Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Если через месяц не стану бригадиром — уеду домой»: путь руководителя крупнейшего РЦ

«Если через месяц не стану бригадиром — уеду домой»: путь руководителя крупнейшего РЦ
Иллюстрация: пресс-служба «Лемана ПРО»

Как работает распределительный центр, который ежедневно отправляет и принимает до 600 машин, какие решения помогли ничего не уронить и даже наоборот — оптимизировать, а какие стали уроком на будущее.

Распределительный центр «Северная звезда» работает с 2019 г. и является самым крупным логистическим объектом ритейлера. Он располагается в деревне Зараменье Московской области, его площадь составляет 140 тыс. кв. м, а ежедневный логистический поток достигает 20 тысяч палет. Распределительный центр функционирует в режиме 24/7 на протяжении 362 дней в году (исключения только Новый год и Рождество). Здесь внедрена инновационная трехмерная автоматизированная система хранения и перемещения товаров под названием ADAPTO, которая работает на основе шаттлов со встроенными функциями сортировки и выдачи товара в заданной последовательности.

Оказалось, что руководит такой сложной и большой структурой женщина, которая начала карьеру рабочим на складе. Юлия Туркина признается: когда она начинала свой путь, профильного образования в логистике не было ни у кого (вузы не выпускали таких специалистов). Всему учились на собственном опыте. Главное было не бояться системы, понимать, что ее создали люди, что ее можно менять и ею можно управлять.

О том, как живет и развивается логистика в современных условиях и легко ли женщине руководить огромным распределительным центром, который ежедневно принимает и отправляет до 600 машин, в интервью DK.RU рассказала Юлия Туркина, директор РЦ «Северная звезда» компании «Лемана ПРО».

От рабочего на складе до директора распределительного центра

Начать с нуля в другом городе; не бояться любой работы; научиться водить погрузчик и иметь амбиции топ-менеджера — качества управленца, которые оказались полезными для карьеры в логистике. 

Юлия, как начался ваш карьерный путь?

— Я пришла в логистику с другим профессиональным опытом (из пищевой промышленности), но понимала, что это не сложная научная дисциплина, а система, которую создают люди. Тот, кто хочет вносить изменения и улучшать процессы, сможет это делать в любой сфере. Я переехала из Новосибирска в Москву и начала с самой низкой позиции — должности рабочего склада, хотя у меня уже был опыт управления командой из 50 человек.

После Москвы был Екатеринбург, где я впервые заняла позицию регионального менеджера, фактически исполняя обязанности директора подразделения. Затем вернулась в Новосибирск, а спустя 12 лет — снова в Москву. Сегодня я руковожу крупнейшим распределительным центром компании «Лемана ПРО» — автоматизированным складским комплексом с командой в 500 человек.

Как быстро вы выросли с рабочего до управленца и как вам это удалось?

— За полтора года. Я изначально шла в логистику с целью быстрого карьерного роста. Честно говоря, тогда у меня было мало знаний об этой сфере. Я представляла картину: фура подъехала к складу, ее загрузили товаром, и она уехала. Все.

До сих пор помню свое первое впечатление: огромный склад, сотни людей, женщины, управляющие тяжелой техникой. На тот момент я даже машину не водила, а здесь они мастерски маневрировали на погрузчиках. По правилам компании каждый сотрудник, устраиваясь на склад, должен был пройти обучение вождению техники, и я не стала исключением.

Две недели осваивала управление, сдала экзамены, затем неделю отработала на складе. И тогда поставила себе условие: если через месяц не стану бригадиром — собираю вещи и возвращаюсь домой, т. к. кидать короба можно и в Новосибирске.

Через месяц я действительно получила должность бригадира, а через полтора года возглавила подразделение в Екатеринбурге. Мною всегда двигало желание быть выше той точки, в которой нахожусь сейчас.

Вы рассказывали, что много раз переезжали и начинали все заново. Как удается адаптироваться к новым условиям?

— Я точно могу сказать, что каждый переезд — это как будто жизнь с нуля. Я приезжала в город, снимала жилье, а потом мой муж собирал вещи и приезжал вместе с ребенком. В это время я уже была «в полях», на работе.

Мы, как кочевники, вечно на чемоданах. Вот уже седьмой год живем в Москве, и такое ощущение, что подзадержались. Уже думаем, не пора ли нам куда-то переезжать, потому что любой переезд — это драйв, предвкушение новых впечатлений, знакомств, друзей.

Складская логистика. В чем сложности и как их преодолевает российский бизнес

Логистику лихорадит не первый год. Во-первых, геополитические изменения, во-вторых, проблемы с кадрами, в-третьих, уход ряда иностранных операторов, в-четвертых, рост конкуренции.

Давайте немного поговорим о логистике. Расскажите, как она изменилась за последние пять лет? Какие тренды вы видите?

— Логистика сильно изменилась. Появилось много автоматизированных процессов и аналитики, на основании которой можно быстро и комфортно принимать решения. Я очень рада, что сейчас уделяется много внимания обучению специалистов в области логистики. В моей команде, включая меня, нет людей с логистическим образованием — мы всему учились сразу на практике.

В тренде все, что связано с автоматизацией и роботизацией: будущее логистики за технологиями. Сегодня трудно представить человека, который ни разу не слышал об искусственном интеллекте. Это очень интересно, и некоторые технологичные новшества мы уже применяем в нашей компании. Например, на нашем складе появилась роборука-депалетайзер с искусственным интеллектом, разработанным «Яндекс Роботикс». Она разбирает палеты, на которых лежат коробки разных размеров, форм и веса и складывает их на конвейер. Это первое внедрение «умной» депалетизации в России и первое промышленное тестирование роборуки в сфере ритейла. Использование робота позволяет автоматизировать многие рутинные задачи, снизить стоимость операций по депалетизации примерно на 40% и повысить их скорость до двух раз.

«Если через месяц не стану бригадиром — уеду домой»: путь руководителя крупнейшего РЦ 1

А какие главные вызовы сейчас стоят перед логистическими центрами в России?

— Логистика всегда очень чувствительна ко всем внешним факторам, будь то геополитические изменения или экономическая ситуация. Мы прошли многие сложные этапы: например, в период пандемии работать было непросто из-за ограничений на передвижение. Последние три года стали настоящим испытанием, поскольку многие компании, с которыми мы сотрудничали, ушли с рынка. Сейчас ситуация более стабильная: мы нашли альтернативных поставщиков, наладили процессы. Однако остается нестабильность в товарообороте. Продажи на маркетплейсах растут, но уже без резких скачков, как это было несколько лет назад. Это сказывается и на логистике: спрос на персонал, обслуживающий склады, меняется. Например, в этом году в новогодний сезон не было традиционного всплеска, и, с одной стороны, это создало более комфортные условия работы, с другой — показало замедление рынка. Пока не видно и предпосылок для резкого роста в летний период.

Поэтому главная задача — обеспечить эффективное управление складом через сильную команду и отлаженные процессы. А дальше — учитывать нюансы бизнеса и гибко реагировать на изменения.

Какие проблемы на складах возникают наиболее часто и как вы их решаете?

— В основном это базовые вещи, которые со стороны кажутся незначительными. Но на деле они критически важны. Наш комплекс очень большой: ежедневно через него проходит около 600 транспортных средств. Это значит, что 600 водителей заезжают и выезжают с территории. Мы создали для них комфортные условия: возможность принять душ после тысяч километров пути, набрать питьевой воды, поесть и взять еду с собой. Это простые бытовые удобства, но, к сожалению, о водителях как о партнерах редко кто заботится.

Что касается сотрудников склада, важно обеспечить их качественным питанием — вкусным, безопасным и доступным по цене. Важно, чтобы персонал мог спокойно позавтракать перед сменой, пообедать горячей едой и уехать домой в комфортных условиях. Чтобы была безопасная комфортная спецодежда и все условия на рабочих местах

Мы никогда не остаемся равнодушными и в тяжелых ситуациях наших коллег. Три года мы всей компанией помогали спасти сына нашей сотрудницы, у которого был лейкоз. Когда на помощь приходит 500–600 человек, даже небольшие суммы превращаются в ощутимую поддержку. В этом и есть сила команды. Сейчас у ребенка ремиссия, и вся команда, все полтысячи человек, преисполнены общим счастьем и за него, и за то, что смогли помочь.

«Если через месяц не стану бригадиром — уеду домой»: путь руководителя крупнейшего РЦ 2

Как вам удалось сохранить эффективность работы предприятия во время пандемии?

— Сначала мы одновременно теряли и объем работы, и персонал. Но магазины быстро переквалифицировались в дарксторы, спрос начал расти, но людей мы продолжали терять: сотрудники уходили на карантин. Строгие правила не оставляли выбора: подтвержденный случай COVID — изоляция, а все контактировавшие тоже уходят на две недели. В итоге на смену выходило всего 20% персонала.

Вспоминаем этот период как страшный сон, но он дал нам бесценный опыт. Мы стали невероятно гибкими: могли за полчаса полностью перестроить работу склада.

Освоили онлайн-формат — если раньше без личных встреч не обходились, то теперь научились управлять процессами удаленно. Даже документы для водителей мы выпускали дистанционно: оператор работал из дома, а на складе принтер печатал нужные бумаги, которые подписывал и выдавал один дежурный сотрудник.

Команда стала еще сплоченнее. Когда на участке не оставалось людей, остальные просто вставали и осваивали новые процессы. Мы наладили взаимодействие не только внутри коллектива, но и с администрацией, поликлиниками, больницами.

С какими сложностями сталкивается транспортная логистика?

— Главная сложность — это тарифы. Грузовой транспорт у нас по большей части импортный, есть большие сложности с запчастями, многие сервисные центры закрылись, ремонтировать машины стало просто негде. Постепенно бизнес адаптировался, но следом возник дефицит водителей — техника есть, а управлять некому.

Пришлось искать способы оптимизации: вместо двух машин загружать одну, пересматривать маршруты, снижать издержки на доставку. Однако вопрос запчастей до сих пор остается актуальным — это огромные расходы для перевозчиков, а значит, и для нас. Нестабильность тарифов на грузоперевозки стала новой нормой: то спад, то резкий рост. К счастью, наши коллеги из центрального офиса оперативно контролируют ситуацию, проводят тендеры и корректируют тарифы.

В целом за последний год транспортный рынок стал стабильнее, хотя проблемы все равно возникают. Например, задержки контейнеров: то они застревают в портах, то их не пропускают на границе, приходится искать обходные пути. Конечно, у транспортных компаний свои вызовы, но со своей стороны мы стараемся работать максимально эффективно, чтобы минимизировать влияние этих факторов.

Кадры. «Перекупка» сотрудников — не выход

Кадровый рынок становится все более сложным, высокая текучесть кадров и дефицит хороших специалистов заставляют постоянно искать новые пути решения этой проблемы, и тут у каждой компании своя стратегия.

Сейчас все говорят о кадровом голоде. Насколько эта проблема актуальна в логистике?

— Проблема действительно актуальна. В моей структуре часть персонала — это собственная команда, а часть — сотрудники партнеров, которых мы привлекаем для выполнения отдельных операций. Решение очевидно: если кадровый рынок сложный, процессы должны становиться проще и эффективнее. Поэтому мы уделяем много внимания оптимизации складской работы, автоматизации, где это возможно. Но полностью роботизированных складов пока нет, а значит, люди остаются ключевым ресурсом.

Мы сознательно не пошли по пути «перекупки» работников. Вместо этого делаем ставку на комфортные условия: транспорт, питание, спецодежда, медкомиссии, ДМС, бонусы и премии. Это не просто красивая упаковка, а реальная ценность. У нас есть сотрудники, которые работают с момента открытия РЦ — уже шестой год, и это показатель.

Привлекать новых людей сложно: многие хотят высокую оплату без особых усилий. Но нам нужны те, кто готов работать. Здесь помогает программа «Приведи друга» — сотрудники рекомендуют компанию, рассказывая о комфортных условиях, корпкультуре и стабильности. И люди приходят.

Кто сегодня готовит специалистов в сфере логистики и насколько выпускники готовы к реальной работе?

— Сейчас логистов готовит множество вузов. Но нам это не всегда помогает. Мы взаимодействовали с Российским государственным университетом при Правительстве Москвы. Осенью прошлого года я предложила им программу практики с перспективой трудоустройства. Но формат оказался для них неинтересным. Причины просты: во-первых, мы находимся в области и до нас непросто добираться. Мы должны гарантировать, что оплатим трансфер. Во-вторых, студентов больше привлекают маркетплейсы, а не классическая складская логистика.

К тому же 80% нашего персонала — это линейные сотрудники. Выпускники вузов же хотят сразу получать руководящие должности, высокий оклад, комфортный офис. А у нас склад — пусть современный, с отличными условиями, но все же склад. Руководящий состав стабилен, текучки почти нет, поэтому массового набора управленцев мы не проводим.

Зато мы сотрудничаем с Дмитровским колледжем, который выпускает логистов. Уже есть несколько примеров успешного трудоустройства после практики. Хотя, конечно, не все готовы начинать карьеру с базы: молодежь стремится к быстрым деньгам и мгновенному росту.

Как удается удерживать специалистов и снижать текучесть кадров?

— Мы ежемесячно отслеживаем текучесть, и для меня, как директора, это один из ключевых показателей. За последний год уровень текучки был высоким. Но в складской логистике определенная ротация неизбежна. В среднем нормой считается 4–6% в месяц, так как не все выдерживают физическую нагрузку или ночные смены.

Наш главный фокус — создание комфортных условий и вовлеченность команды. Мы не просто говорим о ценностях компании, а стараемся сделать их частью культуры. Один из инструментов — открытые коммуникации. Например, у нас есть практика «Завтрак с директором», где любой сотрудник может задать вопросы без страха последствий. Это помогает строить доверие, что особенно важно в нестабильные времена.

Есть ли в вашей практике неудачные кейсы? Какой опыт вы из них вынесли?

— Их было немного, но я даже рада, что они были: любая неудача — это шанс. Из сложных ситуаций я вынесла много уроков. Прежде всего принцип «доверяй, но проверяй». Когда полагаешься на людей, думая, что они справятся, но не перепроверяешь, всегда есть риск, ведь ответственность несет руководитель.

Второй важный урок — вникать в детали. Я столкнулась с этим, когда «запускали» нового клиента. Тогда я работала на стороне 3PL-провайдера и слишком полагалась на команду запуска. В итоге столкнулись с проблемами, которых можно было избежать, если бы я сразу погрузилась в процесс.

Еще один важный вывод — прежде чем принять решение, оценивай риски в долгосрочной перспективе. Например, в один период я приостановила набор персонала, опасаясь спада объемов. Решение казалось оправданным: целый год потребности в новых сотрудниках действительно не было. Но мы упустили момент, когда рынок начал меняться и объемы резко выросли. Оказалось, что у нас минус 50% персонала, а быстро восполнить этот дефицит было невозможно. Ситуация была сложной, но команда сработала как единое целое, и мы справились.

Насколько сложно женщине управлять таким непростым бизнесом и такой большой командой, в которой велика доля мужчин? С какими сложностями приходится сталкиваться?

— Честно говоря, я никогда не задавалась вопросом, сложно ли мне. Когда любишь свою работу и свою команду, такие мысли просто не приходят. Все, что я делаю, — от души и с любовью. И в ответ получаю поддержку, потому что наша работа строится на уважении и доверии.

Работать с мужчинами для меня никогда не было проблемой. Более того, в каких-то вопросах с ними даже проще. Главное — быть честной, твердой и справедливой. Если сотрудники видят, что руководитель объективен и ко всем относится одинаково, это вызывает доверие, независимо от пола.

Сложности, конечно, были, особенно в начале. Помимо управления складом, в моей зоне ответственности — эксплуатация, безопасность, охрана труда и другие направления. Часто приходилось погружаться в совершенно новые темы, разбираться в нюансах и выстраивать процессы с нуля. Но благодаря сильной команде все стало не таким пугающим, как могло бы показаться. Многое зависит и от личных качеств — настойчивости и умения адаптироваться к обстоятельствам.

Какие советы вы можете дать тем, кто сейчас строит карьеру руководителя? Как завоевать авторитет и доверие команды?

— Успешная карьера руководителя строится не только на профессиональных навыках, но и на умении устанавливать и поддерживать доверительные отношения с окружающими. Будьте открытыми, умейте слушать и слышать, выполняйте обещания и держите слово. Авторитет приходит не с громкими заявлениями, а с действиями.

Развивайте лидерские качества: эмпатия, внимание к эмоциям и потребностям команды — основа эффективного взаимодействия. Ставьте реалистичные, измеримые цели. Слишком амбициозные задачи могут демотивировать, а достижимые, наоборот, вдохновляют и дают ощущение прогресса.

Не забывайте о развитии команды. Инвестируйте в рост сотрудников, делегируйте задачи — для вас это возможность сосредоточиться на стратегии, а для подчиненных — признак доверия. Создавайте позитивную рабочую среду. Поощряйте инициативу. Публичное признание успехов мотивирует и формирует чувство причастности.

Открытая коммуникация, прозрачность в процессах, обсуждение целей и ошибок помогают избежать недопонимания и конфликтов. Руководитель не обязан быть идеальным, но он должен быть честным и уметь признавать ошибки, чтобы заслужить уважение команды.

И главное: быть лидером — это не просто достигать целей. Это вдохновлять, вести за собой и делать путь к результату совместным, а не одиночным.

Читайте также на DK.RU: «Рынок грузоперевозок вступает в кризис, но необычный. Кто сможет на нем заработать?»

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.