«Мне сложно назвать отрасли, которые могут себе позволить не инвестировать в обучение»

Руководитель Центра исследований МИРБИС Алла Третьякова — о том, почему бизнес инвестирует в обучающие программы и как это помогает ему быть на шаг впереди конкурентов.
За последние два года объем потребления бизнес-образования в России по разным данным вырос на 15–20%. Помимо классических программ вроде MBA и Executive MBA, рынок все активнее запрашивает краткосрочные прикладные форматы, ориентированные на быстрое получение и применение компетенций.
О том, как изменилось отношение бизнеса к образованию и почему все больше компаний инвестируют в развитие сотрудников, DK.RU рассказала Алла Третьякова — кандидат психологических наук, руководитель программы MBA «Управление персоналом» и Центра исследований МИРБИС.
Корректно ли говорить, что сегодня инвестиции в образование стали стратегически важными для бизнеса?
— Безусловно. Сегодня компании остро нуждаются в новых компетенциях, которые не всегда возможно развить внутри организации, — отсюда и растущий интерес бизнеса к образованию и обучению. Этот интерес во многом продиктован тем, что мы живем в мире стремительных изменений. Найти готовое решение или сотрудника с точным опытом, который уже решал подобную задачу, — почти невозможно.
Большинство компаний сталкиваются с абсолютно новыми для всех вызовами. Поэтому возрастает ценность компетенций, основанных на реальном опыте — как индивидуальном, так и корпоративном, которые превращаются в прикладные бизнес-решения.
Какие отрасли сейчас наиболее активно инвестируют в обучающие программы?
— Для ряда отраслей непрерывное обучение и развитие давно стало базовым требованием — своего рода must have. В первую очередь это касается технологических компаний, IT-сектора, телекома и ресурсодобывающих отраслей, которые традиционно опережают других по уровню развития и внедрению новых решений.
В то же время в более консервативных, классических, отраслях, например, в сельском хозяйстве, уровень проникновения новых технологий сегодня тоже очень высок. Цифровые навыки и новые форматы работы здесь уже не просто востребованы — они становятся обязательными.
Мне сложно назвать отрасли, которые сейчас могут позволить себе не учиться, не инвестировать в развитие сотрудников. Лидеры делают это, чтобы оставаться на шаг впереди и не утратить своих позиций. Те, кто пока в числе отстающих, — чтобы дотянуться до основной массы. А основная масса компаний — чтобы не скатиться в число аутсайдеров.
Бизнесы, которые не занимаются обучением персонала, либо осознанно готовятся покинуть рынок, либо постоянно покупают готовую компетенцию на рынке.
Считается, что обучение стало мощным нематериальным стимулом для удержания сотрудников.
— Сегодня в условиях острого кадрового дефицита это действительно так.
Обучение традиционно входит в топ-3 главных факторов, удерживающих людей в компании. Оно становится мощным инструментом выстраивания долгосрочных отношений между компанией и сотрудником.
Когда человек стремится к профессиональному росту и видит, что организация готова его в этом поддерживать, предоставляя возможности для развития, — возникает совершенно иной уровень взаимопонимания. Его будет сложно переманить, потому что он ощущает не только ценность, но и смысл своей работы. А это и есть залог высокой вовлеченности — без принуждения и постоянного контроля.
С какими задачами к вам в МИРБИС чаще всего приходят корпоративные клиенты?
— Если говорить о слушателях, которые приходят к нам в группы, можно выделить три основных запроса.
Во-первых, это стремление систематизировать и расширить управленческое мышление. Традиционно в бизнес-школы приходят руководители среднего и высшего звена, а также собственники — на программы MBA и Executive MBA. Для них важно сформировать более целостное, стратегическое видение, чтобы повысить свою эффективность в управлении функцией, подразделением или всей компанией.
Во-вторых, слушателям важны передовые практики в разных функциональных областях — от HR и управления изменениями до цифровых технологий и инноваций. Это помогает им оставаться актуальными в быстро меняющейся бизнес-среде.
И в-третьих, ценность представляет профессиональное сообщество. Участники не просто получают знания, а обмениваются опытом с коллегами, обсуждают, как применяются полученные знания в реальных условиях. Это дает возможность взглянуть на задачи через призму опыта других компаний и отраслей.
Именно поэтому, несмотря на доступность онлайн-форматов, офлайн-обучение остается более востребованным. Конечно, территориальный фактор никто не отменял, и иногда онлайн — лучше, чем ничего. Но если есть выбор, большинство участников предпочитает очные занятия, поскольку они дают возможность для более глубокой и неформальной коммуникации.
И неслучайно в нашем обучающем контенте мы активно опираемся на опыт самих участников — через проекты, кейсы, обсуждения. Группа не просто изучает теорию — она приумножает ее: один кейс превращается в двадцать пять, а иногда и в тридцать разных вариантов реализации. Это расширяет представление о том, как по-разному можно решать одни и те же задачи в разных отраслях и компаниях. И это — очень ценно для бизнеса.
Какие направления обучения сегодня наиболее востребованы у бизнеса и какие из них действительно оправдывают вложения в текущих условиях?
— Мы начали наш разговор с того, что инвестиции в обучение и развитие — это именно инвестиции, а не затраты. Поэтому вложения в обучение оправданны вне зависимости от конкретного направления. Важно, чтобы оно отвечало текущим вызовам бизнеса.
Сейчас фокус спроса формируется в первую очередь внешней средой. С одной стороны, мы наблюдаем стремительное развитие цифровых технологий — настолько быстрое, что у сотрудников нередко возникает стресс от ощущения, что они не успевают за этим потоком.
С другой стороны, в условиях тотального кадрового дефицита компании вынуждены по-новому выстраивать работу с людьми — учиться удерживать сотрудников, повышать их эффективность, адаптироваться под новые поколения. Ведь на смену управляемому, понятному поколению 40+ приходит молодое поколение зумеров. Они не хуже и не лучше, они просто другие — и компаниям, особенно руководителям, нужно учиться взаимодействовать с ними по-другому. Поэтому обучение в сфере управления людьми — еще одно ключевое направление.
Когда мы объединяем эти два вектора — технологии и управление людьми, возникает третий важнейший запрос: системное управление изменениями. Компании понимают, что невозможно получить устойчивый результат, фокусируясь только на одном аспекте, — нужно охватывать сразу людей, технологии и процессы. Только тогда возможна настоящая трансформация.
И наконец, стратегический менеджмент остается фундаментом. Это направление было и остается приоритетом в бизнес-образовании — не только в МИРБИС, но и в других школах. Без четкой стратегии невозможно эффективно управлять изменениями ни в людях, ни в технологиях, ни в продуктах.
Как собственники и руководители компаний измеряют эффективность инвестиций в обучение?
— Во-первых, собственники оценивают эффект на уровне личного восприятия — особенно если сами проходят обучение. Они чувствуют, насколько меняется их взгляд на привычные вещи, насколько иначе они начинают принимать решения и инициировать изменения в компании.
Во-вторых, измеряется эффективность самих изменений — насколько успешно реализуются трансформации, запущенные в результате нового опыта и знаний.
И в-третьих, важной ценностью становится нетворкинг — те деловые контакты, которые они получают в бизнес-школе, зачастую становятся источником новых партнерств, идей и решений.
Если мы говорим об обучении персонала — это, безусловно, напрямую влияет на эффективность бизнеса.
Как вы считаете, возрастет ли в ближайшем будущем роль бизнес-школ в развитии экономики страны в целом?
— Скажу, возможно, крамольную вещь. Мой профессиональный опыт, к сожалению, показывает: между наукой, особенно гуманитарной, и реальными запросами бизнеса по-прежнему сохраняется ощутимый разрыв. Складывается впечатление, что они существуют в параллельных реальностях. При этом бизнес сталкивается с массой новых вызовов, на которые не всегда есть готовые ответы. А наука, возможно, и предлагает решения, но до бизнеса они зачастую просто не доходят.
Мне кажется, именно бизнес-школы сегодня становятся той самой площадкой, которая может преодолеть этот разрыв. Они способны не только «переводить» язык науки в понятный бизнесу формат и, наоборот, формулировать прикладные запросы бизнеса в научно обоснованную плоскость, но и служить посредником между двумя мирами.
Бизнес-школа может организовать апробацию научных разработок в практике и помочь бизнесу применять эти знания, а также осмыслить и методологически укрепить лучшие решения, рожденные в бизнес-среде. На мой взгляд, это критически важная миссия.
Справка DK.RU:
Реклама, АНО "ИНСТИТУТ МИРБИС, erid: 2W5zFHkf2UY




