Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Рынок грузоперевозок вступает в кризис, но необычный. Кто сможет на нем заработать?»

Алексей Ожиганов
Алексей Ожиганов. Иллюстрация: Личный архив

Часть компаний закроется, часть — объединится. А кто-то сумеет встроиться в аутсорсинговые цепочки. Как это будет происходить, рассуждает генеральный директор компании «Трансаут».

Ком проблем в транспортно-логистической отрасли нарастает. Во-первых, сложно обновлять автопарки — старые автомобили ломаются и выходят из строя, а лизинговые платежи для покупки новых слишком высоки. Во-вторых, в отрасли огромный дефицит кадров. Уже сейчас нехватка составляет 20% сотрудников, а к 2030 г. она увеличится на 50% и достигнет 1,5 млн человек, следует из отчета компании Arthur Consulting.

Между тем спрос на услуги логистов и перевозчиков постоянно растет. Что сейчас происходит на рынке транспортно-логистических услуг и какие векторы развития для небольших компаний кажутся самыми логичными, в колонке на DK.RU рассуждает генеральный директор «Трансаут» Алексей Ожиганов.

— В течение последних двух лет российский рынок транспортно-логистических услуг постепенно скатывался к кризису. Теперь он в него вступает. Но это весьма необычный кризис.

Как правило, маркером серьезных проблем в какой-либо отрасли является снижение спроса на продукцию/услуги, сокращение объемов их производства и продаж, и, как следствие, сокращение персонала — с этим многие компании сталкивались и в 2008 г., и 2013-м, и во время пандемии. Но в транспортной логистике все наоборот: спрос на грузоперевозки очень быстро растет вслед за увеличением объемов производства и торговли внутри страны (в 2023 г. объем грузоперевозок в России вырос на 60%), услуги перевозчиков дорожают, компании готовы нанимать персонал. И, тем не менее, мы говорим о кризисе.

Потому что персонала на рынке труда просто нет. 

Так, профессия водителя, особенно категорий Е, С и СЕ, уже входит в ТОП-листы наиболее дефицитных и высокооплачиваемых по стране. Но уже скоро к водителям присоединятся и логисты. Сказывается сокращение населения страны, старение кадров, малая престижность таких профессий — наследие прошлых лет, когда зарплаты на рынке не достигали сотен тысяч рублей.

Если говорить о внешних грузоперевозках, которые активно переориентируются на южные и восточные направления, здесь требуются еще и логисты со знанием специфики этих стран — их тоже крайне мало.

Поэтому в ближайшее время, по крайней мере, в перспективе следующего года (сегодня трудно делать прогноз на более длительные сроки), грузоперевозки в стране продолжат дорожать.

В 2023 г. их стоимость выросла на 30-40%, в 2024-2025 гг. стоит ожидать еще более значительного роста цен. Но это не единственный тренд.  Под влиянием кризиса рынок скоро начнет трансформироваться: доля крупнейших транспортных компаний увеличится, а также ускоренное развитие получит аутсорсинг.

Рынок ждет консолидация

Как и при любом кризисе, крупные транспортные компании будут прирастать за счет поглощения более мелких конкурентов. Во-первых, они пока еще вполне способны привлекать и удерживать персонал за счет поддержания зарплат на высоком уровне, выплаты бонусов и премий, расширения соцпакетов, развитой корпоративной культуры, реферальных программ и т.п. Во-вторых, несмотря на удорожание грузоперевозок, клиенты готовы платить, если сервис (соблюдение сроков доставки, отсутствие повреждений и потерь груза) находится на высоком уровне.

Но развитие сервиса требует инвестиций, которые небольшая компания с 5-10 грузовиками сегодня позволить себе просто не может — она и так вынуждена нести все большие расходы на топливо и техническое обслуживание своих автомобилей. Поэтому такие игроки быстро теряют способность масштабировать бизнес и вынуждены либо уходить с рынка, либо переходить под контроль конкурентов.

Почему будет развиваться аутсорсинг

Согласно сразу нескольким исследованиям, рынок транспортно-логистических услуг все равно будет расти: на 10-11% по итогам 2024 г. и на 9% — в последующие пару лет.  При этом одним из ключевых драйверов роста аналитики называют аутсорсинг. В принципе, это нормальная ситуация в период кризиса, когда компании ради сокращения финансовых издержек и оптимизации бизнеса делегируют часть своего функционала партнеру.

Что касается транспортной логистики, аутсорсинг будут использовать сравнительно небольшие компании, которые все-таки хотят остаться на рынке. Либо те, для кого грузоперевозки не являются профильным направлением деятельности.

Это уже происходит. Так, недавно мы получили запрос от компании, у которой в собственности находится 25 крупногабаритных грузовиков. Нас просили взять эти грузовики в управление, поскольку компания не может нанять достаточно логистов, чтобы обеспечить эффективную перевозку грузов. А если бы даже и смогла, зарплата водителей и логистов в разы превысила бы стоимость аутсорсинга.  

Кроме того, аутсорсинг закроет локальные сегменты рынка, которые малоинтересны крупным транспортным компаниям. Например, малотоннажные перевозки.

Крупному перевозчику выгодно работать с ритейлером или маркетплейсом, имеющим 100+ торговых точек и распределительные центры в регионах. Под таких клиентов он выстраивает тарифы, но они могут оказаться неподъемными для торговой организации, которой просто нужно каждый месяц развозить товар в несколько магазинов по городу или области.

Стоит учитывать также и то, что грузоперевозки связаны не только с торговлей. Есть поликлиники и частные медицинские центры, которые ежедневно отправляют в лаборатории на анализ биоматериалы пациентов. Здесь процесс транспортировки связан с большим количеством требований — разные виды материалов необходимо доставлять в лабораторию при соблюдении определенного температурного режима и в строго регламентированные сроки, которые могут ограничиваться всего одним или двумя часами. Малейшие нарушения негативно влияют на достоверность результатов клинических исследований, а уже это, в свою очередь, может привести к ошибкам в диагностике заболевания и плане лечения. Это крайне сложные задачи, которые требуют постоянного контроля водителей, выстраивания оптимальных маршрутов и т.п. — фактически, речь идет о задачах для штатного отдела логистики, которые аутсорсинг на себя взять может, а транспортная компания в силу своей бизнес-модели — уже нет.

Конечно, аутсорсерам, как и другим участникам рынка, приходится прилагать много усилий к поиску водителей, находить такие возможности. Но пока для них ниже риск отсутствия логистов — каждый такой сотрудник ведет по нескольку проектов, за счет которых поддерживается рыночная заработная плата.

Ранее на DK.RU: 60% грузов идут по серым схемам. В России создадут реестр транспортных компаний и фур

Обсудить

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.