Сергей Чемезов: «Берег далеко, но курс проложен»

Главная проблема для промышленности — это неподъемные кредиты, в очередной раз заявил глава «Ростеха». Кроме того, он рассказал, как должна развиваться Россия в ближайшие 15 лет.
«Импортозамещение и технологический суверенитет — это не просто новая национальная идея, а образ нашего будущего», — сформулировал свою позицию гендиректор корпорации «Ростех» Сергей Чемезов в колонке на РБК.
Он считает, что наше время — один из сложнейших периодов в истории человечества, однако страна должна бороться за будущее и выйти из этой борьбы победителем.
Выигрывает тот, кто уверен, прагматичен и действует на опережение. Важно не фантазировать, что нас ждет там, за горизонтом, а ставить собственные цели. Самим конструировать будущее, а не пассивно наблюдать и гадать, каким оно будет. Иначе будущее нам приготовят другие.
Чемезов считает, что теория мирового разделения труда ненадежна и опасна, и именно Россия стала первой страной, где эта теория дала сбой. Поэтому ставка должна быть на импортозамещение и технологический суверенитет:
Это не просто новая национальная идея, а образ нашего будущего. Понятно, что берег пока далеко и впереди немало проблем, которые непременно будут смаковать критики. Но курс проложен, и надо идти только вперед.
Он призвал разбить расхожий на Западе стереотип о России как «стране-бензоколонке». Для этого нужно построить «сильную, развитую экономику, которая базируется на современном технически оснащенном производстве и максимально независима от внешних факторов и игроков». Именно такой глава Ростеха видит страну через 15 лет.
При этом он считает, что нельзя замыкаться в рамках своей страны. По мнению Чемезова, российская продукция высокого передела должна выйти на мировой рынок и занять на нем свою нишу. Он отметил, что у корпорации «Ростех» уже есть такой опыт в сфере вооружения, авиационной техники, искусственного интеллекта, некоторых видов медицинской продукции.
Он призвал перестать «догонять и перегонять» развитые западные технологии, отметив, что это не даст никаких конкурентных преимуществ, вместо этого нужно самим заниматься «подрывными инновациями» (искусственный интеллект, квантовые технологии, высокотехнологичный бизнес), создавая новые отрасли и ликвидируя существующие.
Здесь мы — в равных условиях с зарубежными конкурентами. Важно использовать момент и обеспечить стабильные рыночные условия для развития таких технологий, — отметил он.
Как раз отсутствие стабильных рыночных условий и мешает реализовать планы по технологическому суверенитету. В первую очередь это дорогие кредиты, не позволяющие промышленникам развиваться. Сергей Чемезов в очередной раз подчеркнул:
Промышленности жизненно необходимы длинные и дешевые деньги, чтобы инвестировать в создание новых технологий и продуктов. Я не раз уже говорил о значении ключевой ставки для этого. Тем не менее проблема остается острой.
По его словам, сейчас стоимость кредитов для бизнеса превышает среднюю рентабельность промышленных предприятий по EBIT (4%) в несколько раз, предприятия просто не могут зарабатывать столько, чтобы покрывать кредитные платежи и еще развиваться.
За последние 11 лет рентабельность обрабатывающей промышленности находилась на уровне около 6,3% при среднегодовой ставке кредитования 10,6%, — привел он пример.
Кроме того, высокая ключевая ставка негативно сказывается на экспортерах, подчеркнул Чемезов:
Существенное влияние текущая ситуация оказывает на экспорт продукции. Традиционно авансовые платежи составляют не более 15–20%, для производства используются заемные кредитные средства, с текущей ставкой рентабельность теряется уже в процессе реализации контракта.
Ранее Сергей Чемезов несколько раз резко критиковал денежно-кредитную политику Центробанка, отмечая, что корпорация в отсутствие оборотных средств и без возможности кредитоваться вынуждена буквально «ходить в правительство с протянутой рукой говоря: дайте нам денег, чтобы сохранить наше производство».
По его мнению, поддержки правительства в виде льготных кредитов недостаточно, поскольку она касается лишь гособоронзаказа, все остальное «брошено на собственно выживание».
Добавим, в октябре 2024 г. глава «Ростеха» предупреждал правительство, что предприятия, входящие в корпорацию, могут оказаться под угрозой банкротства, поскольку всю ее прибыль «съедают проценты, которые мы вынуждены заплатить банку», рассказывал DK.RU.
Читайте также на DK.RU: Риски для крупного бизнеса в 2025 г.: высокая ключевая ставка и кадровый голод



