Штрафы за нарушение ПДД водителями самокатов достигли 100 тыс. руб. Будут новые

В Екатеринбурге кикшеринговые компании обсудили с властями и правоохранительными органами необходимость введения дополнительных ограничений и штрафов для пользователей СИМ. Что они предложили?
Примерно одна треть екатеринбуржцев пользуется прокатом электросамокатов. По данным одной из кикшеринговых компаний (совокупной статистики нет), в прошлом сезоне на их устройствах совершено 6 млн поездок. Из них одна сотая — с нарушениями.
По данным Whoosh, Екатеринбург занимает первое место среди всех городов России, включая столицы, по количеству поездок на самокатах на одного жителя. Они стали полноценной транспортной составляющей мегаполиса: ежедневно десятки тысяч людей пользуются средствами индивидуальной мобильности (СИМ), чтобы добраться до места работы или учебы. Все знают и доказательств не требуется, что в часы пик общественный транспорт переполнен, а самокаты помогают его разгрузить.
Однако проишествия с участием самокатов приводят к не менее тяжелым последствиям, чем ДТП с автомобилями. В прошлом году был зафиксирован один летальный исход и больше сотни травм разной тяжести. При этом самокаты ездят по тротуарам, что усугубляет проблему.
Напомним, сейчас в городе есть зоны, в которых самокаты полностью запрещены — это парки и скверы, также запрещено пользоваться услугами кикшеринговых компаний детям до 18 лет, пользователям всех возрастов не разрешается передвигаться на одном самокате вдвоем.
Штраф за управление самокатом лицами, не достигшими совершеннолетия, может составлять от 10 до 100 тыс. руб. и списываться одномоментно, как только зафиксировано нарушение.
При этом штрафы у разных компаний очень неоднозначные. Был случай, когда девочка зарегистрировалась в приложении кикшеринга, указав, что ей 18 лет, и привязала к аккаунту свою детскую карточку. Во время поездки ее сфотографировал прохожий и отправил снимок в службу поддержки сервиса. Так родители 13-летней школьницы стали «счастливыми» обладателями штрафа в 100 тыс. руб. На самокате другой кикшеринговой компании две девочки сбили 4-летнего ребенка, скрылись с места ДТП и в итоге — штраф 30 тыс. руб.
30% горожан в ходе опроса на Госуслугах, который проводила мэрия, высказались за полный запрет использования самокатов на улицах города; 70% — за дальнейшее ужесточение правил езды на СИМ. Никто не считает, что ситуацию можно оставить такой, как она есть.
На пресс-конференции в ТАСС-Урал представители правоохранительных органов, местной власти и кикшеринговых компаний рассказали, что они планируют предпринять в связи с этим.
Роман Ярыш, начальник ОГИБДД УМВД России по г. Екатеринбургу:
— В 2024 г. на территории Екатеринбурга было совершено 159 ДТП с самокатами, где есть пострадавшие, один человек погиб. Это с учетом того, что горожанам было доступно около 12 тыс. самокатов. В прошлом году мы привлекли к административной ответственности 3 тыс. 855 человек.
В этом году в городе уже выставлено около 17 тыс. самокатов. За 20 дней (сезон стартовал 25 марта) мы уже привлекли к административной ответственности 103 человека, нарушивших ПДД, из них 53 — несовершеннолетние.
В этом году зафиксировано семь дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали пятеро детей и двое взрослых. Все водители самокатов в этих происшествиях — дети с 2006 до 2015 года рождения.
В ДТП с самокатами чаще всего страдают дети, которые берут их напрокат, в возрасте совсем юном, когда они еще не понимают ответственности. Кроме того, дети не знают ПДД, не знают, что такое спешиваться, не знают, что пешеход на тротуаре всегда прав.
Владимир Галаков, начальник отдела организации дорожного движения и развития улично-дорожной сети администрации Екатеринбурга:
— Администрация города в период с февраля по март 2025 г. проводила изучение общественного мнения через платформу обратной связи портала госуслуг о необходимости дополнительных ограничений при использовании СИМ. В опросе приняло участие 11 тыс. жителей Екатеринбурга. 30% высказались за полный запрет электросамокатов на улицах города, а 70% — за введение дополнительных ограничений: скорости и зон, где можно использовать самокаты.
Нами подготовлено соглашение о введении новых зон по ограничению скорости до 10 км/час. В ближайшее время оно будет подписано участниками рынка.
Дополнительные зоны замедления для самокатов в ближайшее время будут введены в районе УГМК-Арены — в границах улиц Степана Разина – Декабристов, также на ул. Народной Воли, на набережной р. Исеть.
Одно из самых массовых нарушений — неспешивание на пешеходном переходе. Штраф примерно одинаковый у всех компаний — 1000 руб. На мой взгляд, сумма немного маловата, надо доработать.
Виктор Марчукайтес, руководитель по развитию регионов «Яндекс Go»:
— На сегодняшний день мы видим очень высокий спрос на самокаты в городе. Это означает, что они являются неотъемлемым элементом транспортной системы города. Что касается количества екатеринбуржцев, пользующихся нашими услугами, то в нашем случае это 55 тыс. человек с начала сезона. За 2024 г. нашими услугами воспользовалось порядка 250 тыс. человек.
В этом сезоне наш ключевой фокус — безопасность. Все наши самокаты оснащены крупными читаемыми номерами по бокам на рамах. Это позволяет гораздо больше и чаще фиксировать нарушения.
У нас есть собственный штат скаутов-штраферов, который мы набрали в прошлом сезоне. Это 15 человек, которые постоянно, каждый день, во всех районах города патрулируют улицы, следят за тем, чтобы самокаты стояли на парковках, и фиксируют нарушения.
За 20 дней сезона мы зафиксировали более 1 тыс. 200 нарушений. И ко всем нарушителям применили соответствующие меры — штрафы и блокировки аккаунтов.
Действительно, мы знаем, что несовершеннолетние имеют возможность получать доступ к сервису. Большинство ДТП случается с ними.
В этом году у нас будет активнее работать функция антитандем. Сейчас она тестируется, собираются данные, для постоянных пользователей уже работает. Мы определяем вес пользователя, фиксируем его и, если в очередной поездке вес значительно увеличился, мы такой самокат замедляем и не позволяем ему ехать, пока второй человек с самоката не сойдет.
Юлия Лебедева, заместитель директора по коммуникациям «МТС Юрент»:
— В целом мы, как и наши коллеги, видим, что среди нарушителей много детей. Что мы с этим будем делать? Сервис МТС ID позволяет выявлять и блокировать аккаунты детей в нашем приложении. В том году мы заблокировали 12 тыс. таких аккаунтов по всей России. В Екатеринбурге — 1,5 тыс. В этом сезоне мы доработали этот инструмент, чтобы еще эффективнее находить детей.
Мы увеличили штат сотрудников-скаутов и консультантов безопасности, которые следят за порядком в Екатеринбурге, до 170 человек. Будем увеличивать их число в праздничные дни.
Помимо то что они убирают самокаты с тротуаров на парковки, они также фиксируют нарушителей с помощью фото и видео и передают в службу поддержки, которая на основании данных решает, что делать с таким пользователем.
Мы сотрудничаем с городскими властями по поводу создания медленных зон, мест, где скорость самокатов будет снижаться. Мы готовы их вводить и понимаем, что есть участки, на которых передвигаться на максимальной скорости на самокатах просто опасно. Это участки с высоким пешеходным трафиком.
>>> «Яндекс» хочет ввести квоты на число самокатов и ограничить их скорость до 20 км/ч
Денис Балакирев, пресс-секретарь кикшерингового оператора Whoosh:
— В прошлом году только на самокатах нашего сервиса хотя бы одну поездку совершили около 30% жителей города. Всего ими было совершено 6 млн поездок. Очевидно, что это полезно городу.
95% поездок на самокатах совершается по транспортному сценарию: чтобы доехать до работы, университета, до транспортного хаба. По этому показателю, как и по количеству поездок на одного жителя, Екатеринбург является лидирующим среди всех городов России, включая столицы.
Одна сотая всех поездок совершается с нарушениями. Учитывая количество поездок, это очень серьезный показатель. В прошлом сезоне мы арестовали и заблокировали 21 тыс. нарушителей по Екатеринбургу.
У каждого сервиса есть черные списки — это данные о тех, чей аккаунт был однажды заблокирован. Чтобы восстановиться, я вас уверяю, недостаточно найти другой номер телефона и другую банковскую карту, нужен новый смартфон.
Среди кикшеринговых компаний обсуждается объединение черных списков, чтобы нарушители не гастролировали от одного сервиса к другому. Сейчас мы решаем вопрос, как это сделать в техническом плане. Злостные нарушители в будущем вообще не будут допускаться ни к каким самокатам.
Хочу отметить, что все поездки на самокатах кикшеринговых сервисов застрахованы, имеется в виду страхование третьих лиц, в том числе пешеходов, и пострадавший может претендовать на получение выплаты после обращения в ГАИ или скорую помощь.
Фотографии в тексте: принт-скрины с онлайн-конференции в ТАСС-Урал
Читайте также на DK.RU: Самокаты не запретят, а метро будут достраивать: Алексей Орлов поведал о судьбе транспорта.








