Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Рынок мебели в РФ — более 400 млрд руб. Дмитрий Дымшаков — о том, как стал его частью

Рынок мебели в РФ — более 400 млрд руб. Дмитрий Дымшаков — о том, как стал его частью
Иллюстрация: Предоставлено Дмитрием Дымшаковым

Основатель мебельного производства из Екатеринбурга — о том, как встал на путь импортозамещения, с какими вызовами на нем столкнулся и зачем решил диверсифицировать бизнес.

Предприниматель из Екатеринбурга Дмитрий Дымшаков работает в мебельном бизнесе последние 10 лет. Сначала вместе с товарищем они стали брать заказы на перетяжку мебели. Затем открыли свой цех, научились делать реплики европейских изделий. А недавно занялись запуском серийного производства.

В интервью DK.RU основатель компании Seven Mebel рассказал о том, как учится преодолевать кризисы и с какими трудностями сталкивается в последнее время.

Купить нельзя, скопировать

Мебельный рынок тесно связан с рынком жилья. Поэтому, как отмечает Дмитрий Дымшаков, на фоне сокращения объема реализации квартир в новостройках некоторые предприятия закономерно ощутили снижение спроса на свою продукцию:

— Российский рынок мебели достаточно большой, его оценивают в 400–600 млрд руб. Однако ситуация на крупных предприятиях и небольших производствах может отличаться. Крупные заводы в большей степени подвержены влиянию рыночных трендов. Какие-то из них в прошлом году действительно зафиксировали спад продаж, а какие-то, наоборот, ощутили подъем.

У нас небольшое производство, в основном ориентированное на ремонт и изготовление мебели под заказ. В штате немногим более 30 сотрудников. Это другая экономика — иногда один крупный заказчик может обеспечить предприятие работой на два месяца вперед. Тем не менее, в прошлом году мы тоже почувствовали некоторое снижение объема заказов.

Рынок мебели в РФ — более 400 млрд руб. Дмитрий Дымшаков — о том, как стал его частью 1

Изменился ли рынок после ухода западных брендов? Вырос ли спрос на российскую мебель, спрос на изготовление изделий под заказ?

— Действительно, если говорить о среднем ценовом сегменте и выше, раньше большая часть рынка была представлена привозной мебелью, преимущественно из Европы. Сейчас покупка российской мебели уже не считается моветоном — наши производители делают ничуть не хуже, чем итальянские. Поэтому высокий спрос сохраняется как на серийную мебель, так и на изделия, которые изготавливают по индивидуальному заказу.

А европейская мебель в России еще доступна?

— Привозная мебель в стране есть. Например, в последние годы на нашем рынке появились турецкие изделия. Европейские бренды тоже привозят, но в очень небольшом количестве — такие покупки может себе позволить очень узкий сегмент людей.

Параллельный импорт это или нет? Судить сложно. Мы, как компания, которая занимается постгарантийным обслуживанием европейских брендов, сталкиваемся с разными ситуациями. Например, несколько раз нам поступали для ремонта изделия, пострадавшие при перевозке транспортной компанией, и при разборе мебели мы внутри обнаруживали китайские газеты.

Что дешевле — купить изделие европейского бренда или сделать его реплику в России?

— Традиционно считается, что изготовление мебели на заказ дороже покупки готовых изделий массового производства. Но в случае с репликами дизайнерской мебели все наоборот — это объясняется тем, что стоимость брендовых изделий включает значительную надбавку за имя. Например, если сравнивать с итальянскими брендами, заказ аналогичного изделия у местного производителя может обойтись в 3–5 раз дешевле.

В тренде — функциональность

Еще одна важная тенденция, влияющая на развитие мебельного рынка, — возросший спрос на дизайн интерьера.

— От дизайнеров сегодня зависит очень многое — именно они формируют тренды, — констатирует Дмитрий Дымшаков. — Те производители мебели, которые успевают быстро отреагировать на изменения и подстроиться под новые веяния, собирают с рынка основные сливки.

Сегодня многие клиенты, планируя ремонт, обращаются к профессиональным дизайнерам за проектом и рассчитывают, что проект будет быстро воплощен в жизнь. Дизайнеры понимают: чтобы это случилось, нужно использовать готовые варианты, например, диван, производство которого уже налажено на какой-то фабрике. Но бывают и такие ситуации, когда мебель нужно вписать в помещения с нестандартными размерами. Здесь дизайнерам выгодно иметь налаженные контакты с производителями, которые способны быстро сделать уникальное изделие или подогнать что-то из своей линейки под необходимые параметры.

Мы уже наладили контакты со многими дизайн-студиями города и продолжаем развивать наше сотрудничество.

До санкций для многих представителей среднего класса эталонным считался формат простой и функциональной мебели из ИКЕА. Как потребительские предпочтения изменились к настоящему моменту?

— В среднем ценовом сегменте простота и функциональность остаются в тренде. Есть даже запрос на многофункциональность. Например, подбирая диван, многие по-прежнему хотят, чтобы он был еще и кроватью, а кроме этого — был красивым, удобным, вместительным и вписывался в интерьер. Признаюсь, не всегда удается реализовать все пожелания.

Конечно, когда мы работаем с клиентами из более дорогого сегмента, то идем на это — тратим несколько месяцев на разработку, ищем оптимальные решения. Соответственно ценник и растет. Но для очень обеспеченных людей это не проблема.

Рынок мебели в РФ — более 400 млрд руб. Дмитрий Дымшаков — о том, как стал его частью 2

Все ли необходимые материалы и фурнитура для производства сегодня доступны в России?

— Да, у нас не возникает никаких проблем с закупками. Большинство материалов и комплектующих для мягкой мебели производится в России. Материалы и комплектующие для корпусной мебели тоже можно легко приобрести внутри страны.

Недавно стало известно о существенном росте импортных пошлин для мебельной фурнитуры. На вашу работу это не повлияло?

— Знаете, эта ситуация получила серьезный резонанс, но если оценить ее реальное влияние на производителей мебели, то оно не будет таким уж серьезным. Речь шла о повышении пошлин только для направляющих. Допустим, мы используем их для производства столов. Себестоимость направляющих — 5–10% от себестоимости всего стола. Если стоимость направляющих для производителей увеличится на 50%, то себестоимость готового изделия — всего на 5%.

Понятно, что любое «закручивание гаек» воспринимается негативно. Но фактически мы получаем не такую большую наценку в готовом изделии.

Кризисы делают сильнее

Для того чтобы компания устойчивее чувствовала себя в турбулентное время, предприниматель решил диверсифицировать свой бизнес:

— Существуют разные стратегии развития компаний, мы выбрали для себя стратегию диверсификации. Это непростой, но более надежный путь в условиях, когда внешняя среда постоянно меняется и горизонт планирования сужается до нескольких месяцев.

Конечно, хотелось бы воплотить утопичную мечту многих производителей — предложить рынку востребованную модель стола или дивана и изготавливать только ее в больших объемах. Но вкусовые предпочтения людей меняются достаточно быстро. А с учетом пандемии и других вызовов, с которыми мы столкнулись за последние несколько лет, это было бы очень рискованно.

Поэтому мы запустили два новых направления. Первое связано с продажей фурнитуры. Для оперативного выполнения заказов нам необходим большой ассортимент ткани, поролона, других материалов и комплектующих в наличии. Чтобы обеспечивать себе запасы материалов, платим за большое помещение, где они хранятся. Мы подумали и решили, что неплохо бы было продавать эти материалы в розницу. Тем более что, закупая большие объемы, можем договариваться о скидке с поставщиками.

Также мы запустили производство мебели из массива и шпонированных изделий. Я воспринимаю это направление как стартап. Мы уже разработали две модели столов: за основу взяли изделия, которые находятся в тренде соцсети Pinterest, но сделали их дешевле и удобнее. Недавно выставили их на маркетплейсы, и уже пошли первые продажи. Такой подход позволяет быстро тестировать гипотезы, собирать обратную связь и учитывать ее при производстве новых моделей мебели.

Рынок мебели в РФ — более 400 млрд руб. Дмитрий Дымшаков — о том, как стал его частью 3

С какими еще сложностями вы столкнулись за последнее время?

— Безусловно, в числе негативных факторов — высокая ключевая ставка, которая делает кредиты малодоступными, а вклады, наоборот, привлекательными. Поэтому, имея на руках 1 млн руб., люди открывают вклад под 20%, вместо того чтобы заниматься запланированным ранее ремонтом. И спрос на мебель на фоне этого снижается.

С другой стороны, на нас давит кадровый голод, который подталкивает предпринимателей к повышению зарплат сотрудникам. И мы тоже зарплаты регулярно индексируем.

Хорошие специалисты сегодня во всех смыслах на вес золота. Например, для нас стал серьезным вызовом поиск маляров по дереву. Поэтому приходится готовить кадры своими силами — берем учеников, оплачиваем их обучение на сторонних предприятиях, выплачиваем стипендию, покрываем издержки за испорченные материалы.

Получается, что мы находимся под двойным прессом. Снижение прибыли и рост издержек ведут к снижению рентабельности. Особенно остро эту проблему чувствуют крупные фабрики, которые закладывают маржу в районе 5–10%.

Многие предприниматели возлагают надежды на снижение ключевой ставки в 2025 г. Вы тоже?

— Мы заряжены на продуктивную работу вне зависимости от того, какой будет ключевая ставка. Напрашивается аналогия с футболом: когда начинается дождь, под него попадают обе команды на поле. И побеждает тот, кто лучше владеет мячом, кто больше тренировался, кто сильнее мотивирован на успех.

Любые сложности на рынке — это всегда большие возможности. Мы уже проходили разные кризисы и выходили из них еще более сильными. Сейчас тоже рассчитываем на позитивный результат.

Читайте также на DK.RU: 

>>> «Теплит» строит третий завод в Свердловской области. Почему ему не помешали санкции?

>>> Покупатели не спешат за новой мебелью — переезжать некуда

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.