Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Один из крупнейших онлайн-сервисов бронирования жилья в России планирует провести IPO

Один из крупнейших онлайн-сервисов бронирования жилья в России планирует провести IPO
Иллюстрация: freepik.com

После ухода западных игроков, Booking и Airbnb, отечественные сервисы онлайн-бронирований начали активно расти и завоевывать свою долю на рынке. Сегодня компании готовы к выходу на биржу.

Один из крупнейших онлайн-сервисов по бронированию жилья для туристических и деловых поездок — «Суточно.ру» рассматривает вариант проведения IPO (Initial Public Offering, первичное размещение акций) в 2025 г. Об этом РБК рассказал основатель и гендиректор сервиса Юрий Кузнецов.

Это логичный шаг для любой быстроразвивающейся технологичной компании. «Суточно.ру» полностью готова к выходу на биржу с точки зрения выстроенных внутренних процессов, операционного и корпоративного управления. Но мы внимательно смотрим на рынок — должны сложиться благоприятные условия на фондовом рынке, — сказал он.

В марте 2024 г. сервис привлек финансового инвестора — несколько prе-IPO фондов под управлением компании «ВИМ Инвестиции». Два ЗПИФа (закрытых паевых инвестиционных фонда) получили около 16%. У Юрия Кузнецова после проведения сделок осталось 84% акции, до этого он был единственным собственником компании.

По словам основателя «Суточно.ру», «ВИМ Инвестиции» были привлечены в компанию для «формирования лучших практик корпоративного управления через участие в совете директоров». Он добавил, что IPO — это лишь один из вариантов развития событий:

Цель многих IPO — это привлечение денег для развития. Я считаю, что публичность может дать дополнительный импульс бизнесу. Мы стали крупной компанией, одним из лидеров отрасли, хотим внедрять лучшие практики управления, принятия стратегических решений. Кроме того, ликвидные акции — это и возможность мотивации ключевых сотрудников, усиления бренда, репутации компании. На нашем рынке это важно.

Юрий Кузнецов добавил, что рост бизнеса отечественных сервисов онлайн-бронирования начался в 2022 г., когда случился резкий переток владельцев жилья, которые сдают объекты посуточно, на российские агрегаторы:

После ухода западных игроков — Booking и Airbnb — эта ниша оказалась свободна для множества российских сервисов бронирования. Все начали отвоевывать свою долю на рынке. Мы были одними из них. К нам хлынули все, кого в один день убрали из Airbnb и Booking.

Передел рынка, по словам основателя «Суточно.ру», еще не закончился:

Мы лидируем в посуточной аренде квартир для туристических целей и деловых поездок. По сути, мы русский Airbnb — продвигаем именно идею туризма, чтобы люди больше путешествовали.

Причем Юрий Кузнецов полагает, что в случае возвращения Booking в Россию, ему вряд ли удастся вернуть свою долю рынка:

За три года технологический разрыв между международными и российскими сервисами существенно сократился. Поэтому, если даже они вернутся, у потребителей не будет серьезных оснований к ним перейти. Плюс за это время вырастет новое поколение, которое никогда не пользовалось этими зарубежными сервисами.

Добавим, что в октябре 2024 г.  управляющий венчурными фондами Sk Capital Александр Чайкин говорил, что за долю около 16% «Суточно.ру» пре-IPO фонд заплатил 1 млрд руб., а весь сервис оценивал в 6-7 млрд руб. По оценкам гендиректора агентства «INFOLine-Аналитика» Михаила Бурмистрова, сервис может стоить не менее 4 млрд руб.

Добавим, что «Суточно.ру» был основан в 2011 г. в Ульяновске. Согласно оценкам Центра стратегических разработок (ЦСР), «Суточно.ру» — один из крупнейших игроков на рынке краткосрочной аренды жилья в России. Среди онлайн-тревел-агентств «Суточно.ру» занимает второе место. Его долю ЦСР оценивает в 25%, тогда как у лидера — «Авито» — 49%. Весь рынок краткосрочной аренды в 2024 году — с учетом как онлайн-, так и офлайн-каналов продажи — аналитики оценивали в 333 млрд руб.

Выручка АО «Суточно.ру», по данным СПАРК за 2023 г., составила 3,12 млрд руб., что в 1,8 раза больше, чем в предыдущем году (1,71 млрд руб.). Чистая прибыль компании выросла в пять раз, до 464,4 млн руб. в 2023 г., против 87,2 млн руб. в 2022 г.

Как рассказывал DK.RU, в 2024 г. в России 14 компаний провели первичное размещение акций (IPO) — 13 из них на Московской бирже и одна — на СПБ Бирже. Это стало рекордом за 17 лет. В частности, на Мосбиржу вышли МТС Банк, гипермаркет «ВсеИнструменты.ру», производитель фармацевтических препаратов «Озон Фармацевтика», сервис аренды автомобилей «Делимобиль», а также разработчики ПО «Диасофт» и «Группа Аренадата».

Эксперты отмечали, что число компаний, которые решат провести IPO в 2025 г., будет еще больше. Одна из причин, почему компании стремятся выйти на биржу — высокие процентные ставки, которые затрудняют получение корпоративных кредитов. На этом фоне выход на биржу открывает бизнесу доступ к длинным деньгам.

В январе-ноября 2024 г. частные инвесторы вложили в акции, облигации и биржевые фонды более 1,14 трлн руб., рассказывал DK.RU.

Ранее в Минфине ожидали, что с 2025 по 2030 гг. на биржу будут выходить около 20 компаний в год. А замминистра ведомства Иван Чебесков уточнял, что порядка семи госкомпаний уже отобраны для первичного размещения акций. В 2025 г. провести IPO могут СИБУР, VK Tech, Sokolov и Рольф.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.