Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Покупатели не спешат за новой мебелью — переезжать некуда

Покупатели не спешат за новой мебелью — переезжать некуда
Иллюстрация: личный архив Романа Жукова

Как развивается мебельное производство в России после ухода европейских производителей, как изменились вкусы покупателей, что влияет на ценообразование — на примере компании из Свердловской области.

После ухода с российского рынка мебели европейских игроков в СМИ развернулась большая дискуссия: смогут ли российские производители их заместить. В 2022 г. было много скепсиса по этому поводу. Сейчас уже стало ясно, что без мебели никто не остался: и выбор есть, и качество хорошее.

Российское мебельное производство на подъеме. Спасибо Китаю, который помог заместить все европейские комплектующие, а технологии остались в доступе, несмотря на санкции. Но мебельный бизнес зависит от рынка недвижимости. Если застройщики продают меньше, то и мебельщики тоже. Плюс здесь, как и везде, есть проблемы с кадрами.

Как живет мебельное производство, DK.RU рассказал генеральный директор мебельной компании «Финист» Роман Жуков.

Мебельная компания «Финист» на рынке с 2005 г. Она находится в Нижнем Тагиле. Компания осуществляет полный производственный цикл: от индивидуальной проработки дизайна до сборки и монтажа мебели. Штат около 300 человек. Компания производит офисную мебель, кухни, корпусную мебель, шкафы, изделия из искусственного камня, мебель для учебных заведений, здравоохранения и спорта.

Как появилась ваша компания?

Покупатели не спешат за новой мебелью — переезжать некуда 1— До того как я решил заняться производством мебели, я служил в Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков, параллельно подрабатывал охранником, водителем и пробовал открывать собственное кафе.

Заработная плата была невысокая. Когда купил квартиру, сделал ремонт, и дело дошло до мебели. Я пришел в мебельный салон и удивился — откуда такие цены? Шкаф, который представляет собой восемь досок и две двери, стоил как три моих зарплаты.

Разочаровавшись в ценах, я прикинул, как можно сделать мебель самостоятельно и гораздо дешевле. Купил расходный материал и сделал себе все сам, начиная от кухни и заканчивая спальней. У меня получилось красиво, и люди стали просить такую же мебель и для них.

График тогда у меня был очень гибкий: я подрабатывал, где мог. В итоге решился на первый заказ. Но сделал его неудачно, допустил ошибку в чертеже, и мебель получилась в зеркальном отражении. Мой клиент был буквально в истерике. После такого опыта первое, что хотелось сделать, бросить все и никогда больше за это не браться. Но желание доказать себе и окружающим, что я смогу, что я справлюсь со всеми препятствиями, не позволило мне остановиться.

Я стал брать еще заказы, арендовал гараж без отопления, три месяца спустя нашел теплый, потом — более просторный, и так к 2011 г. у меня было порядка 700 кв. м теплых производственных площадей, 400 кв. м холодных арендованных складских площадей и 40 сотрудников в штате. При этом до 2011 г. я продолжал совмещать государственную службу с бизнесом.

Покупатели не спешат за новой мебелью — переезжать некуда 2

К 2017 г. у меня было уже 12 тыс. кв. м производственных площадей в собственности и штат около 250 человек. И так мы работаем уже порядка 20 лет, получается.

Как российская мебель чувствует себя после ухода европейских производителей?

— Исторически так сложилось, что законодателями моды были зарубежные производители. Но за последние годы мебельное производство в России очень сильно подтянулось и утерло нос многим зарубежным игрокам.

Несмотря на санкции, станки, фурнитура и технологии производства остались в доступе для российских производителей. А какая разница, кто загрузил деталь в станок — француз, итальянец или русский?

Здесь надо отдать должное Китаю, который смог заместить всю европейскую фурнитуру. Я уверен, когда снимут санкции, европейским производителям будет очень тяжело вернуться на рынок. Какая-то часть, возможно, вернется, но в полном объеме — нет. На сегодняшний день сложился опыт использования китайского фабричного продукта с достаточно высоким уровнем качества.

Покупатели не спешат за новой мебелью — переезжать некуда 3

Кроме того, у нас хорошо шагнула вперед именно организация производственного процесса. То есть наши производители перешли от пыльных душных огнеопасных гаражей к красивым, просторным, технологичным, правильно организованным пространствам, в которых сотрудникам комфортно работать.

Российская мебель сейчас востребована, клиенты хорошо относятся к местным брендам и производителям. Потому что технологии и материалы по факту сейчас те же, что и в европейских странах.

Местные компании работают на совесть, особенно если ориентированы на рынок одной области или города. Потому что авторитет завоевывается годами, а потерять его можно в одно мгновение.

А как формируется цена на мебель? Вроде бы в магазинах сейчас продаются в основном изделия российского производства, а цена все равно высокая.

— В стоимость мебели входит материал, из которого она изготовлена, включая остатки после раскроя деталей. Еще один момент — сегодня на цену товара сильно влияет ситуация на рынке труда. Хороших специалистов очень мало, на них идет реальная охота. За последние годы зарплаты у операторов, сборщиков, монтажников, узких специалистов выросли в два-три раза. Это тоже влияет на стоимость мебели.

Плюс экспортеры продолжают зависеть от рынка валют. При росте курса доллара цена на товары, где есть иностранные комплектующие, тоже растет.

Ценовая политика у всех компаний разная. Мы, например, не играем с ценой. То есть не поднимаем и не опускаем цену в зависимости от объема заказов, не продаем один и тот же продукт разным людям по 100 тыс. и по 500 тыс. руб. соответственно. У нас нет скидок для крупного и среднего опта, и нам неважно, один год ты с нами работаешь или десять. Цена для всех фиксированная.

Мы цены последние два-три года стараемся держать. Индексируем их только в связи с корректировкой курса доллара.

А вкусы у покупателей за эти 20 лет, что вы работает на рынке, сильно изменились?

— Мода на яркую мебель прошла. Яблоки, апельсины, вишенки на кухонных фартуках больше не покупают, нет спроса на яркие фасады, двойные крыши, пилоны. Мы уверенно идем к упрощению и минимализму. Сейчас люди больше думают о комфорте, чем о том, как удивить соседа.

Покупатели не спешат за новой мебелью — переезжать некуда 4

Если раньше очень много заказывали радиусных фасадов, то сейчас это практически не востребовано. У современной мебели более понятная и простая форма.

В моде спокойные оттенки, есть спрос на холодные серые тона — бетон, камень. Я уверен, что мы вернемся к моде на классику. Это фрезеровка под натуральное дерево или изделия из него. Но, думаю, в будущем мы обратимся к классике в осовремененном формате. Неоклассика — это такой более легкий и светлый вариант традиционной мебели.

А какая у вас география поставок?

— Нашу продукцию мы продаем в Свердловской и Тюменской областях, ХМАО, ЯНАО. У нас есть заказчики из Пермского края, но основной клиент — это Свердловская область. Мы уральский производитель и работаем для клиентов Уральского округа — нам ни в коем случае нельзя ударить в грязь лицом. Поэтому держим марку.

С 2018 г. мы вышли на рынок школьной мебели. На сегодняшний день около 200 учебных заведений укомплектованы нашей продукцией.

У нас есть собственные салоны, есть франшизные салоны, которые носят наше название. Ну и есть дилеры, которые работают через интернет-магазины.

Мы также работаем со многими крупными застройщиками Екатеринбурга, Тюмени, Москвы.

Текущие реалии рынка недвижимости на вас как-то сказываются?

— Меблировка квартиры — это завершение ремонта. Если у застройщиков не идут продажи, на нас это тоже сказывается. Стагнация на рынке недвижимости для нас очень чувствительна, потому что мы — часть этой экосистемы. На нас влияет и снижение потребительской активности в том числе.

Покупатели не спешат за новой мебелью — переезжать некуда 5

Но мы не относим себя к массовому сегменту. Мы делаем качественную мебель под заказ. Качественную — это значит, что она будет служить вам, пока не надоест, а не пока в ней что-то сломается.

А есть какой-то девиз у вас или вашей компании?

— Девиз нашей компании — «Доступное качество». Что касается меня, то мне нравится выражение «мне хватает ума не считать себя самым умным». Я всегда старался учиться и совершенствоваться, быть активным и нести ответственность за происходящее.

Очень важное направление для нас — это благотворительность. «Финист» — социально ответственная компания. Мы принимаем активное участие в сборе помощи для бойцов СВО, у нас на попечительстве несколько детских домов. Две футбольные команды и юнармейский отряд носят наше название. Я стараюсь быть полезным Нижнему Тагилу. Раз уж Бог дал возможность заработать, нужно помогать тем, кто находится в сложной ситуации.

Фотографии предоставлены маркетинговой службой компании «Финист»

Читайте также на DK.RU: За что платят те, кто покупает кровать за 500 тысяч? Опыт производителя матрасов.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.