Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Бизнес забил стоки: как рынок лизинга переживает кризис

Бизнес забил стоки: как рынок лизинга переживает кризис
Иллюстрация: ДК/freepik

Когда бизнес не справляется с платежами, лизинговые компании вынуждены балансировать между привлечением новых клиентов и разумными рисками. Но восстановление рынка будет быстрым, уверены они.

Рынок лизинга с прошлого года находится в сложных условиях. Во многих сегментах лизингового бизнеса спрос упал из-за высокой ключевой ставки и, как следствие, дорогих кредитов и охлаждения экономики. Теперь компаниям приходится вместе с клиентами искать пути выхода из непростой ситуации, балансировать между привлечением новых клиентов и разумной риск-политикой.

Параллельно на этом фоне растут стоки лизинговых компаний — в основном за счет грузовых автомобилей, которых на балансе уже порядка 15 тыс. штук, рассказывают игроки рынка.

Эксперты лизинговой сферы рассказали DK.RU, как компании справляются с такой ситуацией, чего они ждут от выхода маркетплейсов на рынок лизинга и почему специалистам лизинга приходится постоянно учиться новому.

Клиенты возвращают лизинговую технику

Жесткая политика Центробанка РФ по сдерживанию инфляции — ключевая ставка держится на уровне 21% с прошлого года — сильно влияет на спрос. Платежеспособность компаний снижается из-за высоких кредитных ставок, и части предпринимателей приходится возвращать технику лизингодателям, рассказали участники рынка. Те вынуждены искать пути выхода из ситуации вместе с наиболее устойчивыми клиентами.

Текущая стоимость заемного финансирования значительно влияет на рынок, однако устойчивый спрос на услуги лизинга сохраняется в отдельных отраслях и сегментах, говорит Иван Савченко, региональный директор уральского дивизиона компании «Интерлизинг». По итогам 2024 г. объем нового бизнеса в «Интерлизинге» вырос на 41%, причем в Уральском дивизионе компании спад зафиксирован только в сегменте грузового автотранспорта, а остальные категории показали устойчивость.

По данным агентства «Эксперт РА», объем нового бизнеса в сегменте грузовых автомобилей и строительной техники снизился на 18% после нескольких лет кратного роста.

Бизнес забил стоки: как рынок лизинга переживает кризис

 1Значительный рост объемов изъятого имущества в сегменте автолизинга — один из главных трендов лизингового рынка сейчас, —говорит представитель «РЕГИОН Лизинг» Рустем Мухамедов. — Эта ситуация напрямую связана с охлаждением экономики и снижением платежеспособности бизнеса из-за высоких кредитных ставок.

По оценкам участников рынка, общий объем стоков достиг 30 тыс. единиц, причем около половины приходится на грузовой транспорт. Особенно показательна динамика роста изъятых автомобилей — их количество на балансах лизинговых компаний за прошлый год выросло более чем втрое. Проблема перевозчиков, особенно малых, еще и в том, что им сложнее исполнять обязательства по лизинговым договорам после снижения тарифов.

По словам Мухамедова, фактически лизинговым компаниям приходится работать в условиях двойного давления: с одной стороны — сокращение потока новых сделок, с другой — рост проблемных активов в портфеле.

Баланс между риском и привлечением клиентов

Такая ситуация вынуждает лизинговые компании искать оптимальный выход — в непростой ситуации они находятся вместе с клиентами.

Бизнес забил стоки: как рынок лизинга переживает кризис

 2Корпоративные клиенты приходят совместно искать оптимальные решения и договариваться о реструктуризации графиков. Сокращение автопарка может критически отразиться на их бизнесе и привести к потере позиций на рынке. При этом со стороны устойчивых игроков появился спрос на уступку прав по лизингу на технику, купленную в 2022-2023 гг., так как стоимость этих договоров ниже текущих рыночных предложений», — говорит Иван Савченко.

В текущих экономических реалиях лизинговые компании вынуждены балансировать между привлечением новых клиентов и поддержанием разумной риск-политики.

Вместе с тем участники рынка активно развивают новые компетенции: вместе с совершенствованием методики оценки рисков они оптимизируют процесс реализации изъятого имущества, говорит Рустем Мухамедов.

Многие лизингодатели рассматривают возможность создания собственных площадок для продажи машин с пробегом, некоторые разрабатывают специальные продукты для повторного лизинга изъятой техники, — рассказывает эксперт.

Кроме того, потребители лизинговых услуг ищут другие пути решения и все чаще предпочитают ремонт и модернизацию существующего парка, а также покупку подержанной техники, что снижает объемы новых лизинговых сделок.

Отдельно стоит отметить еще несколько трендов. Первый: лизинговые компании все чаще выпускают облигации — они используют этот инструмент финансирования из-за высокой стоимости заемных средств. Второй: выход крупных маркетплейсов на рынок автолизинга, продолжает Рустем Мухамедов.

Эти игроки обладают серьезными конкурентными преимуществами, включая удобные цифровые платформы, технологические решения и широкую клиентскую базу. Их опыт в разработке клиентских сервисов может повлиять на ландшафт рынка в ближайшие годы, — говорит он.

Снижение ставки оживит рынок

Высокая ключевая ставка привела к тому, что клиенты стали гораздо осторожнее в своих инвестиционных решениях, и зачастую либо откладывают крупные закупки, либо ищут альтернативные варианты финансирования, в том числе используя собственные средства, указывают в «РЕГИОН Лизинг». Кроме того, чтобы снизить финансовую нагрузку, многие клиенты теперь выбирают сокращенные сроки договоров с увеличенными авансовыми платежами — это позволяет им уменьшить ежемесячные выплаты.

Вместе с тем ожидаемое смягчение денежно-кредитной политики должно дать новый импульс развитию лизингового рынка. Многие проекты, которые сейчас откладываются, получат возможность для реализации, считает Мухамедов. С этим согласны и в «Интерлизинге». 

Если опираться на позитивные изменения в геополитике и потенциальное смягчение ДКП Центрального банка России, мы ожидаем умеренный рост рынка на уровне 10% в 2025 г. Снижение ставок может положительно повлиять на предпринимательские настроения и стать стимулом для развития рынка. Кроме того, поддержать бизнес могут целевые субсидии на спецтехнику, автотранспорт и оборудование, — рассказал Иван Савченко.

Лизинговый рынок оживет первым

Основным драйвером развития лизингового рынка остается автолизинг, но эксперты прогнозируют падение продаж, особенно в сфере грузоперевозок. Сложные времена также переживает рынок строительной и спецтехники на фоне падения объемов строительства жилья. К тому же компании в сегменте малого и среднего бизнеса все чаще предпочитают ремонтировать автопарк и покупать подержанные машины. В то же время муниципальные заказы помогают сохранять спрос на технику для ЖКХ, рассуждают в «РЕГИОН Лизинг».

В авиации и судостроении есть своя специфика, связанная с нехваткой комплектующих и ограничением производственных мощностей. А в сегменте лизинга производственного оборудования необходимы серьезные инвестиции, которые при высокой ключевой ставке многие лизингодатели не могут финансировать самостоятельно. На этом фоне растет значимость господдержки.

Стратегия «Интерлизинга» предполагает развитие в сегменте МСБ: сохранение высокой диверсификации портфеля и низкой концентрации риска на предметы лизинга. В текущих условиях она оправдывает себя и позволяет наращивать портфель, сохраняя его качество, — отмечают в компании.

Несмотря на текущие вызовы, фундаментальные предпосылки для развития лизинга сохраняются. Лизинговый рынок характеризуется высокой чувствительностью к кризисным явлениям в экономике, но при этом демонстрирует способность к быстрому восстановлению после спадов, добавляют в «РЕГИОН Лизинг».

Потребность в модернизации производств, транспорта и техники остается высокой. Лизинговые продукты по-прежнему востребованы. Мы ожидаем, что снижение ключевой ставки станет катализатором для оживления инвестиционной активности и даст новый импульс развитию рынка лизинга, — резюмирует Рустем Мухамедов.

Ранее на DK.RU: Сначала замрет, но потом восстановится: что будет с рынком лизинга в 2025 году

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.