Сетевые ритейлеры и онлайн-продавцы объединились против скидок на Wildberries и Ozon

Участники рынка физической розницы и интернет-торговли потребовали внести ряд изменений в финальную версию законопроекта о платформенной экономике и установить предел скидки за счет площадок в 10%.
Заместителю руководителя администрации президента Максиму Орешкину, председателю правительства Михаилу Мишустину, председателю Госдумы Вячеславу Володину и председателю Совфеда Валентине Матвиенко направлены письма с просьбой внести ряд изменений в финальную версию законопроекта о платформенной экономике.
Совместное обращение подписано руководителями торговых сетей X5 Retail Group, «Магнит» и «Лента», Mercury Retail Holding (владеет сетями «Бристоль» и «Красное & Белое»), торговых сетей электроники и бытовой техники «М.Видео-Эльдорадо» и ДНС, а также группы компаний «Детский мир». Среди крупных онлайн-игроков предложения поддержали «Яндекс Маркет», Lamoda, «ВсеИнструменты.ру», а также онлайн-сервис доставки еды «Купер» (ранее «СберМаркет»).
Как сообщил РБК, ключевой момент в обращении — ограничить общий объем средств, который маркетплейс может инвестировать в скидки в течение года, — не более 10% общего оборота товаров площадки за прошлый год.
В противном случае, указано в письме, возможность нерегулируемо финансировать скидки приведет к монополизации рынка ритейла, к росту цен на товары, а также к сокращению числа продавцов и производителей, т.к. ритейлеры не выдержат ценовой конкуренции с крупнейшими маркетплейсами Wildberries и Ozon.
По оценке партнера адвокатского бюро ЕПАМ Евгения Большакова, объем инвестиций площадок в скидки в настоящее время составляет 16–22% оборота. В частности, в 2023 г. Wildberries инвестировал в собственные скидки на товары 550 млрд руб. при обороте компании более 2,5 трлн руб.
Кроме того, авторы письма просят установить ответственность цифровых платформ при торговле продовольственными товарами по договорам поставки и ввести для маркетплейсов те же ограничения, которые есть у традиционных торговых сетей по закону «О торговле». В письме также предлагается сократить срок вступления закона в силу принятия закона с 1 марта 2027 г. до 1 марта 2026 г.
Ранее DK.RU рассказывал, что с 2019 по 2024 гг. российский рынок электронной коммерции вырос с 1,7 трлн до 12,6 трлн руб., то есть в 7,5 раза, а доля онлайн-продаж увеличилась с 5 до 23%.
Стремительно теряющие покупателей офлайновые ритейлеры пытаются противостоять интернет-экспансии. В феврале 2025 г. Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) направила в ФАС РФ жалобу на «незаконную практику демпинга» со стороны маркетплейсов. А полгода назад представители ТЦ жаловались Минпромторгу, Минэкономики, Минфину, ФАСу и правительству РФ на конкурентные преимущества в работе маркетплейсов, среди которых — маневренность в сфере налогообложения и меньший контроль за реализацией контрафакта.
Предложение (об ограничении общего объема скидок — прим. редакции), высказанное как отдельными представителями платформенного бизнеса, так и традиционным ритейлом, не просто нецелесообразно, а даже вредно. Единственная цель такого предложения — искусственно ограничить развитие передовых маркетплейсов в угоду устаревающим или неэффективным бизнес-моделям, — ответили на инициативу в пресс-службе объединенной компании Wildberries & Russ.
В Озоне также не согласны с новыми предложениями.
Мы выступаем за сохранение рыночного подхода, — подчеркнули в пресс-службе Ozon.
Отметим, что правительство России внесло финальную версию законопроекта о платформенной экономике на рассмотрение Госдумы 3 июля. Как рассказывал DK.RU, он разработан Минэкономразвития по поручению премьер-министра Михаила Мишустина и под кураторством заместителя председателя — руководителя аппарата правительства Дмитрия Григоренко. Документы пакета направлены на регулирование посреднических цифровых платформ: маркетплейсов и сервисов заказа товаров и услуг (например, еды, такси, продуктов («Яндекс», «Самокат», Avito и т.д.).
Читайте также на DK.RU:
>>> Банкам и маркетплейсам запретят создавать профили граждан и анализировать истории покупок
>>> «Яндекс» и онлайн-ритейлер Lamoda объявили о стратегическом партнерстве



