Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

За пять лет рынок электронной коммерции вырос в 7,5 раза — до 12,6 трлн рублей

За пять лет рынок электронной коммерции вырос в 7,5 раза — до 12,6 трлн рублей
Иллюстрация: DK.RU

Доля электронной коммерции в общей розничной торговле за этот период выросла с 5 до 23%. Основной драйвер роста — маркетплейсы типа Ozon и Wildberries, которые продолжают территориальную экспансию.

С 2019 по 2024 гг. российский рынок электронной коммерции вырос с 1,7 трлн до 12,6 трлн руб., то есть в 7,5 раза, передают retail.ru и газета «Ведомости» со ссылкой на данные консалтинговой компании «Яков и партнеры». 

При этом доля электронной коммерции в общей розничной торговле за этот период выросла с 5 до 23%. Основной драйвер роста — универсальные маркетплейсы («Озон», Wildberries и др.), совокупный оборот которых за эти годы вырос в 20 раз, а доля — в 2,8 раза: с 23 до 64%. 

Впрочем, темпы роста универсальных маркетплейсов начали замедляться: если раньше ежегодный прирост оборота ключевых игроков превышал 100%, то в 2024 г. этот показатель составил лишь 54%. 

Это связано с эффектом низкой базы, в том числе масштабного роста в малых населенных пунктах в 2024 г., дефицитом логистической инфраструктуры у маркетплейсов, а также ограничением потребительского кредитования, указывает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

Независимые каналы электронной коммерции растут медленнее — в среднем на 28% в год с 2019 по 2024 гг. Но они более успешны в категориях с высокой долей специализированных товаров. Это, например, бытовая техника, DIY, автотовары или премиум-одежда. 

В целом более половины всех продаж в онлайне в 2024 г. пришлись на сегменты fashion, бытовую технику и электронику, а наиболее динамично росли товары повседневного спроса, автотовары и фарма.

Между тем крупнейшие маркетплейсы с прошлого года активно диверсифицируют свои бизнесы. Так, Ozon вышел на рынок лизинга автомобилей, а также анонсировал открытие страховой компании, рассказывал DK.RU. Собственный сервис по страхованию уже запустил Wildberries. Кроме того, маркетплейс вышел на B2B-рынок, представил собственное решение в сфере грузоперевозок, а в начале марта вывел в пилотный режим свой аналог СДЭКа — сервис по отправке посылок для частных лиц. Одновременно с этим стало известно, что Wildberries разрабатывает свою «доску объявлений» — аналог «Авито» планируется запустить в первом полугодии 2025 г.

Стремительно теряющие покупателей офлайновые ритейлеры пытаются противостоять интернет-экспансии. В феврале профильное объединение направило в ФАС РФ жалобу на «незаконную практику демпинга» со стороны маркетплейсов. А полгода назад представители тороговых центров жаловались Минпромторгу, Минэкономики, Минфину, ФАСу и правительству РФ на конкурентные преимущества в работе маркетплейсов, среди которых — маневренность в сфере налогообложения и меньший контроль за реализацией контрафакта, напоминает DK.RU.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.