Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Каждая пятая транспортная компания ушла с рынка РФ

Каждая пятая транспортная компания ушла с рынка РФ
Иллюстрация: DK.RU

Количество заказов снижается, ценообразование упало ниже себестоимости, а лизинговые платежи доходят до 50% от цены автомобиля. Чтобы спасти отрасль, необходимо 19 млрд руб.

В конце осени 2024 г. транспортные компании начали массово уходить с рынка и сдавать технику лизингодателям. Пик пришелся на зиму 2024-2025 гг., а по итогам первого квартала 2025-го из отрасли ушла каждая пятая компания, передают Известия со ссылкой на данные ассоциации «АвтоГрузЭкс». 

Порядка 30% транспортников остановили бизнес из-за долгов и невозможности оплачивать лизинговые платежи, отмечают в другой профильной ассоциации «Грузавтотранс». Основная проблема — проседание ценообразования ниже себестоимости и высокие ставки лизинга. 

К примеру, в магистральных перевозках тариф нижней границы окупаемости колеблется в районе 100 руб. за 1 км, а в реальности цены опустились до 45-50 руб. за 1 км. На рынке самосвалов и сыпучих грузов при границе себестоимости перевозок в 5,5 руб. за тонно-километр цены снизились до 3 руб. за тонно-километр.

В свою очередь лизинговые платежи доходят порой до 50% от цены автомобиля, указывают в «Грузавтотрансе». У тех, кто не может оплачивать лизинг, транспорт изымают — зачастую при первом же срыве платежей. В ГК «Альфа-Лизинг» подтвердили, что количество изъятых грузовиков выросло более чем в два раза по сравнению с началом 2024 г. По данным «АвтоГрузЭкс», на данный момент на стоках скопилось более 20 тыс. единиц техники, которая простаивает на площадках и не работает.

Такая ситуация стала следствием снижения платежеспособности клиентов на фоне роста ключевой ставки, повышения утильсбора, сокращения инфраструктурных проектов и прочего, — комментирует директор департамента продаж «Газпромбанк Автолизинг» Николай Фомин.

Наконец, многие грузоотправители сократили пул партнеров-перевозчиков на 20% год к году, что связано как с экономическими трудностями, так и с нехваткой грузов, добавили в «АвтоГрузЭксе».

Это подтверждает и Николай Фомин: дорогие займы привели к стагнации или спаду бизнеса многих компаний, соответственно, снизилась и потребность в грузовом автотранспорте:

По новой технике сильнее всего лизинг просел в сегментах грузовиков и прицепов, где отрицательный тренд достигает 60-61%.

Еще в феврале профильные ассоциации обратились к премьер-министру РФ Михаилу Мишустину с просьбой о рассмотрении мер поддержки отрасли. В частности, «АвтоГрузЭкс» попросила в 2025-2026 гг. дать отсрочку платежей по взносам во внебюджетные фонды на два года, компенсировать лизинговые взносы в размере не более 30% по договорам 2023-2024 гг., предоставить льготное кредитование до 500 млн руб. на инвестиционные цели по ставке 13,5%, а также безвозмездные субсидии на оплату труда работникам. 

В целом объем запрашиваемой финансовой поддержки отрасли достигает 19 млрд руб.

О реакции российского правительства на возникшую проблему в настоящее время не сообщается.

С пессимизмом 2025 г. встретили и дилеры легковых автомобилей, рассказывал DK.RU: спрос падает, а склады затоварены. Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РоАД), представляющая интересы более 1,3 тыс. дилерских центров в стране, попросила правительство РФ поддержать отрасль авторитейла.

Так, участники рынка просят разработать отраслевую программу льготного кредитования дилеров (с целью пополнения оборотных средств) и потребителей (для покупки автомобилей): 

Ставка по кредитам в обоих случаях не должна превышать 10%. <...> Этот шаг позволит простимулировать продажи ТС и поддержит автозаводы.

Текущая ключевая ставка, напомним, составляет 21%.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.