из семей производственников, отчасти поэтому нас эта деятельность и привлекла. Заниматься производством морально очень приятно и комфортно, потому что понимаешь, что создаешь то, что нужно людям, чего у них нет. Сотрудники благодарны, что мы организовали производство в Асбесте и создали для них рабочие места. На нашем предприятии уже формируются династии. Мы растем, расширяемся, создаем для людей перспективу — это мощный психологический драйвер.

Читайте также на DK.RU:

На что равняться, если стоит задача сделать дизайн, а не ремонт — Ольга Косырева

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.