Бизнес забил стоки: как рынок лизинга переживает кризис

Когда бизнес не справляется с платежами, лизинговые компании вынуждены балансировать между привлечением новых клиентов и разумными рисками. Но восстановление рынка будет быстрым, уверены они.
Рынок лизинга с прошлого года находится в сложных условиях. Во многих сегментах лизингового бизнеса спрос упал из-за высокой ключевой ставки и, как следствие, дорогих кредитов и охлаждения экономики. Теперь компаниям приходится вместе с клиентами искать пути выхода из непростой ситуации, балансировать между привлечением новых клиентов и разумной риск-политикой.
Параллельно на этом фоне растут стоки лизинговых компаний — в основном за счет грузовых автомобилей, которых на балансе уже порядка 15 тыс. штук, рассказывают игроки рынка.
Эксперты лизинговой сферы рассказали DK.RU, как компании справляются с такой ситуацией, чего они ждут от выхода маркетплейсов на рынок лизинга и почему специалистам лизинга приходится постоянно учиться новому.
Клиенты возвращают лизинговую технику
Жесткая политика Центробанка РФ по сдерживанию инфляции — ключевая ставка держится на уровне 21% с прошлого года — сильно влияет на спрос. Платежеспособность компаний снижается из-за высоких кредитных ставок, и части предпринимателей приходится возвращать технику лизингодателям, рассказали участники рынка. Те вынуждены искать пути выхода из ситуации вместе с наиболее устойчивыми клиентами.
Текущая стоимость заемного финансирования значительно влияет на рынок, однако устойчивый спрос на услуги лизинга сохраняется в отдельных отраслях и сегментах, говорит Иван Савченко, региональный директор уральского дивизиона компании «Интерлизинг». По итогам 2024 г. объем нового бизнеса в «Интерлизинге» вырос на 41%, причем в Уральском дивизионе компании спад зафиксирован только в сегменте грузового автотранспорта, а остальные категории показали устойчивость.
По данным агентства «Эксперт РА», объем нового бизнеса в сегменте грузовых автомобилей и строительной техники снизился на 18% после нескольких лет кратного роста.
Значительный рост объемов изъятого имущества в сегменте автолизинга — один из главных трендов лизингового рынка сейчас, —говорит представитель «РЕГИОН Лизинг» Рустем Мухамедов. — Эта ситуация напрямую связана с охлаждением экономики и снижением платежеспособности бизнеса из-за высоких кредитных ставок.
По оценкам участников рынка, общий объем стоков достиг 30 тыс. единиц, причем около половины приходится на грузовой транспорт. Особенно показательна динамика роста изъятых автомобилей — их количество на балансах лизинговых компаний за прошлый год выросло более чем втрое. Проблема перевозчиков, особенно малых, еще и в том, что им сложнее исполнять обязательства по лизинговым договорам после снижения тарифов.
По словам Мухамедова, фактически лизинговым компаниям приходится работать в условиях двойного давления: с одной стороны — сокращение потока новых сделок, с другой — рост проблемных активов в портфеле.
Баланс между риском и привлечением клиентов
Такая ситуация вынуждает лизинговые компании искать оптимальный выход — в непростой ситуации они находятся вместе с клиентами.
Корпоративные клиенты приходят совместно искать оптимальные решения и договариваться о реструктуризации графиков. Сокращение автопарка может критически отразиться на их бизнесе и привести к потере позиций на рынке. При этом со стороны устойчивых игроков появился спрос на уступку прав по лизингу на технику, купленную в 2022-2023 гг., так как стоимость этих договоров ниже текущих рыночных предложений», — говорит Иван Савченко.
В текущих экономических реалиях лизинговые компании вынуждены балансировать между привлечением новых клиентов и поддержанием разумной риск-политики.
Вместе с тем участники рынка активно развивают новые компетенции: вместе с совершенствованием методики оценки рисков они оптимизируют процесс реализации изъятого имущества, говорит Рустем Мухамедов.
Многие лизингодатели рассматривают возможность создания собственных площадок для продажи машин с пробегом, некоторые разрабатывают специальные продукты для повторного лизинга изъятой техники, — рассказывает эксперт.
Кроме того, потребители лизинговых услуг ищут другие пути решения и все чаще предпочитают ремонт и модернизацию существующего парка, а также покупку подержанной техники, что снижает объемы новых лизинговых сделок.
Отдельно стоит отметить еще несколько трендов. Первый: лизинговые компании все чаще выпускают облигации — они используют этот инструмент финансирования из-за высокой стоимости заемных средств. Второй: выход крупных маркетплейсов на рынок автолизинга, продолжает Рустем Мухамедов.
Эти игроки обладают серьезными конкурентными преимуществами, включая удобные цифровые платформы, технологические решения и широкую клиентскую базу. Их опыт в разработке клиентских сервисов может повлиять на ландшафт рынка в ближайшие годы, — говорит он.
Снижение ставки оживит рынок
Высокая ключевая ставка привела к тому, что клиенты стали гораздо осторожнее в своих инвестиционных решениях, и зачастую либо откладывают крупные закупки, либо ищут альтернативные варианты финансирования, в том числе используя собственные средства, указывают в «РЕГИОН Лизинг». Кроме того, чтобы снизить финансовую нагрузку, многие клиенты теперь выбирают сокращенные сроки договоров с увеличенными авансовыми платежами — это позволяет им уменьшить ежемесячные выплаты.
Вместе с тем ожидаемое смягчение денежно-кредитной политики должно дать новый импульс развитию лизингового рынка. Многие проекты, которые сейчас откладываются, получат возможность для реализации, считает Мухамедов. С этим согласны и в «Интерлизинге».
Если опираться на позитивные изменения в геополитике и потенциальное смягчение ДКП Центрального банка России, мы ожидаем умеренный рост рынка на уровне 10% в 2025 г. Снижение ставок может положительно повлиять на предпринимательские настроения и стать стимулом для развития рынка. Кроме того, поддержать бизнес могут целевые субсидии на спецтехнику, автотранспорт и оборудование, — рассказал Иван Савченко.
Лизинговый рынок оживет первым
Основным драйвером развития лизингового рынка остается автолизинг, но эксперты прогнозируют падение продаж, особенно в сфере грузоперевозок. Сложные времена также переживает рынок строительной и спецтехники на фоне падения объемов строительства жилья. К тому же компании в сегменте малого и среднего бизнеса все чаще предпочитают ремонтировать автопарк и покупать подержанные машины. В то же время муниципальные заказы помогают сохранять спрос на технику для ЖКХ, рассуждают в «РЕГИОН Лизинг».
В авиации и судостроении есть своя специфика, связанная с нехваткой комплектующих и ограничением производственных мощностей. А в сегменте лизинга производственного оборудования необходимы серьезные инвестиции, которые при высокой ключевой ставке многие лизингодатели не могут финансировать самостоятельно. На этом фоне растет значимость господдержки.
Стратегия «Интерлизинга» предполагает развитие в сегменте МСБ: сохранение высокой диверсификации портфеля и низкой концентрации риска на предметы лизинга. В текущих условиях она оправдывает себя и позволяет наращивать портфель, сохраняя его качество, — отмечают в компании.
Несмотря на текущие вызовы, фундаментальные предпосылки для развития лизинга сохраняются. Лизинговый рынок характеризуется высокой чувствительностью к кризисным явлениям в экономике, но при этом демонстрирует способность к быстрому восстановлению после спадов, добавляют в «РЕГИОН Лизинг».
Потребность в модернизации производств, транспорта и техники остается высокой. Лизинговые продукты по-прежнему востребованы. Мы ожидаем, что снижение ключевой ставки станет катализатором для оживления инвестиционной активности и даст новый импульс развитию рынка лизинга, — резюмирует Рустем Мухамедов.
Ранее на DK.RU: Сначала замрет, но потом восстановится: что будет с рынком лизинга в 2025 году
Значительный рост объемов изъятого имущества в сегменте автолизинга — один из главных трендов лизингового рынка сейчас, —говорит представитель «РЕГИОН Лизинг» Рустем Мухамедов. — Эта ситуация напрямую связана с охлаждением экономики и снижением платежеспособности бизнеса из-за высоких кредитных ставок.
Корпоративные клиенты приходят совместно искать оптимальные решения и договариваться о реструктуризации графиков. Сокращение автопарка может критически отразиться на их бизнесе и привести к потере позиций на рынке. При этом со стороны устойчивых игроков появился спрос на уступку прав по лизингу на технику, купленную в 2022-2023 гг., так как стоимость этих договоров ниже текущих рыночных предложений», — говорит Иван Савченко.


